Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ

Вы, очевидно, замечали: когда люди думают и говорят, они двигают глазными яблоками. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в его мозге. Положение глазных яблок указывает на сенсорную систему, которой он пользуется в настоящий момент.
Приходилось ли вам видеть подростков, слушающих плеер? Их зрачки расфокусированы, глаза направлены в одну точку, взгляд невидящий. О чем это говорит? В данный момент они находятся не менее чем в двух сенсорных системах одновременно. Например, слышат музыку и видят какие-то образы, да еще двигаются в такт музыке. Такое состояние называют легким трансом, или измененным сознанием.
В этом же состоянии часто находятся пассажиры метро, продолжающие незаконченный утром разговор с воображаемым собеседником. Одновременно они слышат свои реплики и реплики собеседника, видят картинку и испытывают приятные или неприятные ощущения.

ЧТО Ж ТЫ, МИЛАЯ, СМОТРИШЬ ИСКОСА...

Взгляд направлен вверх и влево: сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдает себе в этом отчет, но тем не менее в данную минуту он находится в области визуальной памяти.
Взгляд вверх и вправо: конструирование визуальных образов, внутренних картинок. Как правило, в этом состоянии человек конструирует образы, которые он не видел.
Взгляд горизонтально налево или направо: аудиальный канал. Если взгляд направлен горизонтально налево, работает аудиальная память. Здесь хранятся запомненные звуки (чья-то речь, мелодии, часто номера телефонов, стихи без фокусировки на смысле — ритмичное запоминание). Иногда, слушая внутреннюю музыку или запомнившуюся песенку, человек покачивает головой из стороны в сторону. Взгляд, направленный горизонтально направо, означает доступ к аудиальному конструированию. Обычно это конструирование речи или вслушивание в звуки с новым тембром, ритмом, высотой. Как, например, может звучать в нетрадиционной обработке ваша любимая мелодия?
Взгляд вниз налево означает состояние внутреннего диалога. В такие моменты человек комментирует собственный опыт, оценивает его. Внутренний диалог может быть орудием рационального логического мышления.
Взгляд вниз вправо: в этот момент мы получаем доступ к эмоциям и чувственным переживаниям.
Для некоторых левшей (!) схема будет обратной.
Еще раз подчеркнем, что приведенная схема выражает обобщенную модель поведения.

СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ

Разборчиво напишите слово, вызвавшее трудности, на листе бумаги.
Предложите ребенку закрыть глаза и подумать о чем-то приятном. Попросите улыбнуться с закрытыми глазами. Когда приятное чувство окрепнет, предложите открыть глаза и посмотреть на слово.
Теперь пусть ребенок посмотрит вверх влево и нарисует правильное написание на «внутреннем экране».
Глядя на внутренний образ слова, попросите ребенка назвать его по буквам (именно по буквам, а не по слогам!).
Смотри на букву — называй ее. Пользуясь «шпаргалкой», которая всегда с тобой, спиши буквы, которые ты видишь. Сверься с правильным написанием.
Если есть ошибки, повторите с первого шага.
Предложите ребенку посмотреть на воображаемое слово на «внутреннем экране» и написать его наоборот (справа налево). Сверьте написанное с тем, как было записано слово на листе бумаги.
Трудно? Да! А кто обещал, что будет легко? Постепенно этот прием станет автоматическим. Лучше всего, если эти упражнения превратятся в занимательную игру.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если не получается увидеть трудное слово на «внутреннем экране», следует начать с коротких и простых слов. Например, со слова «снег» или с собственного имени.
Разбейте слово на группы из трех букв и «сложите кирпичики», построив картинку на воображаемом экране.
Буквы, которые вызывали сомнения, можно сделать больше по размеру или написать их другим цветом или шрифтом.
Попробуйте нарисовать в воздухе перед собой пальцами силуэт буквы, представляя в уме, какую букву пишете. Прочитайте слово, «написанное» в воздухе.
Если ребенок сомневается в написании слова, его глаза будут бегать, а в написании слова примет участие «внутренний диалог»: «Как же все-таки правильно? Кажется, не так. Опять будет двойка...», появится негативная кинестетика. Грамотный ребенок смотрит или на вас, или прямо перед собой, иногда поднимает глаза вверх влево — там у него находится «шпаргалка».

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Упражнение на развитие орфографической зоркости
Каждый ученик получает лист с напечатанным текстом (проще всего использовать листы из старых книг). По команде все начинают вычеркивать букву, названную учителем (например, «к»). Время — 5 минут. Чтобы помочь ученикам сформировать внутренний образ букв, запишите на доске ту букву, которую необходимо вычеркнуть в тексте. Коэффициент внимания подсчитывается следующим образом: количество проверенных строчек делится на число ошибок (если ошибок нет, знаменатель равен единице).
Упражнение рекомендуется проводить с интервалом в два-три урока.
Упражнение можно усложнить, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать.

