Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2001

ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

Продолжение. Начало в № 25/2001

Третий аспект волшебства —
это трансформация, превращение, изменение

Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда). Назовем обратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую — «метаморфозой» и рассмотрим их значение.

Оборотничество

Слово «оборотничество» может ассоциироваться у некоторых с чем-то негативным. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность.
Но «ужастики» про оборотней — изобретение не только современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней.
Однако не этот смысл мы вкладываем в слово «оборотничество», когда говорим об обратимой трансформации. Наш клиент совершает оборот, что-то делает и возвращается к первоначальному своему виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Когда герою сказки нужно проникнуть куда-то, он превращается в муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы «Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой облик, приобретая при этом необходимые для решения проблемы возможности.
Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких внешних сил (волшебство Кощея Бессмертного, Царевны Лебеди). То есть оборотничество обязательно связано с внешним воздействием. Наиболее известные сказочные оборотни: Царевна-лягушка, Царевна Лебедь, Иванушка-козленочек, Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон.
Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает понимание тех «масок», которые надеваем мы, оказываясь в тех или иных ситуациях. Например, родители нередко жалуются: с бабушкой ребенок «как шелковый», но стоит ему оказаться дома — превращается в тирана.
Люди имеют в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи считают, что чем больше у человека масок, тем больше у него моделей поведения и реагирования, а следовательно, тем лучше он приспособлен к социальным условиям. Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное — за ними не потерять свое истинное лицо. По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные герои не слишком часто пользуются возможностью превращения...
Однако для нас важно, что оборотничество обратимо и предполагает возвращение к истинному лицу. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком, который бывает то милым и добрым, то агрессивным и гадким. В этом случае можно заподозрить оборотничество. Причем оборотничество проблемное. Это случается, когда герой в силу каких-либо причин теряет или не может проявлять свой настоящий образ.
Допустим, произошел сбой: царевич Гвидон вовремя «не пришел в себя». Теперь он то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его мать — в панике: где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком состоянии приходят на прием к психологу родители и просят им помочь. И здесь наша задача — помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это можно сделать?
Можно обсудить с оборотнем явление оборотничества. Сначала мы обсуждаем эти эпизоды на материале сказок, затем задаемся вопросом: а может ли быть такое в жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности? Что же можно сделать, чтобы он, наконец, вернул себе истинное лицо? А истинное лицо, как учат сказки и жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что — плохим — вот вопросы, над которыми мы размышляем, находясь в поисках истинного лица...
Оборотничество может символизировать и смену социальных ролей-масок. В жизни каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно: быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и начальником... И здесь мы используем оборотничество. И чем гибче мы это делаем, тем больше у нас шансов услышать о себе: «Он хорошо приспособлен к жизни». Однако нельзя забывать важную заповедь: «Помни о своем истинном лице!»
Оборотничество как прием часто используется педагогами и психологами: «А сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!», «Представьте себя деревом, которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная сила!». И, конечно, самые профессиональные оборотни — это актеры.
Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-ниндзя, и...» Поэтому наша задача — сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным. Итак, представим, что ребенок желает превратиться в черепашку-ниндзя или в человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важно понять, что он приобретет, пережив превращение.
— Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-ниндзя. Прекрасно! Каким ты станешь после превращения, какие качества приобретешь?
— Силу, сноровку, способность находить выход из любых трудных ситуаций, справедливость. Это очень важные качества. Но когда ты превратишься из черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких ситуациях ты сможешь применить эти качества?
С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского оборотничества осмысленным.

Метаморфоза

Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу, — это мифологическая Дафна и Русалочка из сказки Андерсена.

Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молится о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в такой метаморфозе? Однако для духовного состояния Дафны трансформация позитивна. Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем новом качестве имеет возможность венчать головы самых талантливых людей.

Русалочка. Эта уникальная героиня Х.-К. Андерсена в одной сказке пережила две метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, а потом из девушки — в одну из бестелесных дочерей воздуха. В конце сказки она стала на путь третьей метаморфозы: вскоре она превратится в существо, имеющее бессмертную душу.

