Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК, ИЛИ ВСЕ О ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЯХ НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК, ИЛИ ВСЕ О ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЯХ

 

 

И.П. Брязгунова, Е.В. Касатикова
М.: Издательство Института психотерапии, 2001

 

На обложке этой книги присутствует только первая часть названия (полное название внутри, на титуле). И это правильно, потому что заявка «все о гиперактивных детях» — пожалуй, все-таки слишком претенциозна.
Перед нами научная работа, написанная специалистами-смежниками — врачом-педиатром и педагогом. Уж они-то лучше, чем кто-либо другой, понимают, что рассказать все в одной книге о «синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» невозможно.
Хотя, справедливости ради, отметим, что об указанной проблеме авторы смогли поведать многое. В книге идет речь об истории изучения этого заболевания, о его возникновении, распространенности, динамике, клинических признаках. Рассматриваются разнообразные гипотезы о причинах заболевания (сами авторы считают, что в большинстве случаев важнейшую роль играет наследственная предрасположенность, отягощенная неблагоприятным акушерским анамнезом), анализируются механизмы развития заболевания.
В практическом отношении книга привлекательна тем, что в ней присутствует глава о лечении и коррекции СДВГ. Впрочем, на мой взгляд, эта глава написана излишне конспективно. Не совсем понятно, почему в одном ряду стоят поведенческая психотерапия и просто психотерапия (о них говорится в разных параграфах этой главы). Предлагаются следующие методы работы с детьми: визуализация, медитация, аутогенная тренировка, гипноз, самогипноз и семейная психотерапия. Хотя, думается, арсенал современных психотерапевтических методов, которые могли бы использоваться при работе с детьми с СДВГ, намного шире. Да и семейная психотерапия не ограничивается применением метафор.
В главе «Диагностика заболевания», к сожалению, отсутствуют конкретные методики. Авторы сообщают о том, что ими разработана система нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста с СДВГ, с помощью которой за 40–50 минут можно оценить степень развития внимания, памяти, мышления, двигательной и эмоциональной сферы. Но — увы! — подразнили и ничего не дали. Хорошо, что хоть диагностические критерии СДВГ по DSM-IV представлены четко и ясно.
Наиболее интересными для психологов-практиков являются материалы, которые даны в приложении. Тут есть анкеты для родителей и педагогов, достаточно подробные рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми для тех же категорий взрослых. Имеется симпатичная модель коротенького релаксационного тренинга.
Авторы книги — не психологи, и это не могло не наложить отпечатка на ее содержание. На мой взгляд, психологические аспекты данной актуальнейшей проблемы в результате оказались представлены недостаточно ясно. Вместе с тем, появление такой книги можно только приветствовать. Проблему гиперактивных детей нам всем — врачам, педагогам, психологам — надо решать вместе.

Игорь ВАЧКОВ