ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫШАБЛОН ИЛИ ИСКУССТВО?Человек
и его роли... Как они соотносятся между собой?
Можно ли говорить о том, что существует —
отдельно — человек и где-то поблизости его роли,
которые он может на себя примерять, менять,
оставаясь при этом чем-то отличным от этих ролей?
Или, может быть, человек — это и есть
совокупность исполняемых им ролей: на работе, в
семье, с друзьями, в транспорте, в магазине? ПАРАДОКСЫ ЛИЧНОСТИЛичность и роль неразрывно связаны в
науке. Как минимум — на уровне происхождения
понятий. Слово «persona» в античном театре
относилось к актерским маскам, изображавшим тот
или иной типаж. По другой версии, происхождение
этого слова восходит к словосочетанию «per sonar»,
что означает «звучать через маску». В античном
театральном действии маска задавала характер
персонажа, определяла социальное значение тех
переживаний и состояний, которые под маской
испытывал герой. ДЕЛАТЬ ИЛИ ИСПОЛНЯТЬ?Понятие «роль» трактуется очень
широко: роль — это то, чего ждут от человека
общество и другие люди в конкретной социальной
ситуации; это то, чего он сам от себя ждет в
конкретной социальной ситуации; это реальное
поведение, определяемое статусом человека в
группе. Начальник — это роль. Учитель и родитель
— тоже. И лидер, и козел отпущения, и жертва, и
критик — все это роли. Роль — это то, чего ждут от
нас другие, и то, что мы сами в себе переживаем как
предписанное ролью поведение и мироощущение. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕКакими роли бывают? Существует
множество их классификаций. Прежде всего, роли
делятся на конвенциональные и межличностные. ОТ НУЛЯ ДО МАКСИМУМАТ. Сарбин и В. Ален выделяют семь стадий
присвоения роли и соответственно столько же их
видов. В ГРУППЕКак же возникает ролевая структура той
или иной группы: случайно, в силу подбора
персоналий или группа «обтесывает» людей под
свои нужды? Можно ли говорить, что существует
некоторый набор ролей, который способствует
эффективному групповому развитию? Функции роли, ориентированной на решение задачи: инициирование; информационный поиск; передача информации; передача мнений, оценок и чувств по поводу обсуждения; прояснение и проработку; координирование; оценивание; обеспечение консенсуса. Функции роли, ориентированной на поддержание отношений в группе: ободрение и поддержка; гармонизация отношений; посредник; обеспечение компромисса. Функции роли, связанной с ориентацией на себя: блокирование и отвержение; агрессивность; уход; доминирование; стремление исповедоваться; запрашивание помощи. ОПТИМАЛЬНЫЙ СОСТАВА какие роли хорошо бы иметь в группе для успешного решения стоящих перед ней задач? Р.М. Белбин считает: для получения действительно эффективной группы необходимо, чтобы в ней были люди, исполняющие восемь ролей: председателя, организатора, мозгового центра, контролера, исследователя резерва новых служащих, трудоголика, координатора команды, детерминатора. Председатель — это человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисциплинированным, целеустремленным и уравновешенным. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понимать нужды других людей. Организатор. Люди, исполняющие эту роль, инициативные, легко возбудимые, мобильные и наиболее влиятельные в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль. Их сила заключается в их стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действиям. Мозговой центр. Люди, исполняющие эту роль, входят в мозговой центр любого коллектива, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений, они обладают большой силой воображения, они — самые умные члены команды. Однако они могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны. Контролер. Люди, исполняющие эту роль, обладают скорее аналитическим, чем творческим складом ума. Они скрупулезно анализируют идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументах. Они менее общительны, чем другие, скрывают свои сведения, держатся в стороне от команды. Они надежны, но могут быть бестактными и бесстрастными. Исследователь резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны, готовы идти на риск. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде. Трудоголик. Такие работники являются практическими организаторами всей деятельности группы. Они превращают идеи в выполнимые задания. Составление графиков, диаграмм, планов выступает сильной стороной их деятельности. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие, и их никогда не приводят в волнение мечты о будущем. Они не являются лидерами, но исполнительны и умелы. Координатор команды. Такие люди сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во все, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом. Детерминатор. Без детерминатора команда не смогла бы закончить ничего к назначенному сроку. Такие люди проверяют детали, беспокоятся о графиках, досаждают другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Их упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна. «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». фраза классика содержит глубокую и очень точную мысль. Мы принимаем на себя роли? Роли исполняют нас? Конечно, нет простого и однозначного ответа на эти вопросы. «Я» и роли тесно переплетены, возможно — немыслимы друг без друга. Марина БИТЯНОВА, |