В сказках главному герою нередко помогает чудесный конь. В конце же сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного помощника, конь просит отрубить ему голову. Такой неожиданной просьбой он, разумеется, ставит героя в тяжелое положение. И когда герой, с болью в душе, отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой освобождает душу соратника.
Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. И это то, что может подкрепить нашу веру в успех. Люди нередко коренным образом меняют свою внешность, имидж, систему взглядов, жизнь. И это для них является новой ступенью в развитии.
Итак, трансформация, как аспект волшебства, подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.
Однако трансформация может происходить и с помощью недоброго волшебства — колдовства. Разве можно назвать «хорошим» превращение сказочных героев, например, в Карлика Носа, в лягушку, в чудовище? Оказывается, можно, если смотреть на конечный результат. Оборотничество в неприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто приобретают веру. А это, безусловно, позитивный результат с точки зрения развития души.

Четвертый аспект волшебства —
появление обитателей волшебного мира

Обитатели волшебного мира — это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.
По-видимому, появление волшебных существ связано с одушевлением природных сил. Мы знаем, если человек не может что-то себе объяснить, то он создает образ, миф или сказку. Природа многое дает человеку, но бывает, что и отбирает. Последнее чаще всего случается тогда, когда человек нарушает важный закон взаимоотношений с природой. Поэтому волшебные существа, олицетворяющие природные силы, бывают не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Они бывают и злыми, и коварными, и опасными, иногда — глупыми.
Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно понимали «характер» окружающего мира. Характерологическими персоналиями окружающей природы стали выступать обитатели волшебного, тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они как бы являлись хранителями закона на своей территории. И если человек хотел жить в выбранном месте, он должен был почтительно относиться к невидимым существам.
Такие рассуждения могут показаться вам, дорогие читатели, архаичными. Однако вера в существование волшебных существ предохраняла людей от бездумного и потребительского отношения к природе. Предки знали, что, если все время брать, разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно придет возмездие.
Сегодня осмысленное бережное отношение к природе становится насущной необходимостью. Не так давно мне и моим коллегам посчастливилось побывать в Северной Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы удивлялись гостеприимству и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя сердиться — рядом горы».
Немало интересных, захватывающих историй рассказывают местные жители об озере Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера стараются сохранить его экологию.
Безусловно, не на страхе перед наказанием должно строиться отношение человека к природе, а на знании природы и любви к ней.
Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало интересного из мифологии и философии Древней Греции, а также из исследований великого Парацельса. Парацельс (настоящее имя — Филипп фон Гогенгейм) — средневековый врач и естествоиспытатель — подверг критическому пересмотру идеи древней медицины.
Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил всех духов на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли — гномы, духи воды — ундины, духи огня — саламандры, духи воздуха — сильфы.
Парацельс говорил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, внешне напоминающими человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости чувств.
За этими размышлениями Парацельса стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?.. Так или иначе, идея живой природы дает нам богатый инструментарий для развития личности.
Давайте попробуем поговорить с ребенком или подростком о духах земли. Они живут под землей, на земле, в лесу, на деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. От места обитания зависит характер духа. Чем жестче условия, тем суровей характер. В западных сказках мы встречаемся с гномами. Они берегут и осваивают недра земли. Их взаимодействие с человеком зависит от его отношения к ним. Если он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, гномы ему помогут и одарят. В противном случае гномы могут принести человеку вред. Сокровища, которые хранят недра земли, не должны вызывать у человека жадности, ведь так недолго и голову потерять, — этому учат нас гномы.
Невидимые существа живут в лесу. Быть может, в каждом дереве есть свой дух? Тогда можно ли бездумно ломать ветки, рубить деревья, оставлять мусор? Как отнесется к этому хранитель леса (раньше его называли лешим)? Он может погибнуть вместе с лесом или уйти глубоко в самые дремучие дебри. Но, лишившись хранителя, будет ли лес одаривать людей ягодами и грибами? Зато как щедр лес с теми, кто относится к нему с любовью. Попробуйте написать сказку, рассказывающую о ваших ощущениях в лесу. И тогда у вас, наверное, никогда не возникнут разрушительные желания по отношению к лесу.
Но как же строить дома, если не рубить лес, спросите вы. Опытные лесорубы рассказывают, что, прежде чем срубить дерево, нужно мысленно договориться об этом с хранителем леса и с самим деревом. Показать, что древесина пойдет на нужное и достойное дело. Так разрушительное действие может превратиться в созидательное.
Окружающий мир создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение.
Духи земли живут и в жилищах: это домовые. Домовой охраняет дом и постепенно перенимает характер хозяина. Если хозяин ленив, то у домового может испортиться характер. Поэтому, чтобы дом был защищен, он должен быть чистым и уютным. Быть может, этот рассказ будет мотивировать некоторых детей к поддержанию порядка в квартире.
Среди духов земли есть и злые существа. Чтобы понять, почему у них такой характер, нужно прочитать сказку, героями которой они являются, и подумать, почему они проявляют такие качества. Подобные рассуждения разовьют в ребятах способность к пониманию мотивов и состояний другого.
Итак, разговоры о волшебных существах — это не увлечение шаманизмом. Это один из методов экологического воспитания и образования.
Если ребенку расскажут, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, то захочется ли ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок представит себе, что даже в маленьком огоньке живет саламандра, то захочется ли ему играть со спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок услышит, что в воздухе и цветах живут маленькие эльфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, то неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?
Об обитателях волшебного мира создано множество красивых и поучительных историй. Вот одна из сказок Андрея Гнездилова. Она носит название «Цветок эльфа».

