ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
ЗАЩИТИМ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ!
Начальная школа, гонясь за развитием
интеллекта, полностью забывает о природной
доминанте детей. Им же свойственно познавать мир
через чувства. В раннем детстве малышей
привлекают яркие игрушки, создающие
положительный эмоциональный настрой и
вызывающие радостные чувства.
Не понимая значения слов, дети тонко реагируют на
тональность речи. В начале своего развития
ребенок руководствуется именно этой Богом
данной способностью. Своего рода
доказательством может служить потребность
ребенка в музыке, песнях, движениях под музыку.
Можно даже не знать слов песен, но, напевая
мелодию с закрытым ртом, успокоить ребенка,
убаюкать его.
Слушая оперу на иностранном языке,
подготовленный взрослый слушатель способен
догадаться о ее содержании. Удивляет способность
детей угадывать содержание балета и детской
оперы. Во время посещения Московского
государственного детского музыкального театра
имени Наталии Сац как с собственным ребенком, так
и с учениками меня крайне удивляла точность
восприятия детьми главной идеи спектакля,
безошибочное понимание сюжета и характеров.
Порой я понимала, что не вижу того, что так остро
воспринимается маленькими зрителями: логику
чувств, определяющих поступки и поведение героев
оперы и балета. Это восхищает! У них можно
учиться!
РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ВПЕЧАТЛЕНИЙ!
Хотелось бы надеяться, что главное
предназначение человека не в потреблении
продуктов питания, а в потреблении некой другой
энергии: информации и чувств. Эта потребность
проявляется на ранних этапах развития человека,
когда сытый и чистый ребенок, находясь в
изоляции, начинает капризничать. Его не может
успокоить разговор взрослых, ибо он не способен
еще воспринимать слово в абстрактном,
отчужденном звучании, но его успокаивает
игрушка, которую он ощущает, вертя в руках,
облизывая и рассматривая, производя какие-либо
действия с ней.
Известны наблюдения за отчужденными от семей
детьми, которых называют «госпитальными». Они
лишены чувственных впечатлений: нет реального
многообразия окружающего мира. Ребенок может
жить без матери, но он не может жить без
впечатлений, необходимых для его человеческого
формирования.
ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ
Ведущая деятельность младшего школьника —
учебная. Развивая ее, педагоги почему-то забывают
о том, что предыдущая ведущая деятельность была
игровой. Она-де, мол, не нужна больше — сейчас
ребенок находится на новой ступени с новыми
задачами. И, сообразуясь с идеей зоны ближайшего
развития, делаем сначала вместе с ребенком что-то
в надежде, что завтра он это будет делать без нас:
читать, анализировать, решать задачи повышенной
сложности. И он действительно это делает, у него
нет выбора. Но остались ли у ребенка прежние
потребности в игре, эмоциональном насыщении,
подвижности?
В пирамиде потребностей следовало бы обратить
внимание не только на иерархию, но и на то, что
каждая вышерасположенная потребность своим
основанием имеет предыдущую и не может
существовать без ее полного развития.
Развивая ребенка, поднимая его на новый уровень,
нельзя забывать о его предшествующих
новообразованиях. Нужно помнить, что невозможно
построить высотное здание, не поддерживая в
должном состоянии фундамент.
В системе эстетического воспитания об этом не
забывают: какого бы уровня профессионализма
ученик (и даже мастер!) ни достиг, он продолжает
удерживать в своем арсенале все методы, вплоть до
элементарных основ — так формируется мастер,
этим и отличается он от дилетанта: репертуар
вырабатывается годами и сохраняется на
протяжении всей жизни.
В РОЛИ ПАДЧЕРИЦЫ
Школьное образование базируется в основном на
принципе накопления знаний, держа эмоциональную
сферу в роли падчерицы: она работает и
обслуживает, но ее не замечают и не любят. За это
невнимание ребенок платит здоровьем, ибо
нарушается гармония в его развитии.
Таким образом, психолог, имея представление о
важности сохранения и развития чувств как
неотъемлемой составляющей личности, должен
пристально наблюдать и по необходимости
деликатно вмешиваться в процесс обучения,
защищая права ребят на здоровье и психическое
благополучие.
Марина БЕСЕДИНА,
учитель английского языка
школы № 1202, г. Москва