Кто бы ты ни был, готовься:
упрек доберется и до тебя! Устоять перед ним —
сила характера; творчески использовать его —
искусство жить.
Ясно, что нам бывает не легко его вынести. «Я
хотел как лучше, преодолел все трудности, сделал
все, что в моих силах, а теперь мне говорят: плохо!
Эти брюзги! Они меня унижают. Они парализуют мой
жизненный взлет! Они сдерживают мои творческие
силы. Они хоронят мою уверенность в себе. Мне что
— отчаяться и отказаться? Или — как мне
стряхнуть позорную тягость этого порицания?»
В такие моменты появляется искушение изменить
тактику и повергнуть самого порицающего.
Примерно так: «Кто вы, наносящие мне оскорбление?
Откуда у вас права контролировать и порицать
меня? Вы же сами негодные люди! Ваша критика
завистлива и бесчестна. Все ваши претензии
возникают просто из нездоровой придирчивости.
Это же совершенно несерьезные и несведущие
критики; это критиканы, зложелательные брюзги, и
их придирки к каждому слову не что иное, как
презренная интрига»...
Никогда не идите этим путем — в пустоту и злобную
мелочность! Никогда не унижайтесь до этого!
Бесчисленные завистники, придиры и привередники
бегают вокруг и изливают желчь; и кто не устоит
пред этой желчью, тот начинает им подражать.
Тот же, кто начинает созидать, пусть запасется
сначала доброю волею. Кто искренне хочет добра,
того не сможет сбить с ног или хотя бы выбить из
колеи никакая придирчивость, никакое
критиканство. То, чего я действительно хотел,
знаю лишь я один и Господь надо мною; то, что мне
удалось, пусть критикуют. Но тогда уже не станет
критики, которая отняла бы у меня мое доверие к
себе, мой жизненный полет, чтобы я отчаялся и
отказался.
Чтобы еще более усилить это спокойное
равновесие, рекомендуется рвать духовную
пуповину, связывающую меня с моим трудом, но не
ранее, чем труд окончательно завершится; и тогда,
после завершения его, радикально отсечь ее: не
задерживаясь более на нем, удалиться, чтобы этот
труд, как нечто законченное и преодоленное,
воспринимался через мое прошлое, о котором сужу я
сам как господин и мастер, «ибо теперь — я смог бы
сделать его лучше». Тогда меня уже не
представляют как автора таких-то трудов, и я уже
неуязвим; совершенно независимо я спорю как
критик с другими критиками о моей работе: они уже
задевают не меня, а лишь мою тень, лишь мое
прошлое, в то время как я сам живу уже в будущем, в
моих новых замыслах.
Великодушно и свободно встречаю я тогда моих
критиков и критиканов; у меня нет потребности
унижать их. Деловито и спокойно я выслушиваю их
мнения, они могут как угодно хулить и порицать
мой труд. Они служат мне и помогают мне. Если они
правы, я проанализирую свою работу и свой
творческий акт, попытаюсь установить, почему эти
недостатки и ошибки ускользнули от меня, ибо я
хотел совершенства. Таким образом, я учусь
скромности и смирению, ибо я понимаю, что даже мои
«лучшие намерения» не спасают меня от
несовершенства. Если критики не правы, я учусь на
их неверном взгляде, на их плоских суждениях, на
их извращенном вкусе...
Только не обижаться! Оставаться спокойным!
Спокойствие дает свободу взгляда; свобода
взгляда ведет к объективности. А в ком есть вкус к
объективности и кто служит ей — в том есть нечто
королевское: он подобен «калифу инкогнито». Да,
инкогнито: ибо другим совсем не положено этого
знать...
Иван ИЛЬИН,
1938 г.
Перевод с немецкого О.В. Колтыпиной |