Жили-были в городе Санкт-Петербурге двое людей. Его звали Лед, а ее — Диала. Он был садовник, а она — музыкант. Лед любил музыку, особенно когда ее исполняла Диала, а она любила цветы, особенно те, что вырастил Лед. Все было хорошо, пока однажды они не поссорились. Причина была пустяковая, но день оказался страшно неудачным для всех. И вот Диала одна отправилась в Павловский парк, чтобы развеять свое настроение.
Была осень, и среди травы и листьев она вдруг увидела незнакомые цветы. Они так нежно благоухали и словно сами просились в руки... Будь рядом Лед, Диала не поддалась бы искушению. Он всегда был против того, чтобы рвать цветы.
— Им может быть так же больно, как и нам, — говорил он. — К тому же мы не знаем их жизни. А вдруг у них есть дела поважнее, чем просто служить нам украшением.
Но Лед остался в городе, а досада на него заставила Диалу поступить по-своему. Она сорвала цветы и поспешила домой, так как на небе собирались тучи. И надо же было, чтобы в одном из цветов сладко спал маленький эльф! Когда он проснулся, то не сразу понял, где находится. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что попал в плен к людям. А ведь именно в этот день его друзья-эльфы собирались улететь вместе с птицами в жаркие страны.
Возвращаться в парк было слишком далеко, да он и не смог бы найти дорогу. К счастью, в дом пришел Лед и принес гладиолусы. Эльф кинулся к ним, чтобы утолить голод цветочным нектаром и немного успокоиться.
Прошло некоторое время. Последние листья облетели с деревьев. Диала была слишком занята, чтобы выезжать в парк, и только ее игра на рояле отвлекала эльфа от печальных мыслей.
Все реже Лед приносил домой цветы. Эльфу грозил бы настоящий голод, если бы не старый кактус, что жил на подоконнике. Приходилось питаться его горьким соком. Увы, столь однообразная диета привела к тому, что эльф осунулся и похудел, у него выросла зеленая борода и странно испортился характер.
Всю долгую зиму эльф проклинал свою судьбу и негодовал на Диалу. Лед вызывал в нем иные чувства. Ведь он время от времени умудрялся приносить цветы, хотя за окном лежали сугробы и завывала вьюга. И вот наконец наступила весна. Эльф забрался в шляпку Диалы, когда она снова собралась в Павловск. Первая трава пробилась на поверхность земли, подснежники и одуванчики робко улыбались теплым солнечным лучам. Эльф радостно кинулся к знакомым дорожкам. В чашечках цветов он встретился с первыми эльфами, что вернулись в парк, но они едва узнали его.
— Что с тобой случилось? Ты превратился в старика и весь позеленел, как кузнечик.
Бедняга Эльф расплакался и рассказал о своей несчастной судьбе. Увы, его история вызвала больше смеха, чем сочувствия.
— Ты получил хороший урок, — сказали ему эльфы. — К несчастьям тебя привели твоя лень и постоянное желание поспать. В следующий раз ты уж не будешь опаздывать к отлету. Ты сам виноват в своей участи.
Но эльф не мог смириться с этим.
— Я-то лучше знаю, кто виноват, — пробормотал он, — и сумею наказать обидчицу.
Много волшебных растений в парке, а эльф еще знал немало наговоров. И вот, когда Диала в очередной раз пришла в парк, кто-то больно кольнул ее в шею. Она хотела поднять руку — и вдруг превратилась в цветок. Это было ужасно, в одно мгновение потерять способность двигаться, говорить и, конечно же, играть, а последнее было для нее самой большой потерей. Ведь она так любила музыку!
К счастью, в парке время от времени появлялись оркестры или бродячие музыканты. Они хоть немного утешали ее. Да, месть эльфа удалась на славу. Бедный Лед много раз прибегал в парк и искал Диалу.
Однажды взгляд его остановился на ней. Она задрожала от радости. Вот сейчас он сорвет ее и увезет в город! Но он лишь вздохнул и пошел дальше. Не в его правилах было рвать цветы.
Зато нашлись другие люди, которые увидели прекрасный цветок, сорвали и увезли в свой дом. Она стояла в вазе на старинном рояле, так напоминавшем ей собственный инструмент. Наступила ночь. Лунные лучи скользнули в комнату и коснулись Диалы. И вдруг она снова превратилась в человека. Забыв о всех горестях, она тотчас открыла рояль и стала играть. Мысли и чувства ее, стосковавшиеся по музыке, унесли ее так далеко, что она и не заметила, как пришло утро. И тут снова она превратилась в цветок и застыла в вазе.
Люди с тревогой вошли в комнату. Они слышали игру на рояле и думали, что их посетило привидение. Между тем цветы, которые стояли с рядом с Диалой, завяли, и их выбросили. К хозяйке дома пришли гости, и один из них сыграл на рояле какой-то экспромт. В награду ему подарили цветок Диалу.
— Вы заслужили цветок, который не вянет, как и ваш талант! — сказала хозяйка.
Молодой человек принес Диалу в свой дом, но забыл поставить в воду. Если бы не лунные лучи, она бы погибла. Но они вновь превратили ее в человека. Она вдоволь напилась воды и задумалась о том, что же ей делать. В любой момент она может превратиться в цветок и стать пустой забавой в руках людей. А их небрежность может стоить ей жизни.
В комнату вошел молодой человек и, увидев незнакомку, широко раскрыл глаза. Впрочем, ей не пришлось ему объяснять свое фантастическое появление в доме. Она была так прекрасна! Грация цветка сохранилась в ней, несмотря на перемену образа. К тому же она сама была музыкантом.
Ночь быстро пролетела за игрой на рояле. Под утро Диала, воспользовавшись моментом, нашла небольшую вазу, наполнила ее водой и взяла в руки. Молодой человек на минуту вышел из комнаты. Когда же он вернулся, Диалы уже не было. Лишь цветок, подаренный ему, стоял в вазе на рояле.

