ГИЛЬДИЯ
Ученик и Мастер взяли в руки по куску
мягкой глины. Мастер на минуту прикрыл глаза,
задумался (или замечтался?)... и с помощью
нескольких уверенных движений вылепил смешную
фигурку котенка. Фигурка излучала свет и
вызывала смешанное чувство умиления и
восхищения. Ученик присмотрелся, повертел в
руках работу Мастера и довольно уверенно
воспроизвел ее. Точно, «дословно». Получилась
добротная фигурка котенка. Вот только чувств она
отчего-то не вызывала никаких.
Поговорим о мастерстве. Тема старая, не раз мы же
ее сами на страницах газеты и обсуждали. Что есть
психологическое мастерство? Наверное, двумя
словами его не определишь. Поэтому выделим один
его аспект, имеющий отношение к сегодняшнему
нашему разговору.
Мастерство — это умение превращать имеющиеся в
твоем распоряжении инструменты в средство
решения поставленных тобою же профессиональных
задач. Это умение подчинить себе непокорный
инструмент, который норовит вырваться из-под
контроля и зажить собственной жизнью, и
заставить его работать на себя.
ВАЖНОСТЬ КОНТЕКСТА
Хорошему педагогу вовсе не
обязательно останавливать урок математики, для
того чтобы решить неожиданно возникшую
дисциплинарную проблему: он сделает это через
специально построенную учебную ситуацию.
Умелому психологу не страшна внезапно возникшая
необходимость диагностики личностных
особенностей ребенка: он сможет осуществить ее
без всяких тестов в специальным образом
построенной игре, совместном рисунке, разговоре.
И наоборот: я видела блестящие сценарии игровых и
проблемных уроков, напрочь загубленные
педагогами, которые не смогли насытить эти формы
тем самым светом Мастера.
Я видела психологические драмы, превратившиеся
по ходу исполнения в дидактические истории с
запрограммированным и поучительным финалом.
Я видела точные копии тренинговых программ
известных авторов и придуманных нашей командой
игр, из которых таинственным и непостижимым
образом исчезал их изначальный смысл.
Почему? Думаю, причины таких искажений как в
позиции самих авторов, описывающих свои
«творения», так и в том, как воспринимаются эти
описания.
Я перечитала некоторые методические разработки,
представленные в «Школьном психологе» нашей
командой. Перечитала и расстроилась. Нет, все
описано подробно, последовательно, тщательно.
Буквально: бери — и воспроизводи. Но между строк
ускользнуло главное: психологический смысл
предлагаемых форм работы.
Когда пишешь, то кажется, что он очевиден. Похоже,
что это не так.
Многие тренинговые упражнения и игровые приемы,
используемые в работе с детьми и подростками, по
своему событийному ряду очень просты. И это
правильно. Форма работы, за исключением каких-то
особых случаев, должна быть понятна ребенку, даже
— привычна. Скажем, рисуем эмблему на футболке,
здороваемся друг с другом по кругу,
договариваемся о чем-то с партнером в паре.
Главное — контекст, в котором происходит
действие, опыт поведения или переживания,
который получает и затем осознает ребенок.
Если мы с участниками группы рисуем эмблемы на
футболках или воздушных змеях, я знаю, зачем это
делаю. В одном случае для того, чтобы просто
включить ребят в работу группы. Решая эту задачу,
я уделю больше всего внимания процессу
обсуждения, рассматриванию рисунков, сделаю так,
чтобы участники действительно настроились друг
на друга, а не на самих себя.
Если же для меня важно, чтобы члены группы смогли
выразить себя и свое состояние через рисунок, я
не поскуплюсь на хорошие восковые мелки, дам
много времени на рисование, задам каждому много
вопросов о его творении и «раскручу» на такие
вопросы всех остальных. После обсуждения дам еще
немного времени на то, чтобы доделать или
изменить свой рисунок.
Думаю, мысль понятна: эмблема — это инструмент
работы психолога, который может быть использован
для решения самых разных задач. В методических же
разработках, в том числе — и моих собственных,
этому моменту, увы, уделено крайне мало внимания.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СОБЛАЗН
Есть еще одна проблема — человек,
воспринимающий чей-то текст.
Здесь, похоже, таится немало причин для искажений
изначального замысла. На эту тему рассуждать
сложнее, так как трудно учесть все разнообразие
вариантов, трудно говорить за других, но все-таки
попробую.
Исказить смысл предлагаемых форм работы, в
частности — наших игр, можно по-разному. Мне чаще
всего встречались такие варианты.
Первый — дидактическое прочтение сценария.
Конечно, это замечательно, если в процессе игры
удается выйти на какие-то общие выводы, научить,
как правильно или неправильно что-то там делать,
какому-то виду поведения, взаимодействию друг с
другом, какому-то приему самоанализа и т.д. Но
такой результат трудно запланировать. Группа и
отдельные участники могут быть не готовыми к
подобной работе; в ходе игры вообще может
оказаться, что сегодня для этих детей или
подростков актуальны другие задачи. Например:
прояснение отношений в группе, получение первого
опыта позитивного взаимодействия, решение
накопившихся противоречий.