В ВИДЕ ШИПЯЩЕЙ ЗМЕИ

Для того чтобы легче было запомнить, например, шипящие согласные, предложите своим ученикам прошипеть эти звуки: ж, ш, ч, щ. Таким образом подключатся к работе те, у кого ведущим является аудиальный канал. Затем можно нарисовать змею, вписав шипящие в узоры на шкуре.
Для запоминания словарных слов также полезно использовать так называемый зрительный (визуальный) якорь. Рисунок объединяет написанное в единый зрительный образ и способствует запоминанию написания слова. Букву-орфограмму лучше писать другим цветом. Рекомендуется записывать 5—7 слов, не более, поскольку за один раз человек способен воспринимать от 5 до 9 элементов.
Предложите ребятам рассмотреть рисунок, запомнить, в каком порядке записаны слова, как они выглядят, затем закрыть глаза и восстановить этот рисунок на воображаемом «внутреннем экране» или воображаемой доске. Пока глаза закрыты, попросите назвать букву-орфограмму в первом слове, во втором и т.д. Если есть ошибки, дети должны открыть глаза и посмотреть на рисунок. Затем опять поработайте с воображаемым экраном.
Пусть ребята сами придумают простые рисунки, с которыми можно связать слова, предназначенные для запоминания. Если для этих рисунков со словами завести отдельную тетрадку, каждый сможет создать свой собственный словарь подсказок.
Кстати, этот же прием мы используем для усвоения и запоминания орфографических правил. У всех детей есть «Личный учебник», которым они очень гордятся. На страничках этого учебника они рисуют свои ассоциации, помогающие запомнить правило, примеры или слова-исключения. Например, нарисована добродушная морда коровы, а сверху написано: Зорька. Этот рисунок относится к правилу о чередовании гласных в корне «зар» — «зор».

ЭТАПЫ ВОСПРИЯТИЯ

Существует одна интересная гипотеза, согласно которой восприятие и понимание слова состоит из четырех этапов:

— восприятие внешнего образа слова (как оно выглядит в тетради, книге или на доске);
— восприятие внутреннего образа слова (как оно выглядит во внутреннем взоре человека);
— восприятие сенсорного облика слова;
— осознание значение слова.

У некоторых людей один или несколько этапов восприятия слова могут быть пропущены. Те, кто от внешнего образа слова переходит сразу к его сенсорному облику, пропуская второй этап, могут получать непосредственное удовольствие от чтения, но не становятся грамотнее. Для обучения грамотному письму важно научить ребенка видеть правильный внутренний образ слова.
Стоит отметить, что при чтении дети с более развитыми визуальными способностями могут оценить портрет героя, пейзаж и иные описания. Невизуальный читатель, скорее всего, пропустит эти страницы.
Аудиалы выбирают книги с диалогами, поскольку могут слышать голоса разных персонажей, а кинестетики любят сюжет, ориентированный на действие. Но только сензитивный человек с хорошо развитыми системами восприятия способен оценить стиль произведения в целом. Поэтому развитие внутренних и внешних сенсорных систем серьезно обогатит жизнь маленького читателя.

УВИДЕТЬ, ЗАПОМНИТЬ, ЗАПИСАТЬ

Упражнение на развитие внутренней зрительной системы
Попросите детей мысленно увидеть то, о чем пойдет речь, затем прочитайте нижеприведенные тексты и предложите записать их по памяти.

Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. (А.С. Пушкин)
Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. (А.С. Пушкин)
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри. (А.П. Чехов)
Упали две-три капли дождя — и вдруг сверкнула молния. (И.А. Гончаров)

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

(М.Ю. Лермонтов)

Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. (К. Паустовский)
Доктор был старенький и весь белый: в чистом белом халате, в белом колпаке, с белыми седыми бровями, а на носу очки. (Н. Носов)

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Попросите детей вспомнить номер на их входной двери.
Пусть самый смелый ученик встанет перед всем классом, остальные несколько минут могут рассматривать его. Затем он выйдет из класса, а остальные подробно опишут, как он одет.
Попросите детей закрыть глаза и представить квадрат, рядом справа — круг, потом — синий треугольник. Какая фигура первая, какая вторая, третья? Можно усложнить задания, называя цветные фигуры. Выстраивайте фигуры до тех пор, пока дети могут их запомнить.
Напишите на листе бумаги короткое слово, например «дождь». Попросите детей внимательно рассмотреть это слово, «сфотографировать» его глазами, затем закрыть глаза и назвать слово по буквам: сначала слева направо, а потом наоборот — справа налево.
Обратите внимание, куда глаза ребенка устремляются за ответом. Человек вспоминает визуальные образы, если смотрит вверх. Если, отыскивая зрительный образ, ребенок смотрит в сторону, поднимите перед ним вверх руку, посоветуйте ему смотреть вверх, чтобы найти картинку.
Предложите детям представить слово, которое вы называете, и затем считывать его наоборот (справа налево), например: «кот», «сон», «сорт», «город».
С началом каждого нового сезона выделяйте место в классе для копилки сезонных слов (осенних, зимних, весенних).
Слева от доски и над доской помещайте таблички с правильным написанием слов, в которых ученики допускали ошибки (местоположение табличек связано с тем, что зрительные образы мозг бессознательно размещает слева вверху).

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Можно поделиться с учениками способами эффективного запоминания.
Если вы хотите запомнить какое-то слово, можете увеличить число предметов (например, запоминая слово «спичка», представьте много спичек, рассыпанных на столе).
Можно также увеличить предмет в размерах. Нужно запомнить, например, слово «книга». Представьте гигантскую старинную книгу в кожаном переплете. Чем подробнее описание образа, которое дают вам ученики, тем больше вероятность, что они запомнили это слово.
Хорошо запоминаются движущиеся образы. Так, запоминая слова «сундук, мяч, птица», представьте, как распахивается огромный сундук, из него выпрыгивает мяч, лопается, и оттуда вылетает птица. Здесь использован мнемонический метод «матрешки», когда одно появляется из другого. Пусть ученики сами определят, для кого какой мнемонический прием удобнее. Попробуйте развить нехарактерные способы запоминания.
И еще: чтобы что-нибудь вспомнить, нужно вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения, то для того, чтобы вспомнить материал, он должен вернуться в пережитое грустное состояние. Поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, то и вряд ли что-то вспомнит. Возможно, именно этим объясняется «тотальная амнезия» у большинства людей на все десять лет учебы.

Марина ПАВЛОВА,
заместитель директора
московского центра
«НЛП в образовании»