ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"ПАМЯТЬ ДОЛЖНА ТРУДИТЬСЯ"
Нашим
проводником по лабиринтам памяти стала Наталья
Константиновна КОРСАКОВА — специалист в области
клинической психологии, кандидат
психологических наук, доцент факультета
психологии МГУ, заведующая отделением пато- и
нейропсихологии Центра психического здоровья
Академии медицинских наук РФ
Наталья Константиновна, что же такое память?
Прежде всего, память выступает как
центрирующая психическая функция человека, без
которой вообще невозможно развитие и
становление личности. Особенности каждого
человека складываются из его индивидуального
опыта. Память обеспечивает непрерывность бытия
человека, своеобразие его личности. Это общее,
глобальное понимание памяти, которым, к
сожалению, мало занимаются.
Кроме того, память можно определить как процесс
текущего запоминания, который продолжается в
течение всей жизни человека. Здесь в качестве
основного понятия выделяется «запечатление»
(«след»). Когда психологи говорят о запечатлении
события в памяти человека, то предполагают, что
при этом возникает какой-то отпечаток, след (в
прямом смысле этого слова) в отделах головного
мозга: появляется некая структура, которая потом
хранится, воспринимается и воспроизводится в
нужное время в нужном месте.
След памяти пытаются найти на разных уровнях.
Есть попытки найти материальный носитель следа
на биохимическом, клеточном уровне, на уровне
межнейронных связей. Но пока эти находки плохо
воспроизводимы и по разным причинам науку не
удовлетворяют.
Правда, кто-то из великих сказал: «Если мы узнаем,
как работает память, то мы узнаем о человеке все!»
а может быть, этого и не нужно?
А почему этого стоит опасаться?
Если мы узнаем, как формируется «след»
памяти, как он функционирует, как его можно
«извлекать», то мы можем вторгнуться в самое
сокровенное в человеке и даже запрограммировать
его поведение. Здесь возникают этические,
социальные и профессиональные опасности. В свое
время Наталья Петровна Бехтерева говорила о том,
что есть предел знанию о человеке. Наверное, она
права.
Однако исследователи памяти постоянно
занимаются изучением этого вопроса, в частности
проводят опыты на улитках. Например, учат их не
есть капусту, сопровождая этот процесс
электрическим ударом. Когда у улитки
вырабатывается стойкая реакция, у нее берут
лимфу и вводят ее другой особи, которая никогда
не была в подобной ситуации. В результате
последняя начинает быстрее обучаться.
На основании подобных экспериментов делается
вывод, что есть какие-то субстраты, материальные
носители памяти, которые могут передаваться с
помощью инъекции.
Действительно ли существует генетическая
память?
Я думаю, что в памяти человека
запрограммировано гораздо больше
биологического, чем принято считать.
Исследования последних лет показывают, что
память зафиксирована не только в памятниках
культуры, но, очевидно, и в каких-то генных
составляющих.
Другое дело, насколько эта программа может быть
востребована, реализована. Человек может прожить
всю жизнь, обладая определенными возможностями,
но даже не подозревая о них, поскольку на эти
возможности нет запроса.
Всех людей отличают индивидуальные
возможности запоминания. Связано ли это с
какими-то физиологическими или иными
особенностями человека?
То, что мы называем запечатлением, —
очень индивидуальный процесс. Запечатление
очень тесно связано с восприятием. Здесь
существуют различия в так называемых
модальностях восприятия: слуховой, зрительной,
тактильной или обонятельной.
Второй момент, от которого зависит запечатление,
— способ, с помощью которого человек
предпочитает перерабатывать воспринимаемую
информацию. Например, есть люди которые в
мыслительных операциях начинают с целого, а
потом переходят к каким-то деталям. Другие,
напротив, пока все дотошно не проработают в
деталях, к целому не перейдут. Если нужно
запечатлеть целое, то будет более успешен
человек с первой стратегией запоминания. При
фиксации частностей — человек со второй
стратегией.
Эти когнитивные стратегии могут быть
наследственными, но могут и сформироваться (это
зависит от среды, в которой воспитывался
ребенок).
Мы думаем, что каждая из этих стратегий
преимущественно связана с работой одного из
полушарий головного мозга. Целостные стратегии
больше опираются на работу правого полушария, а
последовательные, аналитические — на работу
левого. Сказанное относится к людям, которых
называют правшами. У левшей — особый тип работы
полушарий мозга и их взаимодействия.
Существуют ли какие-то другие факторы,
влияющие на особенности запоминания?
Да, например половые различия. Так, у
женщин гораздо хуже развита
зрительно-пространственная память. Поэтому не
исключено, что девочки могут иметь затруднения
при изучении таких предметов, как геометрия или
физика, где требуется установление соотношений.
У мужчин, например, лучше развита произвольная
память и хуже непроизвольная. В целом мозг
человека, его общее и индивидуальное устройство
во многом определяют особенности запоминания. Мы
проводили исследования в младшей школе и
увидели, что не все школьники успешны в
восприятии и запоминании слухо-речевой
информации. Есть дети с узким каналом восприятия,
у которых большие проблемы в восприятии и
запоминании материалов на уроке.
Важно знать, какие зоны мозга функционируют
наиболее активно. Индивидуально это зависит от
целого ряда факторов: биологических, социальных
и культуральных. Например, если мы сравним память
японца и европейца, то увидим, что разное
мировосприятие приводит к тому, что запоминаются
разные вещи. Сами японцы обратили внимание на то,
что если европеец и японец смотрят на один и тот
же цветок с целью его запомнить, то европейцу
важно назвать, обозначить его параметры, потом их
синтезировать. Для японца же главное — ухватить
целостность цветка. А затем через эту
целостность — выделить детали.
