ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Как можешь ты чего-то достичь,
Не зная, кто ты есть?
Как можно что-то совершить,
Не зная, что имеешь?
И если ты не знаешь, как выбрать
Из всего, что тебя окружает,
То, когда выбор неправильный,
ты попадаешь впросак,
Даже не представляя, что было бы,
Если бы ты знал, Кто, Что и Как.
Бенджамин Хофф. Дао Пуха
Чем дольше я живу внутри своей профессии, тем
спокойнее и осторожнее отношусь к ее
возможностям и ее предназначению. «Тотальная
психологизация» общественного сознания не
особенно меня привлекает. Но иногда люди, с
которыми на время свела жизнь, говорят
удивительные вещи, открывают для меня важные,
значительные стороны моей работы. Не так давно
одна учительница, умная, образованная, зрелая
женщина, сказала мне: «Я думала, что мне уже
известно самое главное в этой жизни. Оказалось,
это не совсем так. В процессе работы с вами (то
есть с психологами) мне удалось открыть, что я
существую. Не мои дела, обязанности, радости и
проблемы, а я сама».
Открытие себя — это, наверное, одно из самых
важных открытий на свете. Это старт, начало целой
вереницы больших и маленьких откровений, суть
которых предельно четко сформулирована
Винни-Пухом в одной из его замечательных песенок,
с которой начинается эта статья.
МОЕ ДЕЛО МАЛЕНЬКОЕ
Самопознание через изучение психологии — не
единственный путь к себе. Существует множество
других путей, значительно древнее нашей
психологии: религия, философия, эзотерика,
творчество. Каждый выбирает свой путь к себе,
руководствуясь особенностями натуры, уровнем
культуры, условиями жизни... или ничем не
руководствуясь. Просто встает на определенный
путь и движется по нему, пока видит дорогу.
Многие наши современники в поисках себя склонны
доверять дороге с психологическими указателями.
Кто мы на их пути? Регулировщики, инструкторы по
технике вождения, «гаишники», самоуверенные
«автостопщики» или вовсе знаки дорожного
движения? Думаю, среди нас попадаются и те, и
другие, и третьи... Все зависит от выбранного
стиля профессиональной работы с клиентом и от
представлений о собственной персоне.
Затрудняюсь обозначить свою позицию, но довольно
четко вижу профессиональные задачи. И состоят
они, с моей точки зрения, в следующем: если
человек в поисках себя вырулил на дорогу,
находящуюся в моем временном управлении, я
должна обеспечить его успешное продвижение к
ответам на несколько принципиально важных
вопросов:
Что я есть?
Что я могу и имею?
Как делать выбор между тем, что я хочу, и тем, что я
тоже хочу?
Как мне узнать о правильности моего выбора?
При этом я должна понимать, что ответы эти не
разложены на дороге заранее, до появления на ней
путника. Они появляются на ней в тот момент, когда
к этому будет готов сам путешественник, а я могу
их даже не увидеть, не понять их смысл или понять
— и не принять. И вообще мое дело маленькое. Мое
дело — подметать дорогу, иногда устраивать на
ней завалы или, наоборот, места отдыха, ухаживать
за придорожными кустами и не допускать серьезных
разрушений дорожного полотна. Я — психотехник
Дороги к Себе.
ЖИЗНЕОБНАРУЖЕНИЕ
Что же
ищет и может обрести на ней путник? Назовем это
так: внутреннего «Лебедя» (кто я и что я могу?),
систему ценностей (что я имею?) и умение выбирать
(как?).
«Когда Гадкий Утенок перестал считать себя
Гадким? — спрашивает сам себя и нас Б. Хофф. —
Когда понял, что он Лебедь. У каждого из нас
глубоко внутри есть что-то Особенное, что-то
вроде Лебедя. Но пока мы не поймем, что оно там
есть, все, что мы можем делать, — это
расплескивать воду».
Если человек в поисках Лебедя внутри себя вышел
на психологическую дорогу, чем я могу быть ему
полезной? Наверное, предложить нечто, что поможет
ему в поисках.
Под этим самым нечто я подразумеваю две вещи:
определенные психологические техники и саму
себя как попутчика и соучастника поисков. В.
Розин замечательно назвал всю совокупность
психологических методов, помогающих человеку
приблизиться к пониманию самого себя,
жизнеобнаружением. Поиск жизни в себе, поиск
скрытых возможностей и смыслов.
Технологически жизнеобнаружение может
выглядеть очень различно: как создание
невозможной в повседневности ситуации,
требующей от человека нового подхода и новых
качеств, или как погружение в такое состояние
сознания, когда перестают довлеть стереотипы и
устойчивые шаблоны мышления. Психодрама и
игровая терапия, психосинтез и арт-терапия,
ролевая игра и тренинг креативности — все это
замечательные средства жизнеобнаружения.
Однако очень часто, для того чтобы осмыслить свои
новые переживания, весь тот опыт, который дают
подобные методы, нужен попутчик. Человек, умеющий
слушать и слышать, понимать и принимать. В нашем
случае — психолог.