Игра существует и разворачивается для данной
группы участников, а не наоборот. Группа не может
«вставляться» внутрь игры с запрограммированным
итогом. Ничто так не разрушает ткань игрового
действия, как возникающее у участников ощущение,
что ими управляют, что за них все заранее решили.
У играющих тут же возникает протест. с подобным
протестом мы сталкивались не только у
подростков, но и в начальной школе. Даже в первом
классе!
Велик соблазн использовать психологические
приемы для решения целевых педагогических задач:
научить, показать, сформировать. Что ж, искушения
для того и существуют, чтобы их преодолевать.
Психологические игры и тренинги — они про
другое. Они расширяют личностное пространство
человека, дают ему новый опыт переживания,
поведения, понимания себя.
Обучение может быть целенаправленным и
управляемым извне, развитие — нет.
ПСИХОЛОГ-ЗАТЕЙНИК
Другой вариант искажения сценария при
прочтении — развлекательный. Психологическая
игра, тренинг превращаются в форму досуга
учащихся и педагогов, шоу, праздник, «развлекуху»
с последующей раздачей слонов. Последнее —
совершенно серьезно.
Мне рассказывали, что проведение наших
психологических игр в некоторых школах принято
заканчивать призами, чаепитием со сладостями и
прочими атрибутами «детского праздника в
Макдональдсе». Получается, что все приятно
проводят время, разгадывая загадки, рисуя
автопортреты, выполняя немудреные задания.
В конце действа хорошо социализированные детки,
сидя в кругу, бойко говорят о том, как им
понравилась игра, каким дружным стал их класс,
как много они узнали друг о друге. В центре горит
свеча, освещая одухотворенные лица детей.
Психологи мысленно вытирают со лба пот, чувствуя
себя нужными и востребованными в этом мире...
Занавес. Все приглашаются в буфет.
Развлекательные игры нужны. Кто спорит? Это
славный атрибут нашего детства. Это то, что
иногда запоминается на всю жизнь, как чудесный
праздник. И маленький фарфоровый слоник,
полученный в конкурсе «Кто дальше прыгнет»,
может греть душу воспоминаниями много лет.
Вот только причем здесь психологи?
НА ПУТИ К СОБЫТИЮ
Психологическая игра не может быть
праздником. Она должна стать Событием. Событием
внутренней жизни, событием в отношениях, в
непрерывном процессе познания мира и
утверждения себя в нем. Иногда это Событие
осознается участниками как таковое. Тогда они
говорят: «Сегодня я почувствовал...», «Сегодня я
понял...», «Сейчас мне кажется, что...», «Я теперь
знаю, как...» Чаще, когда мы работаем с детьми,
Событие не осознается, а просто переживается,
становится новым опытом. И тогда мы слышим на
обсуждении: «Это было важно для меня», «Мне было
очень приятно, когда...», «Больше всего мне
понравилось в игре, что...», «Я не знаю, что
сказать, мне хочется подумать об этом одному».
Или просто: «А когда мы еще будем играть?»
Сама по себе игра событием может и не стать. Ее
нужно превратить в событие для данных детей, для
конкретных участников. А для этого за каждой
строкой сценария нужно видеть возможность
рождения опыта, возникновения нового
переживания, потребности в поступке. Видеть и
использовать каждую секунду игры именно для
этого.
В одной из предыдущих статей (см. № 22,
2001 г.) я уже приводила пример такого рода из нашей
игры «Впереди у нас — пятый класс». Ситуация,
когда дети на определенном этапе не смогли
договориться и принять общее решение, была
максимально усилена. Все последующее теряло
всякий смысл без решения этой психологической
задачи. В результате игра была существенно
модифицирована, но задача решена. И личный опыт
сотрудничества лег в психологическую копилку
каждого ребенка.
ДОВЕРЯЙТЕ СЕБЕ!
Наконец, есть еще одна причина,
которая, с моей точки зрения, сильно искажает
восприятие читателем — будущим ведущим игры или
тренинга — авторского текста. Это чрезмерная
почтительность к печатному слову, стремление
максимально «близко к тексту» реализовать
предложенный сценарий, без учета особенностей
детей, ситуации и своего опыта.
Текст сценария — это всего лишь попытка выразить
в словах ту психологическую задачу, которую ты
хочешь решить данным действием. Тот
психологический смысл, который ты пытаешься, как
специалист и как человек, донести до других.
Вспомните про двух глиняных котят, вылепленных
Мастером и его учеником. Задача — передать через
форму глины чувство и свет — не решается простым
повторением этой формы.
Давайте вместе решать проблему нашего
мастерства. Те, кто пишут, пусть ищут слова для
описания задач и передачи смыслов. Те, кто
воспринимают и стремятся применить в своей
работе чьи-то проекты, пусть будут более критичны
и самостоятельны, меньше ориентируются на форму
и больше — на излучаемый ею свет.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук