МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕСУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯСовокупный характер субъекта
профессионального самоопределения образуется
по той причине, что кроме самого человека на его
важные жизненные выборы оказывают сильное
влияние родители, сверстники, различные
специалисты (педагоги, психологи) ПАРАДОКСЫ СУБЪЕКТНОСТИВ самом общем плане «субъектность» — это
готовность человека к непредсказуемым,
спонтанным действиям в конкретных жизненных
ситуациях, а также готовность осознавать
(рефлексировать) эту свою спонтанность. В
психологии субъектность иногда называют
внутренней активностью. Субъектность позволяет
человеку не быть игрушкой в руках судьбы, а
самостоятельно планировать и реализовывать свои
жизненные замыслы. Именно субъектность
позволяет человеку быть самим собой. Первый парадоксЧем больше мы познаем самоопределяющегося человека, тем в большей мере мы лишаем его субъектности. Чтобы преодолеть соблазн манипуляции сознанием самоопределяющегося человека, важно повышать этическую ответственность профконсультанта, тогда он не станет превращать помощь в манипуляцию. Второй парадоксСмысл выбираемой профессии часто находится не в самой трудовой деятельности, а в благах, за нее получаемых (в зарплате, престиже и т.п.). Нередко смысл меняется в ходе развития человека (у многих в начале трудовой деятельности смысл — вне труда, но потом они втягиваются в работу и находят смысл уже в самом труде). Третий парадоксЧасто настоящий труженик не получает справедливого вознаграждения, а явный бездельник живет припеваючи — происходит обесценивание труда... К сожалению, это стало почти нормой жизни. В этой ситуации многих людей-тружеников спасает ориентация на смысл самого процесса труда, тогда как ориентация только на вознаграждение делает человека несчастным, ущемленным. Известный драматург В.С. Розов отмечает: «Главная награда за мой труд — это моя радость труда, а не ордена и премии...» Но далеко не все творческие люди готовы к такой позиции. Четвертый парадоксЕсли человек не хочет самостоятельно решать свои проблемы (он потому и пришел за помощью к психологу, да еще заплатил ему деньги), то можно ли вообще говорить о субъекте самоопределения? Это один из наиболее сложных вопросов-парадоксов: нередко смысл помощи в том и заключается, чтобы постепенно сформировать у человека готовность быть реальным субъектом. АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯАктивная позиция самоопределяющегося человека предполагает: — готовность увидеть проблему
самоопределения; СХЕМА АКТИВИЗАЦИИК сожалению, далеко не все клиенты обладают
активной позицией, и тогда возникает
необходимость «активизировать» их.
Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы передается клиенту. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИУсловно можно выделить следующие основные
задачи профессионального самоопределения:
информационно-справочные, просветительские;
диагностические (в идеале — помощь в
самопознании). В процессе профессионального
самоопределения клиент должен также получить от
профконсультанта морально-эмоциональную
поддержку, помощь в выборе и в принятии решения. — вместо клиента (клиент занимает пассивную
позицию); Например, при решении информационно-справочной
задачи на первом уровне клиенту просто
сообщается нужная информация (это тоже помощь!),
на втором — психолог вместе с клиентом
анализирует эту информацию, на третьем —
психолог объясняет клиенту, как самостоятельно
можно получить необходимую информацию (какие
задавать вопросы специалистам по данной
профессии, куда обращаться и т.п.). ГЛАВНАЯ (ИДЕАЛЬНАЯ) ЦЕЛЬТакой целью является формирование у клиента
внутренней готовности самостоятельно и
осознанно планировать, корректировать и
реализовывать перспективы своего развития
(профессионального, жизненного и личностного). Елена ПРЯЖНИКОВА, |