ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОНСКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ)Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семьеМетодики для диагностики отношений
между детьми в семье встречаются редко. Между тем
в практической работе иногда возникает
необходимость в диагностике взаимоотношений
сиблингов (братьев и сестер). Мы предлагаем
методику для практических психологов,
помогающую установить наличие/отсутствие
соперничества между братьями и сестрами. Сразу
оговоримся, что данная методика является как бы
поверхностным взглядом на сиблингов. Она ни в
коем случае не может использоваться для
утверждения окончательного диагноза и должна
составлять часть «диагностической батареи». Ольга БАРАНОВА, ХОД ТЕСТИРОВАНИЯИнструкцияСейчас я расскажу тебе несколько
историй. Ты внимательно их послушай. В конце
каждой истории будет вопрос, на который тебе
нужно ответить. Здесь нет правильных и
неправильных ответов. Отвечай то, что первым
приходит в голову. Обычно дети 6—11 лет сразу отвечают на
поставленный вопрос. Редки случаи, когда ребенок
может думать несколько минут (не понял, не
услышал, проблемы в данной сфере отношений,
вспомнил что-то похожее и др.). В таких случаях
нужно немного подождать и повторить сказку.
После этого испытуемый уже готов отвечать.
Затруднения в выполнении задания могут
испытывать дети с органическими повреждениями
мозга и с различными отклонениями в развитии.
Если после прослушивания первой сказки дважды
испытуемый не может ответить на вопрос или
говорит, что он не знает, что делать, лучше
отложить диагностику на некоторое время или
воспользоваться другими методами. СКАЗКИЯГНЕНОКЖила-была овца со своим ягненком.
Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером
мама давала ему немного молока, которое он очень
любил (рис. 1). Однажды маме принесли другого,
совсем маленького ягненка, которой пьет только
молоко и еще не умеет есть травку (рис. 2). Тогда
мама говорит старшему ягненку, что ему придется
обойтись без молока, потому что у нее не хватит
молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен
есть только травку.
ПРОВОДЫОднажды родители, дедушка с бабушкой,
тетя с дядей и все дети отправились на станцию, и
один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и,
может быть, никогда не вернется (рис. 3). Рис.3 ПЕСОЧНЫЙ ДОМИКОдин мальчик построил из песка
красивый домик, довольно-таки просторный, чтобы
можно было играть одному внутри него. Он построил
его сам и очень гордился этим. Сестра и попросила
подарить ей домик, потому что он ей очень
понравился (рис. 4). Рис. 4 ПРОГУЛКАЭта сказка имеет два варианта — для мальчиков и для девочек. Для мальчиковОдин мальчик пошел с мамой и папой в
лес погулять, и они были очень довольны. Когда они
вернулись домой, то увидели, что у сестры
изменилось выражение лица (рис. 5). Для девочекОдна девочка пошла с мамой и папой в
лес погулять, и они были очень довольны. Когда они
вернулись домой, то увидели, что у сестры
изменилось выражение лица (рис. 6).
ДУРНОЙ СОНОднажды одна девочка неожиданно
проснулась и сказала: «Я видела очень плохой сон
про семью (рис. 7). Рис. 7 ТАБЛИЦА ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ОТВЕТОВЛИТЕРАТУРАБурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.:
Питер Ком, 1999. |