КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПЕДОЛОГИЯ
П.П. Блонский
М.: ВЛАДОС, 1999
Ну вот, похоже, окончательно
восстановлена в правах еще одна «буржуазная
лженаука». Правда, в отличие от психоанализа,
возрождение педологии не осеняет президентский
указ, но зато и возрождение обещает стать
осмысленным и продуктивным.
Переиздание книги известного советского
психолога и педагога П.П. Блонского — еще один
шаг на этом пути. Его «Педология» увидела свет в
1934 году в качестве вузовского учебника — по всей
стране в ту пору открывались десятки
педологических факультетов, педология
фактически подменила собой педагогику и
психологию. Прошло каких-то два года, и грянул
верховный указ, «закрывший» педологию более чем
на полвека. Педологи тогда срочно перекрасились
обратно — в педагогов и психологов. (Кстати,
возрождение педологии дает неплохой шанс
нынешним психологам на тот случай, когда
энтузиазм недоучек окончательно психологию
дискредитирует.) Насколько это несложно — можно
понять, ознакомившись с учебником Блонского.
Во все времена дети будут учиться ходить,
говорить, читать, рисовать, и кто-то обязательно
будет эти процессы изучать и пытаться руководить
ими. Будут эти люди называться педологами или
психологами — даже неважно, главное — чтобы
знали свое дело, как автор «Педологии».
В книге Блонский предпринимает попытку создания
целостной картины развития ребенка с опорой на
глубокие, обширные и разнообразные знания:
анатомические, неврологические,
психологические, социологические,
педагогические. В работе содержится как
изложение собственных позиций автора, так и
достаточно объективный взгляд на
распространенные в то время научные концепции
(Пиаже, Фрейда и др.), спокойно и непредвзято
анализируются их сильные и слабые стороны.
Новое издание «Педологии» — это не просто
памятник ушедшей эпохи, а памятник
отреставрированный и обновленный. Книга
опубликована со значительными изъятиями: многие
фрагменты издатели сочли неактуальными. Как это
принято сегодня, усечению подверглись
идеологические реверансы, без которых в те
времена не обходилось ни одно издание.
Корректность такой редактуры — вопрос спорный,
но успокаивает то, что основное содержание книги
все-таки сохранилось в неприкосновенности.
Например, не подверглись «осовремениванию»
рассуждения автора о диалектическом характере
психического развития (кажется, революционный
раж проходит и созревает понимание, что
диалектика бывает не только
марксистско-ленинская).
Развитие человека Блонский понимает не как
простое прибавление, «приращение» (а такие
взгляды, надо отметить, были весьма популярны в
те годы), а как сложный диалектический процесс, ни
один из аспектов которого не является
малозначимым, малоценным. В этом, наверное, и
состоит подлинный, а не декларативный гуманизм,
который был присущ отечественной
психолого-педагогической науке середины века.
Эта работа чрезвычайно актуальна и сегодня,
когда провозглашается гуманистический подход к
детству как самоценному периоду в жизни
человека, поскольку такой подход в «Педологии»
по-настоящему научно обоснован. Разумеется,
прошедшие с той поры десятилетия многое
прибавили к нашему пониманию психического
развития. Однако пример педологического подхода,
представленный в данной книге, по сей день
остается ценным и поучительным.
Сергей СТЕПАНОВ
|