Диала стала путешествовать из дома в дом, переходила из одних рук в другие. В нее влюблялись, ее пугались, о ней ходили самые невероятные слухи. Весь город гудел о призраках, о музыке, звучащей в доме, где никого из людей не было, о цветке, который не вянет и приносит счастье. И лишь один человек понял, что происходит. Это, конечно же, был Лед. Целые дни и ночи бродил он по городу, пытаясь отыскать следы Диалы.
Диала много раз приходила к дому Леда по ночам, но не могла его застать. И наконец Лед нашел дорогу к королеве эльфов.
— Я вырастил столько цветов для вас и ваших подданных, не могли бы вы мне помочь отыскать невянущий цветок, который обладает музыкальным даром?
— Кажется, я слышала о таком. Он недавно появился в нашем королевстве, — ответила она. — Но что за выкуп ты готов заплатить за него?
— Все, что вы пожелаете! — ответил Лед.
— Готов ли ты к тому, чтобы стать эльфом этого цветка, которому будешь служить вечно?
— Да! — ответил Лед.
И она превратила его в эльфа. Теперь-то он смог отыскать Диалу. Никакие стены и двери не были ему препятствием, если за ними находились цветы. А он еще чувствовал аромат Диалы, который вел его по следу.
Но прежде, чем влюбленные встретились, Лед столкнулся с обиженным эльфом, который превратил Диалу в цветок. Тот притаился за окном большого старого дома, откуда раздавались звуки рояля.
— Тебе нравится игра Диалы? — спросил Лед.
— О да, конечно, она так волнует мое сердце! Ведь ты знаешь, мы умеем только петь, и наши голоса так тонки, а здесь можно услышать весь мир. Я даже думаю, что я не наказал эту девушку, а наградил тем, что превратил ее в цветок. Теперь она знает столько песен растений и эльфов.
— Но чтобы она могла играть, она должна вернуться в мир людей, — сказал Лед.
— Я думаю, она сама не захочет этого, — ответил эльф.
— Так ты и накажешь ее тем, что сделаешь то, чего она не хочет, — продолжил Лед.
— Пожалуй что и так, — согласился эльф.
— Так лети за своей волшебной травой и быстрей возвращайся.
Эльф улетел, а Лед проник в комнату. Темное облако заслонило луну, и на клавиши упал белый цветок. Лед схватил его и прижал к своей груди. В то же мгновение они превратились в людей.
— Стойте! Я еще не успел расколдовать ее! — крикнул эльф, появляясь в окне.
— У них свое колдовство, с которым нам не справиться, да и стоит ли пытаться, если это колдовство называется любовью! — услышал эльф голос королевы эльфов.

