Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ МАЛЫШ, ИЛИ ИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЙДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ МАЛЫШ, ИЛИ ИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЙ

 

 

М. Аромштам
Ярославль: Академия развития,
Академия Холдинг, 2001

Читателям «Школьного психолога» и всем, кто работает в школе, хорошо известно, какими разными бывают родители. Часть из них, относительно немногочисленная, готова принимать все сказанное психологом как истину в последней инстанции. Другие прочитали уйму книг по педагогике (это уже хорошо) и полагают, что не хуже любого психолога разбираются в любой психолого-педагогической проблеме. А иной папа, поигрывая золотыми перстнями, сообщает, что вообще в школе был всегда самым отстающим — и ничего, нормально, добился успеха. Поэтому, мол, и сын его, аутсайдер и двоечник, подрастет — и все у него «само собой» образуется.
Родители чаще всего отлично знают, как нужно воспитывать детей. Новая книга
М.С. Аромштам — о том, как можно воспитывать, развивать своего ребенка.
Автор рассказывает о собственном опыте, не стесняясь признаваться в ошибках, которые были ею когда-то допущены. Перед читателем Марина Аромштам предстает самой собой, то есть мамой, когда-то увлеченной восточной философией и вегетарианством, затем — «борющейся» за здоровье и культуру поведения, далее — воспринимающей новые и новые теории. И вместе с тем, «пройдя сквозь горнила разнообразных родительских клубов, отработав в школе почти двадцать лет», эта же, но повзрослевшая мама за многие вещи «надавала бы той молодой маме по рукам».
Когда начинаешь цитировать «Дом, в котором живет малыш», трудно остановиться. Многие из соображений, высказываемых автором, могли бы послужить темами для целой серии педагогических советов, родительских собраний и тренингов родительской компетентности: «да, очень полезно обливаться по утрам колодезной водой. Но если ребенок каждое утро просыпается с тяжелым чувством предстоящего испытания и первая его дневная эмоция — угнетенность, ну ее, эту полезность. Вырастет, захочет мучить себя сам — пусть хоть не вылезает из проруби».
Мы, родители, продолжает автор, часто стремимся компенсировать «собственную недоделанность, несостоятельность» разработкой педагогических систем «замечательного воспитания» детей. И при этом — «кровь из носа — готовы отстаивать принципы этих систем». Отстаивать принципы, а не ребенка. Как часто родители из лучших, казалось бы, побуждений («вырастет — сам спасибо скажет!») стараются сделать ребенка счастливым помимо его желания, а это почти никогда никому не удавалось.
Важный раздел «Что такое готовность к школе» представлен в виде ответов на наиболее часто задаваемые родителями дошкольника вопросы. Отвечая на них, автор, опытный учитель, обращает внимание, что школа — это не только развивающая среда («мечта прогрессивных деятелей образования»), но и система социализации, построенная по большей части на принуждении.
Одним из главных достоинств книги, на взгляд рецензента, является то, что она будет полезна не только родителям, но и воспитателям детских садов, учителям начальных классов, школьным психологам, логопедам, то есть всем тем, кто работает с детьми.

Вадим РОДИОНОВ