ИЗ ПЕРВЫХ РУК
ИНТЕРВЬЮ С СОЗДАТЕЛЕМ МУЗЕЯ
Уникальность музея сновидений
состоит, прежде всего, в том, что его авторская
концепция базируется на осмыслении психоанализа
и творчества Зигмунда Фрейда. Я попросила
рассказать о музее сновидений Виктора МАЗИНА —
его создателя и директора.
Виктор, как возникла идея создать такой музей?
Мне всегда приходилось совмещать две
деятельности — быть и психоаналитиком, и
художественным критиком. В какой-то момент я
понял, что пора соединить эти два направления: я
поставил перед собой предельно интересную
задачу — создать музей сновидений Зигмунда
Фрейда.
Больше всего хотелось представить то, что обычно
непредставимо: чужое сновидение. Мы не можем
проникнуть в чужой сон. Но мы с друзьями (это была
целая команда) стали думать, как можно решить
проблему представления сновидения. В нашу
команду входили психоаналитики из Англии,
Австрии, художники, которые были увлечены
психоанализом и Фрейдом. А любой западный
художник прекрасно знает, кто такой Фрейд: в
западной культуре психоанализ и искусство
связаны предельно тесно. Мы разрабатывали
концепцию музея в течение восьми лет.
Что лежит в основе замысла музея?
Наш музей является одновременно и
антимузеем. В обычном музее хранятся
произведения искусства, например материальные
ценности. У нас их практически нет.
В основе концепции музея лежит несколько
психоаналитических идей. Одна из них заключается
в том, что мы во сне не взаимодействуем с
материальными предметами (правда, это понятно и
без Фрейда). Мы ни до чего не дотрагиваемся, а лишь
встречаемся с образами. Поэтому одна из
начальных идей состояла в том, что нам не надо
искать для музея никаких особых материальных
экспонатов, хотя друзья из Вены и Лондона готовы
были помочь с этим. Впоследствии Лондонский
музей нам очень помог с фотографиями и слайдами.
Их нам предоставили бесплатно.
Таким образом, идея состояла в том, что нам нужны
просто образы. Я понял, что большая часть
экспонатов должна отражать определенные образы
и представления. Экспонаты должны быть
прозрачными и нематериальными.
Другая идея, которую мы положили в основу
концепции, состоит в том, что каждый сон — это
воспоминание. Для Фрейда содержание сна является
реальным и научно объяснимым. Сны — это наши
воспоминания. Поэтому понятно, что 95% образов,
которые воссозданы в музее — то, с чем Фрейд
сталкивался в своей жизни.
Кроме того, мы воплощали идею разрушения
пространства. Нам хотелось сделать его
безграничным. И я считаю, что в результате нам это
удалось, поскольку люди часто затрудняются
сказать, каковы размеры нашего музея.
Идея субъективности восприятия стала для меня
самой интересной. Постепенно она стала ведущей в
нашем музее.
Многие люди приходили в музей несколько раз.
Часто приходилось слышать от друзей: «У вас
что-то не так. Что-то изменилось в музее, стало
по-другому». Я всегда отвечаю, что ничего не
менял. У нас достаточно сделать шаг в сторону, и
все видится совершенно иначе.
Что для вас наиболее интересно в музее?
Мне хотелось создать музей
психоанализа. Понятно, что мы не могли сделать
музей Фрейда в Санкт-Петербурге. Мои друзья из
Вены, узнав о нашем замысле, сначала очень
удивились. Они решили, что это чуть ли не
спекулятивная идея — делать музей человека там,
где он никогда не бывал. Только потом, когда они
приехали и увидели все своими глазами, они
сказали, что им теперь стыдно возвращаться домой,
поскольку там психоанализа вообще никакого нет.
Для нас принципиально важным является зритель, а
не объект-экспонат. Практически все музеи
рассчитывают на пассивное восприятие
информации. Мы же хотим показать, что человек
намного важнее того, что он видит.
А какая роль отводится экрану?
Экран постепенно стал центральным
предметом нашего музея, хотя нам не хотелось,
чтобы доминировал какой-то один объект. Но все
получилось само собой. Экран выполняет несколько
функций. Он дает дополнительный свет. Некоторые
посетители приходят и сразу начинают смотреть на
экран. Они даже садятся перед экраном и
медитируют: у них возникают различные образы.
Нам все это интересно с исследовательской точки
зрения. Мы анализируем эти сны наяву и
убеждаемся, что они зависят, конечно же, от
переживаний самого человека.
Один австрийский коллега, посмотрев на экран,
сказал нам, что подобное созерцание — это чисто
японская идея. В некоторых японских театрах
используют такие экраны. Перед экраном встают
два актера, принимают статичные позы и уходят, а
зрители смотрят на экран, проецируя на него то,
что они видели. В результате для зрителей экран
никогда не бывает просто белым.
Получается, что ваш музей живет собственной
жизнью?
Конечно, каждый человек может сказать
что-то неожиданное и новое для нас. Этот же гость
из Австрии сказал еще одну интересную фразу,
смысл которой я даже не сразу понял: «Это музей
борьбы с тоталитаризмом». Я возразил, что к
политике мы не имеем никакого отношения. Но
неожиданно, в разговоре, я понял, что он имел в
виду. Зеркала и стекла, которые находятся в
первом зале, не позволяют человеку увидеть себя
целиком. В этом зале и вообще в музее можно
увидеть ту или иную часть своего отражения, но
никогда целиком. Это показывает, что нет единой
картины мира, в этом и есть антитоталитаризм.
А кто автор картин, которые включены в
экспозицию музея?
Чаще всего я говорю о том, что у нас
музей нематериальной культуры. Хотя это не
совсем верно.
В первом зале представлена, например, картина
«Ребус» Сергея Бугаева «Африки». И попала она
сюда потому, что ребус для Фрейда — это метафора
сновидения.
Художник Владимир Кустов помогал проектировать
музей.
Часть работ сделана московским художником
Павлом Пепперштейном, а также — известными
шведскими и американскими художниками.
Кроме того, мы постоянно проводим выставки.
Сейчас это выставка молодого фотографа Сергея
Тихонова, посвященная Жаку Лакану. То есть у нас
представлены и «звезды», и интересные дебютанты.
Главное, чтобы эти произведения были адекватны
духу нашего музея.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Музей сновидений Зигмунда
Фрейда,
г. Санкт-Петербург
Адрес музея: Большой пр. П.С., 18-а
Тел.: (812) 235-28-57,
(812) 235-29-29
(открыт по вторникам и воскресеньям с 12.00 до 17.00) |