Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕНИЯ

 

Под ред. Е.Д. Божович
М.—Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000

 

Первое, на что обращает внимание читатель, это название книги. В данном случае громоздкое и не совсем понятное, оно может отпугнуть не искушенного в вопросах психологии читателя.
Авторы поставили перед собой задачу: построить единую систему психолого-педагогических критериев эффективности. При этом в качестве целостного предмета диагностики развития ребенка в образовательном процессе выступает позиция субъекта учения.
Опираясь на собственные представления о субъекте и результаты исследований лаборатории психологии учения Психологического института РАО, авторы выделяют когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой компоненты позиции субъекта учения. По их мнению, взаимозависимость между этими компонентами носит динамический характер, например, при высоком уровне компетенции ребенка в предмете он сам открывает способы регуляции процессов решения задач.
В книге поднимается важный в практическом отношении вопрос об условиях возникновения и развития у ребенка позиции субъекта учения. В качестве основного фактора такого развития называется тип управления учебным процессом. Авторы выделяют жесткое и гибкое, прямое и косвенное управление. При этом они утверждают, что научная мысль развивается в направлении от жесткого и прямого управления учебным процессом (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) к гибкому и косвенному («школа диалога культур» В.С. Библера).
Развиваемые авторами теоретические позиции представляются не бесспорными, но достаточно интересными и научно обоснованными. Лучшему пониманию авторской позиции способствует ознакомление с результатами экспериментального исследования позиции субъекта учения. Описанные авторами экспериментальные методы работы могут быть успешно перенесены в практику образования и использованы в качестве средства, говоря словами Л.С. Выготского, «педологического анализа педагогического процесса».
В связи с наметившейся тенденцией к снижению значимости образования у младшего поколения по сравнению со старшим полезными видятся полученные авторами данные о ценностных ориентациях подростков. Практический психолог в образовании сможет воспользоваться методикой и сравнить полученные данные с авторскими.
Особняком стоит глава, посвященная психологическому анализу школьной оценки, в которой приводятся известные на сегодня факты и теоретические подходы, однако в целом она носит дискуссионный характер.
Из всего сказанного ясно, что книга имеет практическую направленность. Предложенный авторами подход к развитию позиции субъекта учения может быть расценен как самостоятельный и оригинальный.
Авторы книги не считают свое исследование законченным. Нельзя не согласиться с ними в том, что проблема развития школьника как субъекта учения является особенно актуальной в наше время, когда существуют альтернативные школы и программы обучения.

Марина СТЕПАНОВА