Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭГО, ГОЛОД И АГРЕССИЯЭГО, ГОЛОД И АГРЕССИЯ

 

Ф.С. Перлз
М.: Смысл, 2000

 

 

Рецензировать классиков — занятие неблагодарное, да и просто некорректное. Такие фигуры, как Ф. Перлз, давно заняли почетное место в пантеоне мэтров мировой психологии. Перлз сегодня — это не просто фамилия, это Имя. И когда любой носитель фамилии принимается судить об идеях мэтра (пускай и небесспорных), это производит впечатление фамильярного похлопывания по плечу (увы, этим грешит даже позитивное предисловие к данному изданию — «и здесь же Ф. Перлз совершает ошибку, недооценивая...»). Во избежание такой неловкости, ограничимся лишь указанием на то, какую пользу из данного издания может извлечь современный психолог-практик, еще конкретнее — школьный психолог.
В аннотации (вероятно, ради успешной реализации пятитысячного тиража — даже в современных условиях, кажется, избыточного) указано, что книга адресована «психологам, психотерапевтам, всем интересующимся глубинными механизмами человеческого поведения». Предполагается, что до 6-й страницы читатель дойдет, уже приобретя книгу.
А на этой странице автором предисловия адрес указан более честно: «...адресована практикующим психоаналитикам, причем имеющим медицинское образование или, по крайней мере, очень хорошо ориентирующимся в медицине». Здесь же: «книга... очень неровная и «непричесанная», поэтому прочесть и понять ее достаточно сложно».
И в самом деле, рекомендовать книгу недостаточно опытному специалисту было бы неосмотрительно — он ее не поймет и не оценит. Впрочем, и иной серьезный специалист, не разделяющий модного благоговения перед культовой фигурой Перлза и его теорией, также может труд мэтра не оценить — слишком уж своеобразна авторская позиция.
Книга, впервые увидевшая свет почти 60 лет назад в Южной Африке, вызрела в ходе двадцатилетних размышлений автора над собственной психоаналитической практикой и представляет собой новаторскую попытку переосмыслить фрейдистскую доктрину, хотя и определенная преемственность идей в ней очень заметна. Понадобились еще долгие годы, чтобы оригинальная концепция гештальт-терапии окончательно оформилась.
Психологу, уже знакомому с понятием гештальта в контексте психотерапии (благо некоторые труды Перлза давно доступны), будет, наверное, интересно ознакомиться и с «ранним Перлзом», то есть с истоками его концепции. Автор предисловия намекает, что именно такого читателя книга особенно порадует. Он, правда, допускает, что с «Эго...» можно и начать восхождение к вершинам. С такой оценкой, честно говоря, трудно согласиться. Если кому-то удастся успешно проделать этот путь именно по такому маршруту, пускай поделится своим опытом. Со стороны такая возможность кажется не самой удачной.
Эту книгу, которая в определенном смысле очень познавательна и поучительна, можно с уверенностью рекомендовать лишь тому практику, у которого в избытке энтузиазма и досуга для углубления своих теоретических представлений, либо тому, кто сознательно отдает свое предпочтение именно гештальт-терапевтическому направлению.
Впрочем, сам Перлз писал: «...Существует много разных «психологий», и каждая из них права хотя бы отчасти». Психологи обычно склоняются к той или иной школе, но почти ничего не предпринимают для интеграции всего позитивного, что можно почерпнуть из разных источников. «Я могу лишь надеяться, — пишет Перлз, — что моя книга сможет побудить сотни других психологов заняться этим». В качестве такого стимула книгу и в самом деле следует признать блестящей.

Сергей СТЕПАНОВ