КНИЖНЫЙ ШКАФ
ЕСЛИ В
СЕМЬЕ КОНФЛИКТ...
Е.Н. Корнеева
Ярославль: Академия развития, Академия холдинг,
2001
Все-таки жаль, что наши издатели никак
не научатся правильно называть книжки. Понять их
можно: для роста продаж упаковка важнее
содержимого. А заголовок — это главный элемент
упаковки.
Тема, заявленная в названии книги, да и серии —
«Семейная педагогика», — не совсем
соответствует содержанию. Речь идет о конфликтах
вообще, и семейные их разновидности лишь
равноправно соседствуют на ее страницах с
производственными, социальными, бытовыми и
прочими.
Главное достоинство книги — легкость изложения
и наличие показательных примеров. Нормальная
популярная литература, легко читающаяся и
довольно информативная. Язык суховатый, но все же
человеческий, выражения типа «множество
возможностей приобретения ряда существенных
благ» встречаются редко.
Главный недостаток — отсутствие структурности и
системности изложения. В результате перед нами
просто сборник популярных сведений, сдобренных
описаниями случаев из жизни и сопровожденных
выводами. Вначале автор еще пытается дать
определение конфликта (даже дает два разных), но
не прослеживает их на приводимых примерах, а
потом и вовсе бросает это занятие.
Получается монотонно. Конфликты бывают такие-то
и такие-то, способы управлениями ими — вот такие,
а тактики поведения — вот такие. Из-за того, что
не описаны параметры, по которым определяются
эти типы, каждый раз хочется спросить: «Вы
уверены, что это все?»
Особенно неубедительными оказались типы
родительского поведения. В авторском изложении
почему-то все они являются конфликтными. Понятно,
что родителям никогда не удается вырастить детей
без единого конфликта. Но имманентная
конфликтность любого стиля воспитания, мягко
говоря, спорна. Другие мнения можно найти и в
литературе, и на страницах «Школьного
психолога».
Спорна и кочующая из книги в книгу формула «в
конфликте двоих виноваты двое». Ее очень любят
манипуляторы всех мастей, поскольку,
спровоцировав конфликт, ею очень удобно
прикрываться. Тем самым часть ответственности
переносится на другого: ведь сказано, что
виноваты двое.
Правильнее было бы, наверное, говорить не о вине,
а об ответственности, и не об обоюдной, а о личной
— каждого участника. При этом важно подчеркнуть,
что судить можно только о степени своей
ответственности. Впрочем, такая мысль в книге
тоже есть, но в другом месте, отчего выглядит
как-то оторванно.
Автор не раз оговаривается, что в состоянии гнева
или аффекта, которым часто сопровождаются
конфликты, трудно вести себя конструктивно и
продуктивно. Но способов управления своим
эмоциональным состоянием не описывает, что
делает книгу излишне академичной.
Но все же закончить хотелось бы за здравие, а не
за упокой. Как говорится, несмотря на отмеченные
недостатки.
Прочитать книгу стоит. Хотя бы для того, чтобы
несколько раз увидеть собственную тень на ее
страницах. Примеры все-таки неплохи, комментарии
содержательны, да и с главной мыслью трудно не
согласиться: варианты поведения в конфликте
гораздо шире, чем нам кажется в гневном
ослеплении, надо только проявить терпение и
найти наиболее позитивный выход.
Отсюда и вполне резонный вывод: «Поставить
заслон распространению негативного
взаимодействия может лишь личная
ответственность каждого человека, его
взвешенность и продуманное поведение». Так что
дерзайте!
Марк САРТАН
|