Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №25/2001

РЕПОРТАЖ

ВПЕРЕД, К ИНТЕГРАЦИИ!

21—22 мая в Москве проходила Международная конференция «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования»

Участники этой конференции узнали много интересного об опыте работы слушателей «Международной школы психосоциальных технологий». Правда, участников было гораздо больше, чем слушателей этой школы: почти 140 человек, причем не только из России, но и из стран ближнего зарубежья — Украины, Узбекистана.
«Школьный психолог» информировал читателей о том, что в течение двух лет (начиная с сентября 1999 года) Консорциум «Социальное здоровье России» и Тримбос-институт (Институт психического здоровья Голландии) при поддержке департамента по молодежной политике Министерства образования РФ работали по совместному проекту «Международная школа психосоциальных технологий», в котором приняли участие около 90 психологов из разных регионов России.
Слух о замечательных голландских технологиях прошел «по всей Руси великой». Оказалось, что их эффективно используют в своей работе даже те психологи и социальные работники, которые непосредственно не учились у голландцев, а узнали о приемах их работы от коллег.
Голландский менталитет, естественно, во многом отличается от нашего. Но, как выяснилось в ходе совместной деятельности, это не минус, а плюс. Причем от такого сотрудничества выигрывают обе стороны.
Голландцы учат нас четкости и технологичности, наши психологи обогащают своих иностранных коллег свежими идеями, нестандартными подходами и примерами работы в экстремальных ситуациях. На конференции наглядно проявилось, что сочетание голландских технологий с российской смекалкой и самоотверженностью приносит потрясающие результаты.
Участники конференции рассмотрели применение современных психосоциальных технологий, во-первых, для диагностики и коррекции дезадаптированных детей и подростков, во-вторых, для профилактики наркомании, в-третьих, для психологической поддержки и реабилитации участников и жертв военных конфликтов.

Организатора конференции С.А. Беличеву уважают
не только гражданские, но и военные психологи

Многие выступления российских специалистов были посвящены применению у нас нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков и их родителей. Обучение российских специалистов работе по этой модели в течение двух лет проводила Марианна Бергер (Нидерланды, Тримбос-институт).
Особенности этого подхода М. Бергер изложила в своем докладе «Поддержка молодых людей и родителей, ориентированная на компетентность: нидерландская модель и ее адаптация для России». Она считает, что в основе дезадаптации детей и подростков лежит практически полное отсутствие у них мотивации к какой-либо созидательной деятельности.
При работе в рамках этой модели психолог или социальный работник отталкиваются от проблем и потребностей клиента.
Возможности творческой реализации этой модели в условиях нашей страны были наглядно продемонстрированы во время содокладов слушателей «Международной школы психосоциальных технологий».
Часть из них была посвящена использованию голландских технологий при взаимодействии с наркозависимыми клиентами.
Большая работа по социально-психологической профилактике наркозависимости проводится в муниципальном центре «Семья» (г. Сосновый Бор Ленинградской области). О ней рассказала заведующая отделением медико-психологической реабилитации центра Н.Е. Соколовская.
Программу работы школьного психолога по профилактике наркозависимости среди учащихся представила психолог средней школы № 1004 г. Москвы Ю.О. При-валова. Это выступление вызвало живую реакцию зала.
И.М. Каманов (начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования РФ) в своем докладе «Психологическое сопровождение дезадаптированных учащихся в системе Министерства образования РФ» подробно остановился на особенностях психологического сопровождения как особой формы помощи ребенку.

С помощью арт-терапии
наши психологи корректируют
девиантное поведение детей и подростков

Во второй день — работали по секциям. На одной из них «Диагностика и коррекция дезадаптированных детей и подростков» (руководители И.М. Каманов и В.М. Родионов — директор Центра психосоциальной работы Консорциума «Социальное здоровье России») продолжилось обсуждение докладов и выступлений первого дня.
Участники этой секции представляли свои программы и разработки, делились насущными проблемами и активно устанавливали деловые контакты. Секция была многочисленной (40 человек), причем все присутствующие были практиками с большим опытом. Обсуждались темы: адаптация детей с последствиями ДЦП, проституция среди подростков, коррекция речевых нарушений и многое другое.
Вопросу психопрофилактики наркозависимости и реабилитации наркозависимых была посвящена отдельная секция (руководители Г.И. Репринцева — ведущий научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО и
Л.А. Киневская — директор международного Института системных исследований наркотизма). Эта секция была одинаково интересна и детским и военным психологам, которые также принимали участие в конференции.
Ведущие секции отметили большую разобщенность людей, занятых решением этого важного вопроса.

Два других серьезных направления — «Социально-психологическая поддержка участников военных конфликтов и членов их семей» и «Организация социального менеджмента».
Первая из названных тем является, пожалуй, самой больной и острой на сегодняшний день. Она, как магнит, притягивает к себе и все другие проблемы: где война, там и насилие, боль, разрушение личности и связанные с этим конфликты в семьях, проблемы с детьми, наркотизация, алкоголизм.
С голландской стороны своими наработками поделились Арнольд Ооствин и Джонс Виртс (Нидерланды, Тримбос-институт). Они отметили, что им было очень интересно работать с российскими коллегами. Голландцам импонировали основательные теоретические знания российских психологов и их огромное желание работать.
В нашей стране существуют серьезные программы в области психологической поддержки и реабилитации участников военных конфликтов и членов их семей. Это блестяще доказал полковник психологической службы Штаба внутренних войск МВД РФ И.В. Соловьев. В своем докладе он обратил внимание на то, что сейчас на первое место выходят проблемы психологической подготовки военнослужащих.
Этот серьезный разговор был продолжен на секции «Психологическая поддержка и реабилитация участников и жертв военных действий и техногенных катастроф с выраженным посттравматическим синдромом» (руководители: И.В. Соловьев и А.А. Кучер — старший преподаватель Института молодежи).
По оценке ведущих, эта секция явилась своеобразной моделью нашего общества. На ней вместе работали военные и гражданские психологи. Показательным стал разговор о месте военного в обществе. Участники пришли к единому мнению, что к сожалению, любая война может привести к деградации ее участников, поэтому моральная и психологическая поддержка военнослужащих должна находиться на самом высоком уровне.

У военных психологов все серьезно и ответственно:
и работа, и учеба

Наши специалисты умеют разрабатывать и воплощать свои программы. Это блестяще было продемонстрировано на секции «Психосоциальные технологии социального менеджмента» (руководитель Г.Н. Сартан — директор Центра практической психологии «Катарсис»). Можно только удивляться, как психологи, педагоги и врачи буквально на пустом месте создавали серьезные программы, открывали реабилитационные центры и делали многое другое для оказания реальной помощи людям.
В целом конференция была содержательной, конструктивной, хотя и непростой. Кто-то из присутствующих точно подметил: «Мы еще только осваиваем целину под названием «психосоциальные технологии».
Большое удовлетворение от совместной работы получили не только россияне, но и голландцы. «Нам выпала честь быть причастными к организации квалифицированной помощи участникам и жертвам военных действий. В процессе совместной работы мы лучше узнали культуру России, и это обогатило нас», — сказал на прощание Джонс Виртс.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Консорциум «Социальное здоровье России»
Тел.: (095) 141-50-86