КНИЖНЫЙ ШКАФ
НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК, ИЛИ ВСЕ О
ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЯХ
И.П. Брязгунова, Е.В. Касатикова
М.: Издательство Института психотерапии, 2001
На обложке этой книги присутствует
только первая часть названия (полное название
внутри, на титуле). И это правильно, потому что
заявка «все о гиперактивных детях» — пожалуй,
все-таки слишком претенциозна.
Перед нами научная работа, написанная
специалистами-смежниками — врачом-педиатром и
педагогом. Уж они-то лучше, чем кто-либо другой,
понимают, что рассказать все в одной книге о
«синдроме дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ)» невозможно.
Хотя, справедливости ради, отметим, что об
указанной проблеме авторы смогли поведать
многое. В книге идет речь об истории изучения
этого заболевания, о его возникновении,
распространенности, динамике, клинических
признаках. Рассматриваются разнообразные
гипотезы о причинах заболевания (сами авторы
считают, что в большинстве случаев важнейшую
роль играет наследственная предрасположенность,
отягощенная неблагоприятным акушерским
анамнезом), анализируются механизмы развития
заболевания.
В практическом отношении книга привлекательна
тем, что в ней присутствует глава о лечении и
коррекции СДВГ. Впрочем, на мой взгляд, эта глава
написана излишне конспективно. Не совсем
понятно, почему в одном ряду стоят поведенческая
психотерапия и просто психотерапия (о них
говорится в разных параграфах этой главы).
Предлагаются следующие методы работы с детьми:
визуализация, медитация, аутогенная тренировка,
гипноз, самогипноз и семейная психотерапия. Хотя,
думается, арсенал современных
психотерапевтических методов, которые могли бы
использоваться при работе с детьми с СДВГ,
намного шире. Да и семейная психотерапия не
ограничивается применением метафор.
В главе «Диагностика заболевания», к сожалению,
отсутствуют конкретные методики. Авторы
сообщают о том, что ими разработана система
нейропсихологического обследования детей
младшего школьного возраста с СДВГ, с помощью
которой за 40–50 минут можно оценить степень
развития внимания, памяти, мышления,
двигательной и эмоциональной сферы. Но — увы! —
подразнили и ничего не дали. Хорошо, что хоть
диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
представлены четко и ясно.
Наиболее интересными для психологов-практиков
являются материалы, которые даны в приложении.
Тут есть анкеты для родителей и педагогов,
достаточно подробные рекомендации по
взаимодействию с гиперактивными детьми для тех
же категорий взрослых. Имеется симпатичная
модель коротенького релаксационного тренинга.
Авторы книги — не психологи, и это не могло не
наложить отпечатка на ее содержание. На мой
взгляд, психологические аспекты данной
актуальнейшей проблемы в результате оказались
представлены недостаточно ясно. Вместе с тем,
появление такой книги можно только
приветствовать. Проблему гиперактивных детей
нам всем — врачам, педагогам, психологам — надо
решать вместе.
Игорь ВАЧКОВ
|