Нужно ли проверять память ребенка при
поступлении в школу?
Иногда на основе того, что ребенок
хорошо запоминает, делается вывод о том, что он
хорошо подготовлен к обучению в школе. Но сейчас
дети воспринимают и запоминают массу информации.
Однако при этом ребенок не научился с помощью
взрослого управлять своей памятью. Он все
вбирает в себя, как губка: неизбирательно,
механически, и точно так же это воспроизводит.
Поэтому, когда малыш попадает в ситуацию, где
нужно специально что-то запомнить, он
оказывается несостоятельным, поскольку не может
управлять своей памятью.
Телевидение, которое создает избыток информации,
очень мешает развитию памяти. С одной стороны — у
ребенка избыток информации, с другой — нет
запросов на ее воспроизведение.
Раньше ребенку много читали, а эта форма
взаимодействия предполагает попытки пересказа,
ответы на вопросы. Чтение и пересказ — это
хороший тренинг управления памятью, так
называемым произвольным запечатлением.
Мы говорили о связи памяти с восприятием, а как
она соотносится с другими познавательными
процессами: вниманием, мышлением?
Всякое деление по отношению к психике
очень условно. В принципе, памяти, как таковой,
нет, есть то, что мы называем памятью. На самом
деле у человека все взаимосвязано.
Тем не менее можно рассматривать отдельно
психические процессы: память, восприятие,
мышление — у каждого из них есть свой
собственный продукт, результат.
В пользу правомерности такого деления говорит и
онтогенетическое развитие ребенка: психические
функции формируются в разные периоды,
надстраиваются одна над другой. Память
выстраивается на эмоциональных контактах,
движениях, тактильных ощущениях. Потом на
развитии моторных функций строится речь. На ее
базе возникает осмысленное запоминание. Речь и
память дают основу для развития мышления. А
развитие мышления ведет за собой развитие
памяти: «Я подумаю и запомню».
Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев говорили о том, что
по мере взросления отношения между памятью и
мышлением меняются. Этот процесс продолжается и
у взрослого человека. Появляются специальные
способы запоминания. Например, некоторые
запоминают телефонные номера как мелодическую
структуру, кто-то визуализирует, кто-то
производит математические операции, кто-то
запоминает ряды цифр.
Как развитие механической памяти сказывается
на развитии мышления у детей?
Известно, что у олигофренов хорошая
механическая память. Но она никак не
используется ими. Поэтому не надо полагаться
только на хорошую память. Выскажу крамольную
мысль: пусть память будет похуже.
В любом случае нужно заставить ребенка подумать
над запоминаемым материалом, поработать с ним:
переформулировать текст, начать вспоминать с
конца, середины или ответить на вопросы.
Припоминание в обучении — всегда реконструкция,
и гораздо реже — репродукция. Исключение
составляют специальные дисциплины, например
анатомия в медицинских вузах, где требуется
дословное запоминание. Но след памяти — это не
просто слепок, фотография, а тот или иной
обобщенный образ.
Часто советуют тренировать память. Как это
можно сделать?
Память надо развивать, но делать это с
пониманием. На мой взгляд, мы сильно отстаем в
этой области от Запада.
Сейчас у нас также появляются специальные курсы,
направленные на тренировку памяти. Надо лишь
понять, что за этим стоит. Когда я говорю о
тренировке памяти, то имею в виду, что надо
расширять спектр способов запоминания нужной
информации.
Очень эффективны занятия по тренировке памяти
для школьников. Мы недавно провели такой тренинг
с московскими старшеклассниками и студентами.
Они запоминали учебные тексты. Выяснилось, что у
них очень низкая эффективность запоминания — не
более 30%. По их просьбе мы научили их трем
способам эффективного запоминания информации.
Первый — поэтапная проработка текста: обзор,
выделение главных мыслей, доводка и еще раз
обзор. Второй — пиктограмма: изображение
определенного фрагмента текста. Третий — метод
ключевых слов: создание цепочки из центральных
словосочетаний в каждом фрагменте.
После этого все участники тренинга стали
запоминать не меньше 70% материала!
Интересно, что это положительно отразилось и на
развитии личностных качеств. Мы рассматривали
такой параметр, как личностная перспективная
тревожность. После того как ребята овладели
способами эффективного запоминания, у них
уменьшилась тревожность. Они стали чувствовать
себя более уверенно.
Как помочь детям с плохой механической
памятью, например, при изучении иностранного
языка?
Надо искать дополнительные опоры.
Правда, сейчас к изучению иностранных языков
начали подходить с учетом особенностей
организации функций мозга. Людям с доминирующим
правым или левым полушарием надо по-разному
преподавать язык.
Тренировать механическую память также
необходимо. Н.П. Бехтерева говорила о том, что
память должна трудиться. А самый большой труд для
нее — механическое запоминание. В классической
гимназии ученикам приходилось изучать «мертвые»
языки, это был хороший тренинг.
При механическом запоминании (заучивании стихов,
рифм) идет работа с той частью памяти, которая
является ее биологической составляющей. Таким
образом мы тренируем биологию памяти, заставляем
ее работать, учимся удерживать в памяти
определенный объем информации.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
Научный центр психического здоровья
Академии медицинских наук РФ
Тел.: (095) 117-81-10