РЕПОРТАЖ
ВПЕРЕД, К ИНТЕГРАЦИИ!
21—22 мая в Москве проходила
Международная конференция «Современные
психосоциальные технологии: проблемы освоения и
использования»
Участники этой конференции узнали
много интересного об опыте работы слушателей
«Международной школы психосоциальных
технологий». Правда, участников было гораздо
больше, чем слушателей этой школы: почти 140
человек, причем не только из России, но и из стран
ближнего зарубежья — Украины, Узбекистана.
«Школьный психолог» информировал читателей о
том, что в течение двух лет (начиная с сентября 1999
года) Консорциум «Социальное здоровье России» и
Тримбос-институт (Институт психического
здоровья Голландии) при поддержке департамента
по молодежной политике Министерства образования
РФ работали по совместному проекту
«Международная школа психосоциальных
технологий», в котором приняли участие около 90
психологов из разных регионов России.
Слух о замечательных голландских технологиях
прошел «по всей Руси великой». Оказалось, что их
эффективно используют в своей работе даже те
психологи и социальные работники, которые
непосредственно не учились у голландцев, а
узнали о приемах их работы от коллег.
Голландский менталитет, естественно, во многом
отличается от нашего. Но, как выяснилось в ходе
совместной деятельности, это не минус, а плюс.
Причем от такого сотрудничества выигрывают обе
стороны.
Голландцы учат нас четкости и технологичности,
наши психологи обогащают своих иностранных
коллег свежими идеями, нестандартными подходами
и примерами работы в экстремальных ситуациях. На
конференции наглядно проявилось, что сочетание
голландских технологий с российской смекалкой и
самоотверженностью приносит потрясающие
результаты.
Участники конференции рассмотрели применение
современных психосоциальных технологий,
во-первых, для диагностики и коррекции
дезадаптированных детей и подростков, во-вторых,
для профилактики наркомании, в-третьих, для
психологической поддержки и реабилитации
участников и жертв военных конфликтов.
Организатора конференции С.А. Беличеву
уважают
не только гражданские, но и военные психологи
Многие выступления российских
специалистов были посвящены применению у нас
нидерландской модели повышения социальной
компетенции подростков и их родителей. Обучение
российских специалистов работе по этой модели в
течение двух лет проводила Марианна Бергер
(Нидерланды, Тримбос-институт).
Особенности этого подхода М. Бергер изложила в
своем докладе «Поддержка молодых людей и
родителей, ориентированная на компетентность:
нидерландская модель и ее адаптация для России».
Она считает, что в основе дезадаптации детей и
подростков лежит практически полное отсутствие
у них мотивации к какой-либо созидательной
деятельности.
При работе в рамках этой модели психолог или
социальный работник отталкиваются от проблем и
потребностей клиента.
Возможности творческой реализации этой модели в
условиях нашей страны были наглядно
продемонстрированы во время содокладов
слушателей «Международной школы
психосоциальных технологий».
Часть из них была посвящена использованию
голландских технологий при взаимодействии с
наркозависимыми клиентами.
Большая работа по социально-психологической
профилактике наркозависимости проводится в
муниципальном центре «Семья» (г. Сосновый Бор
Ленинградской области). О ней рассказала
заведующая отделением медико-психологической
реабилитации центра Н.Е. Соколовская.
Программу работы школьного психолога по
профилактике наркозависимости среди учащихся
представила психолог средней школы № 1004 г.
Москвы Ю.О. При-валова. Это выступление вызвало
живую реакцию зала.
И.М. Каманов (начальник отдела практической
психологии и охраны здоровья детей Министерства
образования РФ) в своем докладе «Психологическое
сопровождение дезадаптированных учащихся в
системе Министерства образования РФ» подробно
остановился на особенностях психологического
сопровождения как особой формы помощи ребенку.
С помощью арт-терапии
наши психологи корректируют
девиантное поведение детей и подростков
Во второй день — работали по секциям.
