Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

М.А. Гулина
Спб.: Издательство СПУ, 2000

 

 

Предлагаемая работа является попыткой построения метатеории психологического консультирования как специфического вида психологической практики. Само индивидуальное психологическое консультирование рассматривается автором как «новый вид психологического знания, а именно терапевтическое психологическое знание о человеке». И данная книга представляет собой попытку осмысления теории и практики консультирования.
Такого рода попытки в последнее время предпринимаются разными исследователями. Безусловно, этот процесс является отражением внутренней потребности в построении концептуальных оснований профессиональной деятельности практического психолога.
В условиях, когда существует огромное количество прикладных психологических теорий и психотерапевтических направлений, специалист нуждается в почве под ногами. Но простую и ясную теорию пока что никому, в том числе и автору рецензируемой книги, создать не удалось (из того, что мне доводилось читать, наибольший интерес вызвали работы Ф.Е. Василюка). Впрочем, М.А. Гулина рассматривает свою работу как очередной шаг к построению метатеории. Следует заметить, что шаг получился настолько большим, что при чтении порой теряешь понимание сущности и смысла книги.
В первой главе автор дает основные понятия, необходимые для построения метатеории, и пытается определить место психологического консультирования в системе психологического терапевтического знания. Судя по всему, определить это место читатель должен самостоятельно, опираясь на представленный материал.
Во второй главе автор анализирует «концептуальные ценности» наиболее распространенных теоретических подходов в консультировании: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и гуманистического.
В третьей главе рассматриваются «процессуальные ценности» этих подходов.
Четвертая глава содержит анализ некоторых интегративных подходов в консультировании (психосинтеза, трансактного анализа, когнитивно-аналитической терапии). Здесь также описаны результаты авторского экспериментального исследования степени общности различных терапевтических моделей личности.
В заключительной части М.А. Гулина формулирует собственное определение процесса психологического консультирования и делает ряд выводов, имеющих некоторое теоретическое значение.
Огромное уважение вызывает научная эрудиция автора, его приверженность научному мышлению и безусловное умение сплетать слова и фразы в осмысленный и последовательный текст. Текст книги представляет собой лакомое блюдо для интеллектуальных гурманов. Но порой автор заигрывается с понятиями, в результате чего получаются столь длинные и замысловатые определения, что, дойдя до конца, забываешь, что было в начале.
Если мы говорим о теории, обобщающей практику, то необходимо стремиться и к практичности определений. Иначе вместо внутреннего упорядочивания практического опыта мы рискуем получить слабо структурированный хаос научных или наукообразных понятий, что лишает смысла работу, проделанную М.А. Гулиной.

Александр ШАДУРА