ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ШКОЛА НА ПУТИ К СВОБОДЕ:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Е.ЯМБУРГ
М.: ПЕР СЭ, 2000
Человек уютно устроился на диске с
горами,
реками, лесами. Диск вращается в полусфере
вроде планетария, украшенной звездами и луной.
Но вдруг небесный свод треснул и сквозь
трещину глянула бездна.
В бездне, ни на что не опираясь,
стоит закутанная человеческая фигура,
чем-то напоминающая Христа.
И этот человек ни на чем зовет: «Иди ко мне!»
«Я упаду, — отвечает человек на диске. —
Ты обманщик, зовешь меня
в пропасть!»
Трещина за трещиной,
весь мир человека разваливается.
Человек цепляется за обломки,
а закутанный зовет его:
«Учись падать. Учись падать и держаться
ни на чем, как звезды».
Сказка М. Энде
(цитируется по книге Е. Ямбурга)
Есть
вопросы, которые не отпускают. И вместе с тем
никак не хотят решаться. Бывает, что на целые
поколения удается избавиться от того
беспокойства, которое эти вопросы порождает. Но
они возвращаются. И снова требуют ответа. Не
окончательного, но определенного. А как его
найти?
Вопрос о смыслах образования — из числа таких
«вредных» вопросов. Еще в начале XX века Г.
Мюнстенберг писал: «...Педагогика задается
вопросом: ради чего надо посылать ребенка в
школу? Но как мы можем понимать это частное
намерение, отделив его от более широкого вопроса:
каково назначение человеческой жизни? Каковы
цели каждого человеческого существа? Какие цели
стоят, чтобы к ним стремиться?» Вот такие вопросы.
Знаем ли мы сейчас, сегодня на них ответ?
Увы, не знаем, и это очень многое объясняет в
происходящих процессах. Бурные инновации и
массовая «авторизация» школьного образования,
характерные для начала 90-х годов, сделали свое
дело. Мы впервые увидели, что цели и задачи
обучения могут быть иными, чем в советское время,
и, что уж совсем удивительно, — разными. Но!
Единые ориентиры в целях и смыслах российского
образования, в оценке его качества были потеряны.
Последовавшие за этим «министерская реакция» и
откат назад были закономерными. По крайней мере,
появилось хотя бы иллюзорное ощущение единства в
понимании таких вещей, как качество образования,
образовательный маршрут, цели и задачи школьного
обучения... Конечно, это ощущение в самом деле
иллюзорное. Оно поддерживается внешними, чисто
чиновничьими мерами и имеет чисто формальные
показатели: стандарт образования, базисный план
и т.д.
Вводимые сейчас «сверху» изменения и новшества,
даже если они сами по себе красивы и убедительны,
страдают одной общей болезнью: они бессистемны.
Они накладываются на уже существующую
образовательную систему в качестве пестрых,
часто привлекательных заплат, функционально
лишних углов и отростков. Они усложняют,
запутывают, взаимоисключают друг друга...
И так будет до тех пор, пока мы не остановимся в
наших экзерсисах с формами и содержанием
образования и не найдем ответа на вопрос: каковы
СЕГОДНЯ цели и смыслы образования?
Нынешняя ситуация вряд ли может кому-то
показаться обнадеживающей. По-прежнему
преобладают публикации о методах и технологиях.
Есть также критические работы, в которых
обсуждаются недостатки и проблемы существующей
образовательной концепции.
Дорога каждая попытка нащупать выход, задать
ценностно-целевые основания новой парадигмы. А
если это не попытка? Если предлагается уже
готовый подход, прошедший первичное
практическое испытание? Да такая работа просто
на вес золота!
И в этом смысле книга Е. Ямбурга — золотая.
Очень хочется, чтобы ее покупали. Покупали и
читали. Читали с остановками и заметками на
полях. Не потому, что она такая уж совершенная.
Она — авторская, а значит, спорная, открытая для
диалога и критики. Но достоинство ее в том, что
она — о главном, о самом серьезном и важном, что
только может волновать человека,
профессионально занимающегося педагогикой. Она
— о смыслах и ценностях: о чем и как надо говорить
с детьми, чему их учить и чему у них учиться.
Человек рождается рабом окружающей
его действительности,
и освобождение от власти бытия есть только
задание жизни и, в частности, образования.
С.И. Гессен
Данная цитата — из книги Е. Ямбурга. Из книги
можно почерпнуть немало замечательных цитат,
мыслей разных известных и малоизвестных людей,
афоризмов, стихотворных строк...
Эта книга не только посвящена образованию, она
сама суть образование. Образование, которое
расширяет горизонты, помогает взглянуть на
привычные вещи иначе. И чаще всего убеждаешься,
что предложенный новый взгляд — более
правильный, более естественный.
