ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Жан-Давид Назьё:
"МЫ НЕ СЧИТАЕМ СЕБЯ ВСЕМОГУЩИМИ!"
Складывается
впечатление, что психоанализ становится
необычайно популярным в нашей стране. И причиной
тому не принятый Борисом Ельциным 19 июля 1996 года
Указ № 1044 «О возрождении и развитии
философского, клинического и прикладного
психоанализа», а энтузиазм, который проявляют к
распространению этого метода в России известные
французские психоаналитики.
«Школьный психолог» уже освещал приезд в Москву
профессора Элизабет Рудинеско (№ 48, 2000 г.).
Большое интервью с этой очаровательной женщиной
опубликовано в № 3 за нынешний год.
А недавно Москву впервые посетил Жан-Давид Назьё
— известный французский психоаналитик и
психиатр, автор книг, переведенных на многие
языки, кавалер ордена Почетного легиона, ученик
Жака Лакана. Как и госпожа Рудинеско, основную
свою миссию господин Назьё видит в популяризации
психоанализа в России.
За время своего пребывания в Москве Жан-Давид
Назьё прочитал три лекции: «Место психоанализа
Жака Лакана в культуре Франции», «Как работает
психоаналитик во Франции в 2001 году», «Как слушать
ребенка». Было немало желающих послушать
выступления мэтра.
Жан-Давид Назьё хорошо знаком с русской
культурой и питает к нашей стране самые теплые
чувства. Поэтому наша беседа с ним невольно вышла
за рамки психоанализа.
Господин Назьё, как вы считаете, психоанализ —
это психотерапевтический метод или нечто
большее?
Психоанализ занимает важное место в
общественных науках и в науке о языке. Он
серьезно повлиял на развитие психологии,
педагогики, психиатрии и, что очень важно,
медицины.
Несомненно влияние психоанализа и на западную
литературу, искусство, в частности кино,
живопись. Например, психоанализ существенно
повлиял на творчество Сальвадора Дали.
Я бы даже сказал, что ХХ век был веком
психоанализа. Хотя мы еще не знаем, что будет
представлять собой ХХI век...
Психоанализ возник в 1900 году и сейчас уже
является зрелым методом: видны границы его
возможностей.
В чем преимущества этого метода перед
остальными?
По Фрейду, психоанализ можно рассматривать и
как метод для лечения умственного страдания, и
как теорию о функционировании психики человека,
и как способ исследования.
Суть психоанализа заключается в личном
взаимодействии между двумя людьми — страдающим
человеком и специалистом, который пытается ему
помочь.
Возьмем, к примеру, подростка, у которого есть
проблемы: он не может найти себя, потерян в этой
жизни, испытывает смятение. Здесь существует
опасность самоубийства. А во Франции
самоубийства занимают второе (после несчастных
случаев) место среди причин смертности
подростков. Психоаналитик, который работает с
подростком, не уменьшает его страдания, а
пытается работать с личностью подростка, с тем,
что мы называем его «Я».
Но, когда ребенок находится в предсуицидальном
состоянии, нужны экстренные меры. Допускает ли
психоанализ параллельное использование других
методов воздействия?
Психоаналитики должны работать вместе с
психиатрами. В случае, когда молодой человек
употребляет кокаин, я должен поговорить с
медиком, который займется его дезинтоксикацией в
условиях больницы. Допускается и
медикаментозная терапия. Мы понимаем, что должны
обратиться за помощью к другим специалистам. Мы
не считаем себя всемогущими.
Каковы возможности психоанализа в работе с
детьми? Нет ли здесь каких-либо ограничений?
Конечно, есть. Хотя детский психоанализ родился
очень давно и имеет большие традиции. Известны
имена Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Джеймса
Винникотта, Франсуазы Дольто — мэтров детского
психоанализа. Сейчас во Франции, Италии,
Латинской Америке есть много психоаналитиков,
которые работают с детьми.
Обратимся к примеру Франции. Здесь детский
психоанализ сначала ограничивался работой с
детьми, имеющими психотические нарушения в
развитии, например, с аутичными.
Как и в случаях с психозами у взрослых людей,
нужно обязательно сотрудничать с медицинскими
учреждениями и психиатрами.
Сейчас психоаналитики работают и с невротиками
— детьми, у которых психика и умственная
деятельность не нарушены. Но у таких детей есть
проблемы либо в отношениях с родителями, либо в
школе.
Если говорить о всех нарушениях психической
сферы у детей, то неврозы занимают около 70%, а
психозы — около 30%.
Существуют ли возрастные границы для
психоаналитической работы?
Никаких границ здесь нет. Благодаря госпоже
Дольто во Франции, госпоже Эстербик в Англии и
другим психоаналитикам мы поняли, что можно
работать даже с новорожденными детьми.
Психотерапевт должен быть уверен, что общение с
маленьким ребенком или младенцем будет понятно
ему. Конечно, ребенок не поймет смысла слов, но
почувствует сказанное на интуитивном уровне.
