ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
В условиях все большего смещения
приоритетов системы образования в сторону
поддержки и развития внутреннего потенциала
личности ребенка наибольшую актуальность
приобретает проблема оценки детской одаренности
педагогами. Действительно, в силу большого
объема работы школьный психолог часто не
успевает уделять должного внимания
«благополучным» детям. Ведь его основной
контингент — дети, имеющие какие-либо проблемы.
Те же ребята, у которых все якобы в порядке,
оказываются вне зоны его деятельности. А среди
них можно встретить по-настоящему одаренных
детей, требующих особой психологической
поддержки.
На этапе первичного отслеживания и обнаружения
таких детей неоценимую помощь психологу может
оказать учитель. Возможно, это направление
деятельности и станет объединяющим фактором в
реализации их совместных усилий.
Многочисленными зарубежными и отечественными
исследователями была доказана эффективность
комплексного подхода к диагностике детской
одаренности, подразумевающая использование
информации из различных источников: и мнение
родителей, и результаты тестирования психологом,
и оценка педагога.
На наш взгляд, значимым направлением развития
диагностики детской одаренности является
диагностика, дающая инструменты работы для
педагога. Ведь, в конечном счете, именно на него
ложится основная работа по обучению, воспитанию
и развитию ребенка, и именно он, в большей
степени, несет ответственность за ее результаты.
Многие отечественные и зарубежные психологи и
педагоги (А.М. Матюшкин, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, Д.
Сиск и др.) уделяли внимание развитию личностных
и профессиональных качеств учителя, имеющего
дело с детской одаренностью. Одним из важнейших
является умение педагога отслеживать уровень
развития интеллектуальных и творческих
способностей детей.
По нашему мнению, для наиболее качественного и
эффективного осуществления педагогами
диагностики одаренности своих воспитанников им
необходимы специально разработанные методики. С
этой целью в рамках концептуальной модели
доктора педагогических наук, профессора А.И.
Савенкова нами был разработан и апробирован на
базе государственных образовательных
учреждений №№ 1611, 1882, негосударственного
образовательного учреждения «Гулливер» и других
комплект диагностических методик. Эти методики
предназначены для оценки педагогами уровня
развития детской одаренности.
В своей работе мы опирались на принцип
минимальной достаточности содержания методик
для наиболее эффективного и адекватного
отслеживания педагогами развития внутреннего
потенциала личности своих учеников.
Наши методики охватывают познавательную и
личностную сферы развития ребенка, а также
включают поведенческую характеристику
вышеуказанных сфер, позволяя определить
приоритетные интересы ребенка.
Предлагаем вашему вниманию опросники,
характеризующие развитие познавательной и
личностной сфер ребенка. Надеемся на то, что они
помогут вам получить ценную информацию об уровне
развития ваших детей.
Конечно, подобные методики предназначены для
первичной диагностики, они не претендуют на
высокую надежность и валидность. Однако
правомерность их использования определяется, с
одной стороны, важностью не пропустить, увидеть
хотя бы в первом приближении признаки
одаренности ребенка, а с другой — осознать
необходимость дальнейшего, более глубокого
профессионального психологического
обследования.
Школьный психолог может обратиться к педагогам с
просьбой провести первичную диагностику по
прилагаемым опросникам для всех детей класса. На
основании результатов этой диагностики легко
выделить детей, имеющих высокие показатели по
большинству параметров, чтобы провести более
углубленное исследование их возможной
одаренности уже силами самого школьного
психолога.
Светлана ЛЕДНЕВА,
аспирант МПГУ,
практический психолог
ПЕРВЫЙ ОПРОСНИК
Уважаемый коллега!
Эта шкала поможет вам оценить степень
развитости определенных черт личности ваших
учеников. Мы думаем, что в этом вам помогут ваша
наблюдательность, знание детей и объективность.
Перед вами список черт, степень выраженности
которых нужно оценить у каждого ребенка по
следующей уровневой системе.
Низкий уровень — данная черта не
проявляется совсем.
Уровень ниже среднего — данная
черта проявляется, но достаточно редко.
Средний уровень — данная черта в
равной степени как проявляется, так и не
проявляется.
Уровень выше среднего — данная
черта проявляется часто, но не всегда.
Высокий уровень — данная черта
проявляется всегда.
Ф.И.О. _______________________________________________
класс_______________дата
обследования___________________
Черты личности |
высокий уровень |
уровень выше
среднего |
средний уровень |
уровень ниже
среднего |
низкий уровень |
1. Самооценка
Реальная оценка своих личностных
качеств и способностей. Ребенок знает свои
“сильные” и “слабые” стороны, учитывает их в
своей деятельности и в общении с другими людьми.
Например: “Я не буду рисовать трактор, потому
что я не умею рисовать машины”. |
|
|
|
|
|
2. Эгоцентризм
Направленность на себя. Ребенок
смотрит на мир только сквозь призму своего
мнения и практически не способен встать на
позицию другого человека.
Например: “Я буду играть в мяч,
потому что я так хочу”. |
|
|
|
|
|
3. Демонстративность
Желание всегда быть в центре внимания.
Ребенок стремится любой ценой привлечь к себе
внимание взрослых и сверстников.
Например: “Посмотрите, что я сделал
и какой я”. |
|
|
|
|
|
4.
Эмоциональность
Восприимчивость, чувствительность к
явлениям окружающего мира. Выражается в
экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в
излишней тревожности.
Например: “Как вы могли не полить
цветок, ведь он теперь умрет от жажды!” |
|
|
|
|
|
5. Произвольность
поведения
Умение подчинять свои желания
требованиям необходимости. Ребенок контролирует
свои желания и свое поведение в соответствии со
сложившимися обстоятельствами или моральными
нормами.
Например: “Я не буду шуметь, так как
это мешает другим людям”. |
|
|
|
|
|
6. Способность к
оценке
Критичность мышления. Выражается в
способности ребенка отличать положительные и
отрицательные стороны деятельности и поведения
других людей.
Например: “Мне нравится машина,
которую сделал Сережа, потому что у нее ровные
колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по
размеру”. |
|
|
|
|
|