КНИЖНЫЙ ШКАФ
ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ МАЛЫШ, ИЛИ
ИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЙ
М. Аромштам
Ярославль: Академия развития,
Академия Холдинг, 2001
Читателям «Школьного психолога» и
всем, кто работает в школе, хорошо известно,
какими разными бывают родители. Часть из них,
относительно немногочисленная, готова принимать
все сказанное психологом как истину в последней
инстанции. Другие прочитали уйму книг по
педагогике (это уже хорошо) и полагают, что не
хуже любого психолога разбираются в любой
психолого-педагогической проблеме. А иной папа,
поигрывая золотыми перстнями, сообщает, что
вообще в школе был всегда самым отстающим — и
ничего, нормально, добился успеха. Поэтому, мол, и
сын его, аутсайдер и двоечник, подрастет — и все у
него «само собой» образуется.
Родители чаще всего отлично знают, как нужно
воспитывать детей. Новая книга
М.С. Аромштам — о том, как можно воспитывать,
развивать своего ребенка.
Автор рассказывает о собственном опыте, не
стесняясь признаваться в ошибках, которые были
ею когда-то допущены. Перед читателем Марина
Аромштам предстает самой собой, то есть мамой,
когда-то увлеченной восточной философией и
вегетарианством, затем — «борющейся» за
здоровье и культуру поведения, далее —
воспринимающей новые и новые теории. И вместе с
тем, «пройдя сквозь горнила разнообразных
родительских клубов, отработав в школе почти
двадцать лет», эта же, но повзрослевшая мама за
многие вещи «надавала бы той молодой маме по
рукам».
Когда начинаешь цитировать «Дом, в котором живет
малыш», трудно остановиться. Многие из
соображений, высказываемых автором, могли бы
послужить темами для целой серии педагогических
советов, родительских собраний и тренингов
родительской компетентности: «да, очень полезно
обливаться по утрам колодезной водой. Но если
ребенок каждое утро просыпается с тяжелым
чувством предстоящего испытания и первая его
дневная эмоция — угнетенность, ну ее, эту
полезность. Вырастет, захочет мучить себя сам —
пусть хоть не вылезает из проруби».
Мы, родители, продолжает автор, часто стремимся
компенсировать «собственную недоделанность,
несостоятельность» разработкой педагогических
систем «замечательного воспитания» детей. И при
этом — «кровь из носа — готовы отстаивать
принципы этих систем». Отстаивать принципы, а не
ребенка. Как часто родители из лучших, казалось
бы, побуждений («вырастет — сам спасибо скажет!»)
стараются сделать ребенка счастливым помимо его
желания, а это почти никогда никому не удавалось.
Важный раздел «Что такое готовность к школе»
представлен в виде ответов на наиболее часто
задаваемые родителями дошкольника вопросы.
Отвечая на них, автор, опытный учитель, обращает
внимание, что школа — это не только развивающая
среда («мечта прогрессивных деятелей
образования»), но и система социализации,
построенная по большей части на принуждении.
Одним из главных достоинств книги, на взгляд
рецензента, является то, что она будет полезна не
только родителям, но и воспитателям детских
садов, учителям начальных классов, школьным
психологам, логопедам, то есть всем тем, кто
работает с детьми.
Вадим РОДИОНОВ
|