Эта книга — о свободе, о путях ее обретения
педагогом и о передаче педагогом воспитаннику
возможности стать свободным. Ее трудно
пересказывать, хотя написана она ясно. А ясность
изложения — это прямое свидетельство того, что
излагаемый материал не только понят, но и пережит
автором.
Свою педагогику Е. Ямбург называет
«культурно-исторической» и противопоставляет ее
педагогике «информационно-когнитивной».
Задачи культурно-исторической педагогики лежат
не столько в плоскости знания, сколько в
плоскости культуры, нравственности, духовности.
А основанием этой педагогики, ее сердцевиной,
сущностью и одновременно важнейшим условием
является духовная свобода личности.
О том, какие вопросы должен решить для себя
педагог, стремящийся воспитать в себе и своих
учениках духовную свободу, — первая часть книги.
Не надейтесь найти в ней рецепты. Книга Ямбурга —
это не справочник по педагогической
фармакологии. Это книга о самоопределении и для
самоопределения — Педагога, Учителя, Человека. А
еще... менеджера и управленца в образовании.
Последнее кажется удивительным. И даже
выпадающим из общей логики книги. Но как бы то ни
было, а в седьмой главе речь идет о ценностном
управлении образовательным процессом,
происходящим в школе. Да, здесь слышится речь не
только педагога, но и директора школы. Мало того,
что автор всем своим читателям предлагает
посмотреть на свою профессиональную
деятельность с различных точек зрения, — он того
же добивается и от себя самого!
Ценностное управление — это мышление
администратора, желающего перевести
педагогический процесс в своей школе в новое
русло — культурно-исторической педагогики.
Обратимся к тексту: «Под ценностным управлением
образованием мы понимаем процесс постепенного
терпеливого переосмысления целей образования
всеми субъектами педагогической деятельности с
последующей выработкой общей для всего
коллектива духовной культуры, позволяющей
педагогам в оценке своего труда
руководствоваться не только традиционными
критериями обученности, но внимательно
фиксировать этапы их личностного роста,
происходящего по мере освоения ребенком
иерархии ценностей». И далее — интереснейшие
рекомендации практика по созданию в школе
ценностной системы управления.
Демиург произнес не оборачиваясь:
— Все они хирурги или костоправы. Нет среди них
ни одного терапевта.
А. и Б. Стругацкие. Отягощенные злом
Поиск терапевтов в культуре — это поиск людей,
готовых опираться на самое лучшее, самое ценное,
что создано предыдущими поколениями, и на то, что
есть в них самих. Не ломать, а склеивать, не
вырезать язвы, а лечить. Именно в такой
культурно-терапевтической работе видит Е. Ямбург
назначение учителя: «...задача педагога не только
в том, чтобы клеймить болезни века, но
профессионально их лечить! В большом и малом,
высоком и обыденном он, утверждая незыблемую
иерархию ценностей, стремится помочь человеку,
говоря языком Библии, подняться по лестнице
Иакова, на которой с любой ступени видны звезды.
Опыт выстаивания на каждой ступени приобретает
сегодня исключительное педагогическое
значение».
Свобода органически связана с
достоинством
и ответственностью мастера.
Свобода — образ жизни мастеров, а не босяков.
Г. Померанц
Эта книга не поможет лучше подготовиться к
уроку. И даже выступление на педсовете по
проблемам массового внедрения
личностно-ориентированной педагогики на ее
основе не построишь. Она не прибавляет знаний по
преподаваемому предмету, но удивительным
образом помогает расти. Дает ощущение
осмысленности собственной деятельности, а
значит — мастерства.
Большую часть этой книги составляют...
приложения. Состоят они в значительной степени
из образовательной программы Центра образования
№ 109 г. Москвы, то есть «школы Ямбурга». Сам Е.
Ямбург считает, что именно образовательная
программа школы — инструмент планирования, в
наибольшей степени отвечающий принципам
ценностного управления. Видимо, поэтому он
приводит целиком свой программный продукт.
Чтение этой части книги произвело на меня
двойственное впечатление. Главная мысль после
прочтения: «Да, непросто переводить ценностную
основу в управленческую технологию. Что-то
теряется. Может быть, это неизбежно?» Вот и еще
один вопрос. Несть им числа, этим вопросам.
Создана красивая, убедительная,
ценностно-смысловая основа образования. Теперь
ее надо воплотить в жизнь.
Как это сделать с минимальными потерями? Очень
сложный вопрос. И из содержания программы видно,
что нет пока на него окончательного ответа.
Автору же, Евгению Александровичу Ямбургу,
огромное спасибо: он дошел до этого вопроса сам и
помог дойти нам — всем тем, кому близки и дороги
идеи педагогики, опирающейся на духовную свободу
и ответственность личности.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук