МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ЖЕЛАННЫЕ БЕРЕГА
На рубеже тысячелетий все
представления о будущем, естественно,
связываются с надеждой на лучшее, с надеждой на
чудесное исполнение самых заветных желаний.
Переход в новое тысячелетие наделяет эти
переживания космическим содержанием. В такие
моменты Человек часто чувствует себя великим,
способным сделать то, что до него удавалось лишь
немногим избранным, и одновременно —
беспомощной игрушкой стихийных сил.
Поэтому так неистребимо наше желание узнать, что
же с нами произойдет на самом деле. Сможем ли мы
различить тот редкий миг открывающихся
возможностей, когда надо действовать решительно
и неоглядно, не промедлить, войти в тот могучий
поток, который унесет нас к желанным берегам? И
что можно сделать, чтобы не остаться в
бездействии, не отвлечься на искусный оптический
обман или, еще обиднее, на дешевый фокус и
рекламу, успеть вовремя уйти от грозящих
несчастий, избежать удара слепой стихии, не
потерять что-то действительно ценное? И что можно
сделать, если стихия все же настигнет, как
сохранить надежду, веру в людей и обрести новые
смыслы жизни?
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ
Рассказывают, что много тысяч лет
назад один добрый человек решил пройти
несказанно длинный и трудный путь, для того чтобы
посетовать на свои несчастья Всемогущему и
узнать у него свою судьбу. Этот человек был
настолько упорным, настойчивым, умным,
изобретательным и предусмотрительным, что смог
оставить позади, казалось бы, непреодолимые
препятствия. «Счастье ждет тебя в конце пути!» —
услышал ответ Всемогущего путник и с
уверенностью отправился в обратную дорогу.
По возвращении он обнаружил под засохшим деревом
сундук с сокровищами. Но он оставил этот сундук и
снова засобирался в дальнюю дорогу — ведь
счастье было ему обещано в конце пути!
По дороге он встретил волка, который никак не мог
насытиться, потому что не нашел очень глупого
человека, которого следовало бы проглотить.
После того как путник рассказал ему о сундуке,
неблагодарный зверь... проглотил его. С точки
зрения волка, гонец к Всемогущему проявил явную
глупость — бросил сундук с драгоценностями!
Но разве путник поступил глупо? Зачем ему нести
через пустыни, горы и болота сундук, если счастье
ждет его в конце пути! Нет, он не был ленивым, но он
столько раз убеждался, что новое богатство не
всегда несет с собой счастье.
Поскольку средств ему хватило на достаточно
длительное путешествие, он явно не был бедным
человеком, хотя и не настолько богатым, если
сокровища все-таки могли, по мнению
непререкаемого Авторитета, составить его
счастье.
Незадачливый проситель не учел только одного:
где находится «конец пути». Но кто из нормальных
людей, пройдя дорогу в одну сторону и повернув
обратно, сразу же будет ожидать завершения всех
трудностей и обретения того душевного комфорта,
который часто называют счастьем?
Нельзя обвинить путника и в излишнем легковерии.
Всемогущий не обманул его: если посмотреть на
вещи объективно, то свое счастье — добытое с
трудом прямо из-под земли — человек
действительно обрел, держал какое-то время в
собственных руках именно в конце пути, но...
бросил, поскольку не ощутил ожидаемого чувства.
Он продолжал искренне верить, что счастье ждет
его где-то впереди.
ЮРИСТ ИЛИ ПСИХОЛОГ?
Во всей этой, в целом правдивой, хотя и
печальной, истории вызывает сомнение только один
момент. Вряд ли путника принимал Сам. Скорее
всего, это было доверенное лицо из аппарата
Приемной, по образованию, видимо, юрист, умеющий
достаточно точно формулировать жизненные
сценарии и сообщать их клиентам так, чтобы не
было никаких оснований для жалоб. Он, как мы
убедились, хорошо выполнил свою функцию.
Но путнику все же не повезло в том, что рядом с
юристом не оказалось психолога, который
обязательно поинтересовался бы: «Какой образ
рисуется человеку в момент выслушивания
«сообщения», что он действительно представляет
себе, какой видит свою цель и не является ли она
«фиктивной», сформированной в раннем детстве под
воздействием неблагоприятных взаимоотношений в
семье?»
Психолог наверняка не прекратил бы диалог с
путником до тех пор, пока не убедился бы, что
сделано все возможное, чтобы он преодолел
«сценарий неудачника», осознал и тем самым
«расколдовал» усвоенную в детстве неэффективную
программу собственной жизни и вовремя успел
повернуть судьбу так, чтобы избежать дальнейших
неоправданных жизненных катастроф и добиться
победы.
Современная психология может даже больше. Она
способна не только научить искателей
приключений правильно и безопасно общаться с
«волками», но и помочь несчастным хищникам
обрести чувство сытости без обременительной
необходимости выискивать «лохов», которых надо
непременно проглотить...
