Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

В. Родионов, М. Ступницкая
Ярославль: Академия развития, 2001

 

 

Методические рекомендации В.А. Родионова и М.А. Ступницкой вышли в серии «Практическая психология в школе». Можно с уверенностью сказать, что это тот редкий случай, когда содержание книги действительно соответствует заявленной тематике.
Книга интересна, прежде всего, тем, что написана практиками, людьми, которые заходят в школу не для того, чтобы прочитать пару лекций педагогам, провести исследование или оформиться на полставки «свадебным генералом», а для того, чтобы в ней реально работать. Работать с педагогами, администрацией, самими детьми и их родителями. Реальная практика пронизывает все содержание книги.
Предложенный материал сгруппирован в три раздела.
Первый условно может именоваться теоретическим. Он называется «Некоторые штрихи к портрету современных школьников и педагогов». Здесь рассматриваются многие актуальные проблемы обучения школьников и педагогической деятельности педагога. Несомненный познавательный и практический интерес представляют различные типологии личности учителя.
Во втором разделе «Организация психолого-медико-педагогического консилиума» излагаются соображения авторов о целях и задачах консилиумов в школе, о содержании психолого-педагогической информации, обсуждаемой на консилиуме, о форме ее представления участниками данного мероприятия. Даются конкретные образцы такого рода представлений на учащихся разных классов.
Третий раздел — самый, с моей точки зрения, любопытный, — носит название довольно формальное, что, к счастью, не соответствует содержанию: «Психолого-педагогические методы повышения психологической компетенции педагогов». Раздел содержит подробное изложение различных форм и процедур, направленных на повышение этой самой психологической компетенции. Здесь есть разработки семинаров, лекций, организационно-деятельностных игр, сценарный план тренинга. Предлагается схема психолого-педагогического анализа уроков.
Конечно, многие из этих форм заимствованы авторами у других специалистов, чего они и не скрывают. Но чувствуется творческая проработка всего предлагаемого материала. Есть и авторские программы, например сценарный план тренинга «Про это...», посвященный юношеской сексуальности. Или организационно-деятельностная игра «Фоторобот».
Книга будет несомненно интересна и полезна нашим читателям. Она познавательна, написана людьми, хорошо понимающими предмет собственной деятельности. Язык легкий и понятный. Вместе с тем остается не совсем ясно, почему именно эти аспекты сотрудничества педагога и психолога заложены в содержание книги и видят ли авторы другие его аспекты?
Совсем не затронут вопрос совместной работы педагога и психолога над содержанием и методическими сторонами образовательного процесса, ничего не сказано о работе с ценностями, то есть — о воспитательной деятельности психолого-педагогического коллектива. Не затрагивается вопрос профессиональных отношений самих педагогов и психологов между собой. В общем, огорчает отсутствие в книге некоторой картинки взаимодействия данных специалистов, как принято сейчас говорить — системы работы.

Марина БИТЯНОВА