КНИЖНЫЙ ШКАФ
РУССКАЯ, СОВЕТСКАЯ, РОССИЙСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ: КОНСПЕКТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Б.С. Братусь
М.: Московский психолого-социальный институт,
Флинта, 2000
«Библиотека школьного психолога», по замыслу
издателей, призвана сориентировать не очень
искушенного психолога-практика во всем
многообразии приемов практической работы и,
главное, помочь ему в формировании научного
мировоззрения. Книга Б.С. Братуся нацелена
исключительно на решение второй задачи. В ней
предпринята попытка проследить эволюцию
отечественной психологической мысли и указать
перспективные тенденции ее развития.
Книга, безусловно, достойна прочтения — хотя бы
ради того, чтобы уяснить, что предлагается
многоопытным и авторитетным психологом в
качестве мировоззренческого фундамента. Правда,
кажется крайне неоднозначным вопрос о том,
пригоден ли этот фундамент для построения здания
психологической науки и практики.
Министерский гриф, которым снабжена книга,
рекомендует ее «к использованию в вузах и школах
РФ в качестве необходимой учебно-методической
литературы». Аннотация не так категорична: книга
«может быть использована как учебное пособие».
Руководствоваться лучше аннотацией, ибо
необходимость внедрения авторской позиции в умы
учащихся представляется небесспорной.
В конспективном рассмотрении (этот жанр заявлен
самим автором) Б.С. Братусь прослеживает
тернистый путь отечественной психологии сквозь
всевозможные уклонения и извращения к своей
подлинной сущности — именно как к науке о душе.
По мнению автора, научное мировоззрение должно
быть неразрывно связано с религиозным (в
соответствии с его собственными убеждениями —
христианским, конкретно — православным), иначе
психология рискует утратить свой предмет, что и
происходило постоянно в ходе ее нелегкой
истории.
Ученый исключительного ума и широкой эрудиции,
известный научному сообществу рядом блестящих
работ, Б.С. Братусь патетически, даже страстно
аргументирует свой подход и кого-то наверняка
убедит. Это и понятно: идеологический вакуум
последних лет ныне стремительно заполняется
религиозностью. Но вот тем ученым, в чьих умах
состояние вакуума не наступало, нелегко будет
осуществить такой кульбит.
В самом деле многие известные психологи были
верующими (правда, принадлежали к разным
конфессиям). Иные, напротив, были атеистами или
агностиками. Но вклад в науку тех и других
определяется отнюдь не этим. Там же, где они
принимались смешивать несовместимое, наука
кончалась и начиналась проповедь.
Автор, по сути дела, дискредитирует психологию
как науку, направляя ее в церковное русло. Никому
не придет в голову рассуждать, скажем, о
православной биологии или католической химии.
Тот факт, что психология подвержена таким
манипуляциям даже со стороны авторитетных
специалистов, заставляет признать зыбкость ее
научного статуса и реальность возврата в дебри
схоластических спекуляций и мистических практик
— дебри, из которых она мучительно пыталась
выпростаться на протяжении столетия.
Каждый психолог выбирает основания для своего
научного мировоззрения сугубо индивидуально.
Один из возможных вариантов демонстрирует
данная книга. И чтобы оценить, в какой мере вы
готовы разделить эту позицию, с ней весьма
полезно ознакомиться.
Сергей СТЕПАНОВ
|