ВСТРЕЧА С ЦЕННОСТЬЮ
Только внутри себя можно найти надежные,
устойчивые основания собственного
существования. Возможно, многим это утверждение
покажется спорным и эгоистичным. «Разве мы живем
ради себя? — могут возразить мне. — А дети? А долг?
А родина?»
Увы, ни одно из этих слов и понятий само по себе не
является чем-то существенным для человека, если
они не обрели для него качество личной ценности.
Именно ценности определяют конкретные поступки
и выборы человека, именно к их постижению
стремится человек, пытающийся разобраться в
себе. Постижение личных ценностей — это
постижение самых глубин своих поступков.
Что же такое ценность? Ф. Василюк рассматривает
ценность в качестве единственной настоящей
основы личностных выборов человека, точки опоры
«для совершения невозможного — осмысленного
выбора между тем, что по смыслу несравнимо».
Он же дает удивительно точное определение того,
что, казалось бы, определить практически
невозможно: «Ценность — тайна, но не загадка, ее
нельзя раскрыть, отгадать. Ценность — не вопрос,
она — ответ, который нельзя явно назвать, полно и
исчерпывающе выразить. Можно лишь сопоставлять с
ним ответы на последующие вопросы жизни, получая
сигналы по типу «тепло — холодно». Ценность — не
вещь, которой можно гарантированно обладать, не
предмет, который можно определенно представить и
надежно удерживать в представлении, не место,
куда можно однажды попасть и там автоматически
оставаться. Встреча с ценностью требует
постоянно возобновляющегося усилия».
Встреча человека с его ценностями может
происходить на разных путях движения к себе,
однако всегда это связано с интенсивными
личностными переживаниями. На психологической
дороге встреча с ценностями, как правило,
происходит на перекрестках. То есть сопряжена со
специально создаваемой ситуацией выбора. Сейчас
об этом много принято говорить и писать.
АЛЬТЕРНАТИВА И ОСНОВАНИЕ
Умение делать выбор и нести ответственность за
его последствия является важной характеристикой
зрелой личности. Психологи стали рассматривать
обучение искусству выбора в качестве одной из
приоритетных задач своей практической
деятельности. Со всем этим нельзя не согласиться.
Но важно помнить и другое. Обучение выбору —
серьезное, профессионально сложное и
ответственное мероприятие.
Несколько важных моментов.
Первое. Альтернативы, которые предлагаются
человеку, должны представлять собой не просто
разные способы действия в какой-то ситуации
(«каким образом ты поступишь?»), а разные
жизненные отношения человека («что ты
выберешь?»). За совершаемым выбором должен стоять
определенный образ жизни; делая выбор, человек
должен выбирать и определять именно образ жизни,
нечто существенное для себя.
Второе. Основанием для выбора той или иной
возможности должны служить не соображения,
диктуемые ситуацией (удобство, безопасность,
легкость), не побудительная сила одного из
возможных вариантов, а ценность. С точки зрения Ф.
Василюка на уровне сознания такой выбор может
сопровождаться ответами на следующие вопросы:
«Хочу ли я такой жизни? Кто я перед лицом своих
ценностей, если выбираю эту жизнь? Могу ли я от
нее отказаться? Кем окажусь в этом случае?
Соответствую ли я такой жизни? Могу ли ее
вынести?»
Третье. В специально моделируемой ситуации выбор
должен быть приближен к предельному. Важно, чтобы
человек понимал: речь идет не о выборе
частностей, деталей, речь идет о дальнейшей
судьбе. По сути дела, каждый, даже простой
житейский, выбор — это выбор дальнейшей судьбы.
ДВИЖЕНИЕ К СЕБЕ
В каком виде предстают перед человеком его
ценности? Как отмечает Ф. Василюк, у ценности
много субъективных отражений. Она предстает и
как чувство, и как переживание значимости
ситуации или предмета, и как норма. На все это
может опираться человек, оценивая правильность
выбора.
Правильный выбор обладает «самоочевидностью
внутренней истины», которую надо учиться слышать
и которой следует доверять. Учиться слушать себя,
звучащий в глубине «Я» голос ценностей и смыслов
— это еще одна задача, которую решает человек,
двигаясь к себе. И психолог предоставляет ему эту
возможность, используя специальные техники, весь
потенциал обратной связи в группе, опять же —
самого себя как особое зеркало.
Подчеркну еще раз. Психология — не единственный
путь к себе. Но если человек выбрал дорогу,
находящуюся в нашем временном управлении, он
вправе рассчитывать, что по ней будет двигаться
именно к себе, а не к кому-то навязанному извне,
социально удобному или идеологически
правильному. Кто мы на его пути и чем можем ему
помочь? На самом деле это тоже вопрос выбора.
Личного, ценностного выбора самого психолога.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА:
1. Хофф Б. Дао Пуха. М., 2000.
2. Василюк Ф. Психотехника выбора. В кн.:
Психология с человеческим лицом:
гуманистическая перспектива в постсоветской
психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997.