КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕНИЯ
Под ред. Е.Д. Божович
М.—Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000
Первое, на что обращает внимание
читатель, это название книги. В данном случае
громоздкое и не совсем понятное, оно может
отпугнуть не искушенного в вопросах психологии
читателя.
Авторы поставили перед собой задачу: построить
единую систему психолого-педагогических
критериев эффективности. При этом в качестве
целостного предмета диагностики развития
ребенка в образовательном процессе выступает
позиция субъекта учения.
Опираясь на собственные представления о
субъекте и результаты исследований лаборатории
психологии учения Психологического института
РАО, авторы выделяют когнитивный, регуляторный и
личностно-смысловой компоненты позиции субъекта
учения. По их мнению, взаимозависимость между
этими компонентами носит динамический характер,
например, при высоком уровне компетенции ребенка
в предмете он сам открывает способы регуляции
процессов решения задач.
В книге поднимается важный в практическом
отношении вопрос об условиях возникновения и
развития у ребенка позиции субъекта учения. В
качестве основного фактора такого развития
называется тип управления учебным процессом.
Авторы выделяют жесткое и гибкое, прямое и
косвенное управление. При этом они утверждают,
что научная мысль развивается в направлении от
жесткого и прямого управления учебным процессом
(Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) к гибкому и
косвенному («школа диалога культур» В.С. Библера).
Развиваемые авторами теоретические позиции
представляются не бесспорными, но достаточно
интересными и научно обоснованными. Лучшему
пониманию авторской позиции способствует
ознакомление с результатами экспериментального
исследования позиции субъекта учения. Описанные
авторами экспериментальные методы работы могут
быть успешно перенесены в практику образования и
использованы в качестве средства, говоря словами
Л.С. Выготского, «педологического анализа
педагогического процесса».
В связи с наметившейся тенденцией к снижению
значимости образования у младшего поколения по
сравнению со старшим полезными видятся
полученные авторами данные о ценностных
ориентациях подростков. Практический психолог в
образовании сможет воспользоваться методикой и
сравнить полученные данные с авторскими.
Особняком стоит глава, посвященная
психологическому анализу школьной оценки, в
которой приводятся известные на сегодня факты и
теоретические подходы, однако в целом она носит
дискуссионный характер.
Из всего сказанного ясно, что книга имеет
практическую направленность. Предложенный
авторами подход к развитию позиции субъекта
учения может быть расценен как самостоятельный и
оригинальный.
Авторы книги не считают свое исследование
законченным. Нельзя не согласиться с ними в том,
что проблема развития школьника как субъекта
учения является особенно актуальной в наше
время, когда существуют альтернативные школы и
программы обучения.
Марина СТЕПАНОВА
|