Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

РУССКАЯ, СОВЕТСКАЯ, РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: КОНСПЕКТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕРУССКАЯ, СОВЕТСКАЯ, РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: КОНСПЕКТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ

 

Б.С. Братусь
М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2000

 

«Библиотека школьного психолога», по замыслу издателей, призвана сориентировать не очень искушенного психолога-практика во всем многообразии приемов практической работы и, главное, помочь ему в формировании научного мировоззрения. Книга Б.С. Братуся нацелена исключительно на решение второй задачи. В ней предпринята попытка проследить эволюцию отечественной психологической мысли и указать перспективные тенденции ее развития.
Книга, безусловно, достойна прочтения — хотя бы ради того, чтобы уяснить, что предлагается многоопытным и авторитетным психологом в качестве мировоззренческого фундамента. Правда, кажется крайне неоднозначным вопрос о том, пригоден ли этот фундамент для построения здания психологической науки и практики.
Министерский гриф, которым снабжена книга, рекомендует ее «к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы». Аннотация не так категорична: книга «может быть использована как учебное пособие». Руководствоваться лучше аннотацией, ибо необходимость внедрения авторской позиции в умы учащихся представляется небесспорной.
В конспективном рассмотрении (этот жанр заявлен самим автором) Б.С. Братусь прослеживает тернистый путь отечественной психологии сквозь всевозможные уклонения и извращения к своей подлинной сущности — именно как к науке о душе. По мнению автора, научное мировоззрение должно быть неразрывно связано с религиозным (в соответствии с его собственными убеждениями — христианским, конкретно — православным), иначе психология рискует утратить свой предмет, что и происходило постоянно в ходе ее нелегкой истории.
Ученый исключительного ума и широкой эрудиции, известный научному сообществу рядом блестящих работ, Б.С. Братусь патетически, даже страстно аргументирует свой подход и кого-то наверняка убедит. Это и понятно: идеологический вакуум последних лет ныне стремительно заполняется религиозностью. Но вот тем ученым, в чьих умах состояние вакуума не наступало, нелегко будет осуществить такой кульбит.
В самом деле многие известные психологи были верующими (правда, принадлежали к разным конфессиям). Иные, напротив, были атеистами или агностиками. Но вклад в науку тех и других определяется отнюдь не этим. Там же, где они принимались смешивать несовместимое, наука кончалась и начиналась проповедь.
Автор, по сути дела, дискредитирует психологию как науку, направляя ее в церковное русло. Никому не придет в голову рассуждать, скажем, о православной биологии или католической химии. Тот факт, что психология подвержена таким манипуляциям даже со стороны авторитетных специалистов, заставляет признать зыбкость ее научного статуса и реальность возврата в дебри схоластических спекуляций и мистических практик — дебри, из которых она мучительно пыталась выпростаться на протяжении столетия.
Каждый психолог выбирает основания для своего научного мировоззрения сугубо индивидуально. Один из возможных вариантов демонстрирует данная книга. И чтобы оценить, в какой мере вы готовы разделить эту позицию, с ней весьма полезно ознакомиться.

Сергей СТЕПАНОВ