В моей практике был интересный случай с
десятимесячным ребенком — девочкой по имени
Клара. Лечение маленького ребенка — это также
лечение его матери, точнее, налаживание
взаимоотношений между матерью и ребенком.
Во время работы с Кларой и ее мамой я держал
девочку на коленях. В самом начале разговора меня
удивил вид ребенка: апатичный, грустный и
бледный. Оказалось, что Клара спит всего 2–3 часа
в сутки. Мама объяснила, что три недели назад
девочка постоянно плакала. Уже неделю она не
плачет, но перестала спать.
Я вижу, что младенец явно находится в состоянии
депрессии, и пытаюсь понять, в чем же проблема.
Поскольку я уже 35 лет работаю с детьми, то задал
вопрос маме: «А вы сами спите?» Она мне ответила,
что не может спать, когда не спит девочка. Но в то
время, когда мама все-таки спит, ей снятся
тревожные сны. Она видит старшую сестру, которая
говорит с ней. (Оказалось, что сестра год назад
совершила самоубийство, выбросившись из окна. С
тех пор мама Клары видит ее во сне.)
И я понял, что бессонница у ребенка связана со
страданиями матери. И впервые я обратился
непосредственно к девочке. Я сказал: «Клара, я
теперь понял, почему ты не спишь: ты не спишь,
потому что тебя заботит состояние твоей мамы! Но
я тебе обещаю, что отныне я займусь ее лечением! И
ты теперь можешь спать спокойно».
В это трудно поверить, но малышка подняла голову,
приподнялась и приблизилась к плечу матери. Я
понимаю, что многие могут скептически отнестись
к этой истории. Но у меня тогда было чувство, что я
действительно обращаюсь к ребенку, и глубокое
убеждение, что он меня понимает. Не фразы, а тон
голоса. Девочка поняла, что я пришел ей помочь. И,
естественно, маленькая Клара поняла, что я
займусь ее мамой. И на этом я прервал сеанс,
сказав, что приду через неделю.
Через неделю мама сказала мне, что после того
сеанса Клара стала спать. Вот что такое работать
с младенцами.
Мне хотелось, чтобы читатели «Школьного
психолога» узнали про этот опыт, поскольку в
начале своей работы я не знал, что можно работать
с младенцами.
Господин Назьё, как вы думаете, есть ли будущее
у психоанализа в России?
Пользуясь случаем, я хотел бы сказать, что в
молодости изучал труды российских психологов. Я
очень высоко ценю Ивана Петровича Павлова. На мой
взгляд, его можно считать отцом русской
психологии, хотя он был физиологом. Но учение об
условном рефлексе помогает осмыслить многое, в
частности, теорию Жака Лакана. Сам господин Лакан
упоминал Павлова, определяя содержание своей
теории.
Я серьезно изучал в молодости труды А.Р. Лурия. Он
повлиял на одного великого французского
психолога, которого звали Жорж Политцер.
Опираясь на работы Лурия, он создал новое
направление — конкретную (ситуационную)
психологию. Эта психология близка к
бихевиоризму. Во время фашистской оккупации
Политцера расстреляли немцы за то, что он был
создателем этого направления.
Я говорю о русских психологах не только потому,
что хочу сделать комплимент стране, в которой
нахожусь. Это были одни из первых авторов,
которых я читал.
Кроме того, я знаком с русской литературой,
музыкой, философией. Я давно хотел приехать в
Россию, поскольку меня всегда привлекала
российская духовность, вернее, то, что у нас
определяют как русский дух.
А что вы под этим понимаете?
Здесь трудно дать какое-либо определение. Самое
главное, что поразило меня в русской литературе,
— ее напряжение, драматизм. Это литература
визуальная, видимая. Чувства в ней выражены
сильно.
Кроме того, в русской литературе всегда
присутствует социальный элемент: это — не
литература индивидуализма. Даже отношения между
мужчиной и женщиной всегда разворачиваются в
общественном контексте. И поэтому меня не
удивляет, что именно в России нашли большой
отклик идеи социализма.
Для русской литературы характерны размышления и
рефлексия. Например, Достоевский или Пастернак —
это писатели-психологи. У них присутствует
постоянное обращение к своему внутреннему миру,
то, что мы называем интроспекцией.
Учитывая все это, можно предположить, что
психоанализ, который является наукой о
внутренней умственной жизни, внутреннем мире
человека, найдет широкое распространение в
России. Я думаю, что есть все условия для того,
чтобы это направление психологии развивалось у
вас. Мне кажется, что психоанализ будет
применяться и в экспериментальной психологии, и
в сфере образования.
Я даже хотел бы быть в России, потому что считаю,
что у нее необыкновенное будущее, а российским
психологам предстоит необычная работа по
открытию психоанализа в своей стране!
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Французский культурный центр в Москве
Тел.: (095) 915-79-74
Редакция «Школьного психолога» благодарна
всем, кто помог в организации и проведении этого
интервью: сотрудникам Французского культурного
центра в Москве, лично Елене Карасёвой и Натали
Левалуа, а также Наташе Ливандовской за
прекрасный перевод!