КНИЖНЫЙ ШКАФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА И
ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В. Родионов, М. Ступницкая
Ярославль: Академия развития, 2001
Методические рекомендации В.А.
Родионова и М.А. Ступницкой вышли в серии
«Практическая психология в школе». Можно с
уверенностью сказать, что это тот редкий случай,
когда содержание книги действительно
соответствует заявленной тематике.
Книга интересна, прежде всего, тем, что написана
практиками, людьми, которые заходят в школу не
для того, чтобы прочитать пару лекций педагогам,
провести исследование или оформиться на
полставки «свадебным генералом», а для того,
чтобы в ней реально работать. Работать с
педагогами, администрацией, самими детьми и их
родителями. Реальная практика пронизывает все
содержание книги.
Предложенный материал сгруппирован в три
раздела.
Первый условно может именоваться теоретическим.
Он называется «Некоторые штрихи к портрету
современных школьников и педагогов». Здесь
рассматриваются многие актуальные проблемы
обучения школьников и педагогической
деятельности педагога. Несомненный
познавательный и практический интерес
представляют различные типологии личности
учителя.
Во втором разделе «Организация
психолого-медико-педагогического консилиума»
излагаются соображения авторов о целях и задачах
консилиумов в школе, о содержании
психолого-педагогической информации,
обсуждаемой на консилиуме, о форме ее
представления участниками данного мероприятия.
Даются конкретные образцы такого рода
представлений на учащихся разных классов.
Третий раздел — самый, с моей точки зрения,
любопытный, — носит название довольно
формальное, что, к счастью, не соответствует
содержанию: «Психолого-педагогические методы
повышения психологической компетенции
педагогов». Раздел содержит подробное изложение
различных форм и процедур, направленных на
повышение этой самой психологической
компетенции. Здесь есть разработки семинаров,
лекций, организационно-деятельностных игр,
сценарный план тренинга. Предлагается схема
психолого-педагогического анализа уроков.
Конечно, многие из этих форм заимствованы
авторами у других специалистов, чего они и не
скрывают. Но чувствуется творческая проработка
всего предлагаемого материала. Есть и авторские
программы, например сценарный план тренинга «Про
это...», посвященный юношеской сексуальности. Или
организационно-деятельностная игра «Фоторобот».
Книга будет несомненно интересна и полезна нашим
читателям. Она познавательна, написана людьми,
хорошо понимающими предмет собственной
деятельности. Язык легкий и понятный. Вместе с
тем остается не совсем ясно, почему именно эти
аспекты сотрудничества педагога и психолога
заложены в содержание книги и видят ли авторы
другие его аспекты?
Совсем не затронут вопрос совместной работы
педагога и психолога над содержанием и
методическими сторонами образовательного
процесса, ничего не сказано о работе с
ценностями, то есть — о воспитательной
деятельности психолого-педагогического
коллектива. Не затрагивается вопрос
профессиональных отношений самих педагогов и
психологов между собой. В общем, огорчает
отсутствие в книге некоторой картинки
взаимодействия данных специалистов, как принято
сейчас говорить — системы работы.
Марина БИТЯНОВА
|