Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИПРАКТИКУМ ПО КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ

 

 

Райан МакМаллин
СПб.: Речь, 2001

 

Эта книга задумана как справочник для практикующих психотерапевтов и консультантов, работающих в различных учреждениях. В ней представлены техники из арсенала когнитивной психотерапии, накопленные за годы ее существования.
Автор книги — психотерапевт с многолетним опытом работы — попытался создать такое практическое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе: «Я представлял себе читателя как опытного терапевта, который каждый день сталкивается с массой всевозможных случаев».
Что нужно знать терапевту, чтобы опробовать одну из техник с новым клиентом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать? Существуют ли какие-нибудь пособия или памятки, которые терапевт может дать своему клиенту? Представляя техники, автор пытается ответить на все эти вопросы, что, безусловно, делает книгу понятной и удобной в использовании.
Первые три главы посвящены техникам распознавания убеждений клиента. Эта работа прежде всего направлена на выявление «мешающих», проблемных или противоречивых убеждений, которые рассматриваются в когнитивной терапии как источник возникновения психологических проблем и страданий.
В следующих трех главах предлагаются техники опровержения, позволяющие совершать когнитивные изменения. Эти техники представляют собой детально прописанные технологии и приемы переубеждения клиента. Эти техники включают дискуссию и действенное оспаривание, релаксацию и смягчение эмоций, объективацию и другие способы преобразования внутреннего языка клиента.
Главы 7, 8 и 9 посвящены так называемым техникам перцептивного сдвига. Здесь описываются и поясняются методы преобразования не только личных предубеждений клиента, но и общих стереотипов восприятия: техники транспозиции и наведения мостов.
В главе 10 описывается когнитивный подход к работе с воспоминаниями. Ресинтезирование
прошлого позволяет клиенту переоценить свои убеждения, связанные с давними и забытыми переживаниями.
Глава 11 позволяет читателю ознакомиться с рядом техник, помогающих клиенту закрепить произошедшие изменения, сделать их устойчивой частью его повседневного опыта.
Главы 12 и 13 знакомят с опытом применения когнитивного подхода в работе с особыми категориями клиентов: душевнобольными, людьми с наркотической и алкогольной зависимостью, клиентами, саботирующими консультирование и клиентами в кризисных ситуациях, а также в кросскультурной терапии.
В заключительной главе автор предлагает краткое объяснение некоторых философских основ когнитивной реструктурирующей терапии.
Все главы построены по единой схеме и включают в себя описание основных принципов, лежащих в основе той или иной когнитивной техники, конкретных шагов ее осуществления, реальных примеров того, как она использовалась в клинической практике, трудностей, на которые следует обратить внимание. Также даются ссылки на дополнительные источники информации о данной технике.
Автор не скупится на примеры из практики, хотя они не всегда в достаточной мере наглядно иллюстрируют процесс использования конкретных техник. В целом книга интересна, и пытливый ум сможет почерпнуть из нее немало полезного как для практической консультативной деятельности, так и для собственного интеллектуального развития.

Александр ШАДУРА