Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

В ЗЕРКАЛЕ СКАЗКИ

Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, относятся к XVIII веку. Фольклорные сказки собирали немецкие филологи братья Якоб и Вильгельм Гримм, французский писатель Шарль Перро. Были предприняты и попытки интерпретации содержания сказок (И.-И. Винкельманом, И.-Г. Гаманом, И.-Г. Гердером, К.-Ф. Моритцем и др.). Так, например, И.-Г. Гердер считал, что сказки отражают символы древних забытых верований.

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО

Расхождения во взглядах на сказку, появившиеся в XIX веке, особенно ярко проступают по отношению к вопросу о причинах поразительного сходства сказок, бытующих у разных народов. Так, можно говорить о трех основных точках зрения на эту проблему.
Во-первых, существует «индийская версия», согласно которой все основные сказочные сюжеты и образы родились в Индии и позже распространились по Европе (Т. Бенфей).
Во-вторых, «вавилонская версия», утверждающая, что именно Вавилон является родиной сказок, а перевалочным пунктом на их пути в Европу был полуостров Малая Азия (А. Йенсен, Х. Винклер, Е. Штукен).
В-третьих, «версия многих центров», настаивающая на невозможности указать одно конкретное место рождения всех волшебных сказок, что подразумевает возникновение разных сказок в разных странах.
Последняя точка зрения любопытна еще и предложенным методом определения «первичного» варианта сказки: с помощью анализа всех сказок со сходным сюжетом предлагается выбрать самую подробную, поэтичную и понятную версию, которую и следует рассматривать как изначальную. Кстати, этот взгляд был подвергнут достаточно аргументированной критике известным специалистом по юнгианскому подходу к сказкам М.-Л. фон Францем. Он указывает, что передаваемая из уст в уста сказка совсем не обязательно ухудшается, она может и улучшаться.
Юнгианскую трактовку сказок можно применить в групповой работе со старшеклассниками или учителями (разумеется, не в строгом соответствии с требованиями аналитической психологии, а более свободно, спонтанно).

ГРУПП-АНАЛИЗ

При проведении семинара по сказкотерапии бывает чрезвычайно полезно предложить участникам сочинить сказку коллективно.
Это делается для того, чтобы ответить на вопрос, возможно ли проанализировать продукт коллективного творчества так, будто его создал один человек. Иными словами, здесь применяется один из принципов групп-анализа, согласно которому группу можно рассматривать как некую целостность, единую психическую реальность.
По-видимому, есть необходимость кратко пояснить, что означает термин «групп-анализ», еще не слишком популярный в нашей стране. Его ввел видный британский психоаналитик Зигмунд Фоулкс. Им были выдвинуты три основные модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Ее основными принципами являются следующие: 1) психоанализ в группе; 2) психоанализ группы; 3) психоанализ через группу или посредством группы.
Первую модель разрабатывали американские психологи Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивидуальную аналитическую обстановку на группе. Психотерапевтический процесс протекал следующим образом. Анализ поочередно проходили члены группы в присутствии остальных участников. Ведущий же с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, наблюдатели происходящего индивидуального психоанализа не являются пассивными зрителями, а внутренне сопереживают пациенту. В настоящее время от этой модели подавляющее число специалистов отказалось.
М. Клайн и В. Бион использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался проводить психоанализ всей группы сразу. (Сейчас некоторые психоаналитики в США хотят вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Биона в групп-анализ.)
Важнейшая для групп-анализа концепция З. Фоулкса сводится к взаимодействию ведущего и группы как некой целостности.