На одной из них «Диагностика и коррекция
дезадаптированных детей и подростков»
(руководители И.М. Каманов и В.М. Родионов —
директор Центра психосоциальной работы
Консорциума «Социальное здоровье России»)
продолжилось обсуждение докладов и выступлений
первого дня.
Участники этой секции представляли свои
программы и разработки, делились насущными
проблемами и активно устанавливали деловые
контакты. Секция была многочисленной (40 человек),
причем все присутствующие были практиками с
большим опытом. Обсуждались темы: адаптация
детей с последствиями ДЦП, проституция среди
подростков, коррекция речевых нарушений и многое
другое.
Вопросу психопрофилактики наркозависимости и
реабилитации наркозависимых была посвящена
отдельная секция (руководители Г.И. Репринцева —
ведущий научный сотрудник Института семьи и
воспитания РАО и
Л.А. Киневская — директор международного
Института системных исследований наркотизма).
Эта секция была одинаково интересна и детским и
военным психологам, которые также принимали
участие в конференции.
Ведущие секции отметили большую разобщенность
людей, занятых решением этого важного вопроса.
Два других серьезных направления —
«Социально-психологическая поддержка
участников военных конфликтов и членов их семей»
и «Организация социального менеджмента».
Первая из названных тем является, пожалуй, самой
больной и острой на сегодняшний день. Она, как
магнит, притягивает к себе и все другие проблемы:
где война, там и насилие, боль, разрушение
личности и связанные с этим конфликты в семьях,
проблемы с детьми, наркотизация, алкоголизм.
С голландской стороны своими наработками
поделились Арнольд Ооствин и Джонс Виртс
(Нидерланды, Тримбос-институт). Они отметили, что
им было очень интересно работать с российскими
коллегами. Голландцам импонировали
основательные теоретические знания российских
психологов и их огромное желание работать.
В нашей стране существуют серьезные программы в
области психологической поддержки и
реабилитации участников военных конфликтов и
членов их семей. Это блестяще доказал полковник
психологической службы Штаба внутренних войск
МВД РФ И.В. Соловьев. В своем докладе он обратил
внимание на то, что сейчас на первое место
выходят проблемы психологической подготовки
военнослужащих.
Этот серьезный разговор был продолжен на секции
«Психологическая поддержка и реабилитация
участников и жертв военных действий и
техногенных катастроф с выраженным
посттравматическим синдромом» (руководители:
И.В. Соловьев и А.А. Кучер — старший преподаватель
Института молодежи).
По оценке ведущих, эта секция явилась
своеобразной моделью нашего общества. На ней
вместе работали военные и гражданские психологи.
Показательным стал разговор о месте военного в
обществе. Участники пришли к единому мнению, что
к сожалению, любая война может привести к
деградации ее участников, поэтому моральная и
психологическая поддержка военнослужащих
должна находиться на самом высоком уровне.
У военных психологов все серьезно и
ответственно:
и работа, и учеба
Наши специалисты умеют разрабатывать
и воплощать свои программы. Это блестяще было
продемонстрировано на секции «Психосоциальные
технологии социального менеджмента»
(руководитель Г.Н. Сартан — директор Центра
практической психологии «Катарсис»). Можно
только удивляться, как психологи, педагоги и
врачи буквально на пустом месте создавали
серьезные программы, открывали реабилитационные
центры и делали многое другое для оказания
реальной помощи людям.
В целом конференция была содержательной,
конструктивной, хотя и непростой. Кто-то из
присутствующих точно подметил: «Мы еще только
осваиваем целину под названием «психосоциальные
технологии».
Большое удовлетворение от совместной работы
получили не только россияне, но и голландцы. «Нам
выпала честь быть причастными к организации
квалифицированной помощи участникам и жертвам
военных действий. В процессе совместной работы
мы лучше узнали культуру России, и это обогатило
нас», — сказал на прощание Джонс Виртс.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Консорциум «Социальное здоровье России»
Тел.: (095) 141-50-86