Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЕСЛИ В СЕМЬЕ КОНФЛИКТ...ЕСЛИ В СЕМЬЕ КОНФЛИКТ...

 

Е.Н. Корнеева
Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2001

 

 

Все-таки жаль, что наши издатели никак не научатся правильно называть книжки. Понять их можно: для роста продаж упаковка важнее содержимого. А заголовок — это главный элемент упаковки.
Тема, заявленная в названии книги, да и серии — «Семейная педагогика», — не совсем соответствует содержанию. Речь идет о конфликтах вообще, и семейные их разновидности лишь равноправно соседствуют на ее страницах с производственными, социальными, бытовыми и прочими.
Главное достоинство книги — легкость изложения и наличие показательных примеров. Нормальная популярная литература, легко читающаяся и довольно информативная. Язык суховатый, но все же человеческий, выражения типа «множество возможностей приобретения ряда существенных благ» встречаются редко.
Главный недостаток — отсутствие структурности и системности изложения. В результате перед нами просто сборник популярных сведений, сдобренных описаниями случаев из жизни и сопровожденных выводами. Вначале автор еще пытается дать определение конфликта (даже дает два разных), но не прослеживает их на приводимых примерах, а потом и вовсе бросает это занятие.
Получается монотонно. Конфликты бывают такие-то и такие-то, способы управлениями ими — вот такие, а тактики поведения — вот такие. Из-за того, что не описаны параметры, по которым определяются эти типы, каждый раз хочется спросить: «Вы уверены, что это все?»
Особенно неубедительными оказались типы родительского поведения. В авторском изложении почему-то все они являются конфликтными. Понятно, что родителям никогда не удается вырастить детей без единого конфликта. Но имманентная конфликтность любого стиля воспитания, мягко говоря, спорна. Другие мнения можно найти и в литературе, и на страницах «Школьного психолога».
Спорна и кочующая из книги в книгу формула «в конфликте двоих виноваты двое». Ее очень любят манипуляторы всех мастей, поскольку, спровоцировав конфликт, ею очень удобно прикрываться. Тем самым часть ответственности переносится на другого: ведь сказано, что виноваты двое.
Правильнее было бы, наверное, говорить не о вине, а об ответственности, и не об обоюдной, а о личной — каждого участника. При этом важно подчеркнуть, что судить можно только о степени своей ответственности. Впрочем, такая мысль в книге тоже есть, но в другом месте, отчего выглядит как-то оторванно.
Автор не раз оговаривается, что в состоянии гнева или аффекта, которым часто сопровождаются конфликты, трудно вести себя конструктивно и продуктивно. Но способов управления своим эмоциональным состоянием не описывает, что делает книгу излишне академичной.
Но все же закончить хотелось бы за здравие, а не за упокой. Как говорится, несмотря на отмеченные недостатки.
Прочитать книгу стоит. Хотя бы для того, чтобы несколько раз увидеть собственную тень на ее страницах. Примеры все-таки неплохи, комментарии содержательны, да и с главной мыслью трудно не согласиться: варианты поведения в конфликте гораздо шире, чем нам кажется в гневном ослеплении, надо только проявить терпение и найти наиболее позитивный выход.
Отсюда и вполне резонный вывод: «Поставить заслон распространению негативного взаимодействия может лишь личная ответственность каждого человека, его взвешенность и продуманное поведение». Так что дерзайте!

Марк САРТАН