УРОВЕНЬ ТЕКУЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

В период формирования группы перед ведущим встает задача — организовать некоторую структуру в группе. Для этого надо создать условия, помогающие людям открыться, проявить уважение друг к другу и осознать, что психоаналитическая задача — это общая задача.
Групп-аналитики выделяют четыре уровня группового процесса: 1) уровень текущей реальности; 2) уровень переноса; 3) уровень проекций; 4) уровень архетипов.
Первый уровень отражает горизонтальный срез коммуникации, детерминированный принципом «здесь и теперь». В семинаре-тренинге, проводимом в школе в условиях ограниченного времени, часто приходится останавливаться на первом уровне.
Технологически на семинаре по сказкотерапии это может происходить, например, так.
После необходимого разогрева участникам предлагается придумать зачин сказки. Тот, кто оказывается более проворным, тот и начинает. А дальше нужно всем вместе сочинять продолжение сказки, произнося по одной-две фразы по кругу (например, по часовой стрелке), соблюдая строгую очередность.
Может показаться, что такое требование слишком сковывает: ведь у одного, скажем, родилась блестящая идея о том, как продолжить историю, а ход достается другому, который, не сумев придумать ничего путного, поворачивает сюжет
«совсем не туда».
Однако думается, что это требование все же является справедливым и оправданным. Если мы пойдем по первому пути, творческий процесс по созданию сказки неизбежно узурпируют наиболее активные и интеллектуально подвижные участники, а все остальные вынуждены будут довольствоваться скромной ролью статистов в массовке. Но, как было сказано выше, в процессе создания сказки должны принять участие все члены группы — только тогда это будет действительно психологический портрет группы в зеркале сказки.

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ САМОСТИ

Любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто. В юнгианском подходе к сказкам принято считать, что они пытаются описать один психический феномен, который Юнг назвал самостью. В самости, по мнению Юнга, заключено все психическое содержание личности, а кроме того, как это ни парадоксально, самость является регулирующим центром коллективного бессознательного.
Эти идеи и позволяют рассматривать содержание сказки как проекцию значимых в данный момент психических содержаний коллективного автора — группы. Важно провести анализ созданной сказки вместе с участниками группы — ее создателями.
Опыт показывает, что удобной при обсуждении является такая последовательность вопросов.

1. Какое название можно дать нашей сказке?
2. Какие основные темы прозвучали в сказке?
3. Что можно сказать о главном герое сказки? Какими чертами он обладает?
4. Каковы отношения героя с остальными персонажами? Какую стратегию отношений он выбирает чаще всего?
5. В чем заключается главная трудность героя, чего ему не хватает?
6. Какой путь выбирает герой для достижения поставленной цели, для решения возникающих задач?
7. Какими волшебными средствами пользуется герой (если они были в сказке)? От кого или с чьей помощью он их получил?
8. Что именно добывает герой с помощью волшебного средства? (Если
средства не было, то каким образом герой решает проблему?)

Неплохо, если ответы на эти вопросы, сформулированные в результате обсуждения, будут фиксироваться ведущим на доске или на планшете.
После того как все названные вопросы обсуждены, ведущий напоминает (или сообщает — в случае незнания этого факта участниками), что сказку можно рассматривать как проекцию личности ее создателя. А в нашем случае — как проекцию психологической реальности «коллективного автора», то есть всей группы.
Последующее обсуждение обычно захватывает группу и позволяет участникам не только обозначить (или уточнить) наиболее важные «болевые точки», тревожащие всех, но и прояснить особенности взаимоотношений между участниками.

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ

В качестве иллюстрации можно привести довольно типичную ситуацию.
В семинаре по сказкотерапии принимали участие как работающие психологи, так и студенты психологического факультета (молодые люди от 20 до 28 лет). Надо сказать, что участники семинара были неплохо знакомы с разнообразными трактовками сказок, которые предлагаются различными психологическими школами (в том числе и психоаналитической), и с тем, какую роль играет личность автора при создании сказки.
При ответе на второй вопрос предложенной выше схемы члены группы назвали следующие темы.

1. Проблема жизни и смерти.
2. Жилищный вопрос.
3. Проблема свободы и зависимости.
4. Проблема непослушания.
5. Поиск смысла существования.
6. Проблема выбора жизненного пути.
7. Проблема поиска помощника, защитника.

После этого я поинтересовался у участников: «Как вы думаете, сколько лет — хотя бы примерно — может быть человеку, которого волнуют указанные темы?»
Группа замерла на мгновение, а потом ответила: «Двадцать три...». Для участников стал очевидным факт проявившихся проекций, поэтому обсуждение приобрело конструктивный характер и помогло, на мой взгляд, высветить многие групповые проблемы.
Таким образом, сказка может стать необычным, но очень эффективным инструментом для анализа групповой динамики и «коллективного бессознательного» (не совсем в юнгианском смысле) группы.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук