Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ЗАЩИТИМ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ!

Начальная школа, гонясь за развитием интеллекта, полностью забывает о природной доминанте детей. Им же свойственно познавать мир через чувства. В раннем детстве малышей привлекают яркие игрушки, создающие положительный эмоциональный настрой и вызывающие радостные чувства.
Не понимая значения слов, дети тонко реагируют на тональность речи. В начале своего развития ребенок руководствуется именно этой Богом данной способностью. Своего рода доказательством может служить потребность ребенка в музыке, песнях, движениях под музыку. Можно даже не знать слов песен, но, напевая мелодию с закрытым ртом, успокоить ребенка, убаюкать его.
Слушая оперу на иностранном языке, подготовленный взрослый слушатель способен догадаться о ее содержании. Удивляет способность детей угадывать содержание балета и детской оперы. Во время посещения Московского государственного детского музыкального театра имени Наталии Сац как с собственным ребенком, так и с учениками меня крайне удивляла точность восприятия детьми главной идеи спектакля, безошибочное понимание сюжета и характеров. Порой я понимала, что не вижу того, что так остро воспринимается маленькими зрителями: логику чувств, определяющих поступки и поведение героев оперы и балета. Это восхищает! У них можно учиться!

РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ВПЕЧАТЛЕНИЙ!

Хотелось бы надеяться, что главное предназначение человека не в потреблении продуктов питания, а в потреблении некой другой энергии: информации и чувств. Эта потребность проявляется на ранних этапах развития человека, когда сытый и чистый ребенок, находясь в изоляции, начинает капризничать. Его не может успокоить разговор взрослых, ибо он не способен еще воспринимать слово в абстрактном, отчужденном звучании, но его успокаивает игрушка, которую он ощущает, вертя в руках, облизывая и рассматривая, производя какие-либо действия с ней.
Известны наблюдения за отчужденными от семей детьми, которых называют «госпитальными». Они лишены чувственных впечатлений: нет реального многообразия окружающего мира. Ребенок может жить без матери, но он не может жить без впечатлений, необходимых для его человеческого формирования.

ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ

Ведущая деятельность младшего школьника — учебная. Развивая ее, педагоги почему-то забывают о том, что предыдущая ведущая деятельность была игровой. Она-де, мол, не нужна больше — сейчас ребенок находится на новой ступени с новыми задачами. И, сообразуясь с идеей зоны ближайшего развития, делаем сначала вместе с ребенком что-то в надежде, что завтра он это будет делать без нас: читать, анализировать, решать задачи повышенной сложности. И он действительно это делает, у него нет выбора. Но остались ли у ребенка прежние потребности в игре, эмоциональном насыщении, подвижности?
В пирамиде потребностей следовало бы обратить внимание не только на иерархию, но и на то, что каждая вышерасположенная потребность своим основанием имеет предыдущую и не может существовать без ее полного развития.
Развивая ребенка, поднимая его на новый уровень, нельзя забывать о его предшествующих новообразованиях. Нужно помнить, что невозможно построить высотное здание, не поддерживая в должном состоянии фундамент.
В системе эстетического воспитания об этом не забывают: какого бы уровня профессионализма ученик (и даже мастер!) ни достиг, он продолжает удерживать в своем арсенале все методы, вплоть до элементарных основ — так формируется мастер, этим и отличается он от дилетанта: репертуар вырабатывается годами и сохраняется на протяжении всей жизни.

В РОЛИ ПАДЧЕРИЦЫ

Школьное образование базируется в основном на принципе накопления знаний, держа эмоциональную сферу в роли падчерицы: она работает и обслуживает, но ее не замечают и не любят. За это невнимание ребенок платит здоровьем, ибо нарушается гармония в его развитии.
Таким образом, психолог, имея представление о важности сохранения и развития чувств как неотъемлемой составляющей личности, должен пристально наблюдать и по необходимости деликатно вмешиваться в процесс обучения, защищая права ребят на здоровье и психическое благополучие.

Марина БЕСЕДИНА,
учитель английского языка
школы № 1202, г. Москва