СИЛА ТВОРЧЕСТВА
Любая психологическая травма — это,
прежде всего, образ памяти или представления,
искаженные страхом, тревогой и опасениями
оказаться принужденным к пожизненному
исполнению роли жертвы. Для того чтобы успешно
совладать с этими образами и научиться
осознавать их содержание, есть замечательное
средство, доступное даже дошкольнику, —
художественное творчество.
Именно в творчестве личность обретает единство и
цельность. Именно в творческом процессе есть
возможность двигаться спонтанно, то есть идти
своим путем, не привязывая свои цели и жизненные
планы, ценности и способности к травмирующей
ситуации.
Истинное психологическое здоровье личность
обретает тогда, когда осознает, что любая защита,
созданная страхом и тревожностью, неизбежно
будет со временем взломана в процессе
позитивного личностного роста.
Что же мешает ребенку выразить себя и свои
опасения в тех образах, которые ему доступны?
Использования арт-терапевтических методов
недостаточно, для того чтобы развить у ребенка
спонтанность, вернее было бы сказать —
возвратить ее ему.
Дело в том, что в ходе формирования
произвольности создаются деструктивные
новообразования — барьеры, препятствующие
развитию художественных способностей ребенка.
Методами арт-терапии их невозможно снять.
Для того чтобы сформировать спонтанность у
школьника, необходимо, прежде всего,
восстановить для него смысл художественного
творчества. И не только во время арт-терапии, но и
на уроках рисования, в ходе домашних занятий.
Смысл рисования — выразить себя, свои чувства,
отношение к миру, а не копировать объект по
образцу. И если мы действительно заботимся о
психологическом здоровье ребенка, то непременно
должны позаботиться и о восстановлении этого
истинного смысла в его сознании.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Эффективность снятия барьеров —
«взрыв творчества» или просто выход агрессии и
страхов — зависит от того, насколько психологу и
учителю удастся изменить свое отношение к
детскому художественному творчеству. Это и есть
важнейшее условие профилактической работы по
обеспечению той здоровой образовательной среды,
за которую профессионально отвечает психолог.
Какие моменты здесь следует прежде всего
отметить?
Внимание к ориентации детей не только во внешнем
мире, но и развитие у них ориентации
в мире чувств и потребностей. Это, в
частности, означает, что обучение
художественному творчеству вполне может
начинаться с абстрактных форм — «ляпов» и т.д.
Творческий замысел не может быть задан в форме
результата, контролируемого взрослым: «Нарисуй
дом, собаку, елку... Вот так!» Поэтому на первых
занятиях задания должны быть безоценочными,
то есть такими, чтобы никакая внешняя оценка
вообще не имела смысла: «Давайте попробуем
нарисовать проволочный домик, облако (пятно,
лужу), похожее на собаку!»
Выравнивание позиций взрослого и
ребенка: «Давайте возьмем... Почему бы нам
не... Я не знаю как...» вместо: «Возьмите... Сядьте...
Вот как надо!..»
Исключение конкуренции и
соревнования: «Посмотрите, ребята, какое
интересное цветовое пятно!» вместо: «Кто лучше
нарисует?!»
Принятие ребенка:
«Замечательно! Интересно, как это у тебя
получилось?»
Ведущий (психолог или учитель) обычно
испытывает самое большое эмоциональное
напряжение именно от необходимости постоянно
искренне восхищаться, от радостного открытия
способностей каждого ребенка, которые пока
представлены в рисунке в неразвитой — и потому
вовсе не очевидной для окружающих — форме.
Фасилитация возникновения
спонтанных замыслов. Художественное
творчество — это не только творческая рука, но и
творческий взгляд. Поэтому активное групповое
рассматривание графических и цветовых проб
является не менее важной частью занятия, чем сам
процесс работы с бумагой: «Давайте посмотрим, на
что это может быть похоже!.. А еще на что?..» вместо:
«Что это такое? Это не похоже на...?»
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Занятия по «реабилитации»
художественного творчества способствуют
решению задач адаптации ребенка к школе,
установлению комфортных отношений для него в
детской группе и продуктивных взаимоотношений с
учителем.
Поэтому мы считаем, что такие занятия должны
проводиться в самом начале учения, в первом
классе. Особенно важно создать оптимальные
социально-психологические условия для
обеспечения необходимого психологического
здоровья учащихся классов
коррекционно-развивающего обучения.
Важно, чтобы ребенок почувствовал свою
успешность хотя бы в одном виде творчества. Тогда
любое внутреннее напряжение и конфликт смогут
найти выход в созидательной творческой
деятельности растущего человека, а не в
неразвитых, примитивных формах неуспешно
подавляемой агрессии. Важно с самого начала
обогатить опыт ребенка средством (Л.С. Выготский)
решения личностных проблем, универсальным
способом выхода из любого конфликта,
ориентированным на личностный рост и развитие.
Александр КРАСИЛО,
кандидат психологических наук