КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ
Под ред. Н.С. Лейтеса
М.: Академия, 2000
В книге дается реферативное изложение
общих представлений об одаренности. Подобный
стиль изложения полностью отвечает требованиям,
предъявляемым к учебным пособиям, к каковым и
принадлежит данное издание.
По прочтении его читатель получит сведения по
ряду проблем, имеющих отношение к одаренности.
Книга написана коллективом авторов, каждого из
которых отличает своя манера изложения.
Для практического психолога в образовании
интерес представляют две первые части,
знакомящие с проблемой умственной одаренности
детей. При этом авторами реализуется возрастной
подход к феноменам детской одаренности, согласно
которому первостепенное значение для
умственного развития имеет возрастная
чувствительность к определенным воздействиям.
Хорошо известно, что для диагноза умственного
потенциала и тем более для прогноза его развития
у ребенка необходимо учитывать именно
возрастные предпосылки развития.
Авторами выделяются три категории детей с
признаками умственной одаренности: с
необыкновенно высоким уровнем умственного
развития (чаще это дошкольники или младшие
школьники), с признаками специальной умственной
одаренности (например, математической) и с
потенциальной, или «скрытой», одаренностью.
Говоря о составляющих умственной одаренности,
авторы подчеркивают, что она включает в себя,
наряду с познавательной потребностью и высоким
интеллектом, особый склад личности с устойчивыми
склонностями, с пристрастием к определенным
видам занятий.
В главе о диагностике умственной одаренности
представлено большое число методов, но остается
непонятным, какому из них авторы отдают
предпочтение.
В книге затрагивается проблема обучения
одаренных детей и убедительно проводится мысль,
что «талантам надо помогать». В связи с этим
рассматриваются две стратегии обучения детей с
высоким умственным потенциалом (ускорение и
обогащение) и говорится о специализированных
(профильных) классах и школах как лучших формах
обучения одаренных детей.
Авторы пособия поднимают очень важный вопрос о
специальной подготовке учителей для одаренных
детей. Учитель должен быть, во-первых, грамотным
предметником, во-вторых, ориентированным на
творчество и, наконец, личностью, обладающей
«эгосилой». Оптимистически настроенные авторы
верят в возможность подготовки таких учителей.
В книге описано немало конкретных случаев. С
одной стороны, такая наглядная иллюстрация
способствует лучшему пониманию
рассматриваемого феномена и повышает доверие к
авторам, которые представляют реальные
результаты работы. С другой стороны, наличие
таких больших по объему характеристик детей
приводит к смешению стилей изложения в пособии.
И последнее. Эта книга, безусловно, адекватно и
всесторонне отражает состояние проблемы
одаренности детей и подростков.
Марина СТЕПАНОВА
|