Вот какие истории случаются с теми, кто мало знает об обитателях волшебного мира, его законах и особенностях. Человек доверяет только тому, что видит, часто забывая, что есть и другие органы чувств...
Мы рассмотрели четыре аспекта волшебства. Безусловно, их значительно больше. По мере открытия в нас самих новых созидательных возможностей мы будем осмыслять новые стороны волшебства.
Очень важно размышлять о волшебстве вместе с ребенком, подростком и даже взрослым. Особенно если вы заметили, что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собирается разрешить все трудности.
Волшебство — это еще и великий труд. За одним взмахом волшебной палочки стоят огромные знания, без которых не будет желаемого результата. Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот же, кто научился только размахивать волшебной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать прорастанию инфантильных тенденций.
Итак, дорогие друзья, волшебство — это серьезно. Волшебство — это то, что рядом с нами. Давайте с чистым сердцем будем изучать это явление. Тем более что оно так тесно связано с созиданием.

ВИДЫ СКАЗОК

И все же интересно узнать, как появились первые сказки и мифы. Относительно волшебных сказок на этот вопрос ответить непросто. А о появлении бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу.
Представьте, что с вами произошла какая-то интересная история. Будете ли вы ее скрывать? Чаще всего, нет! Вы расскажете ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого-шестого рассказа вы начинаете осознавать, что история постепенно обрастает новыми меткими подробностями, ваше поведение в истории становится более осмысленным и эффектным. Благодаря неоднократному повторению истории, через некоторое время у нее появится «мораль», резюме. Пройдет еще немного времени, и ваша история превратится в байку.
Не исключено, что похожие события были в жизни и других людей. Байки имеют свойство передаваться из уст в уста. Так появляются анекдоты, притчи, бытовые сказки. Так истории нашей жизни, многократно рассказываемые близким и знакомым, участвуют в процессе сложения бытовых сказок.
Появление первых мифов часто объясняют процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем это осмысление сопровождалось «оживотворением» всего, что попадало в поле зрения нашего далекого предка.
Если внимательно изучать древние мифы и мифологию народов, «не испорченных цивилизацией» (индейцев, африканских племен, северных народностей), то можно увидеть три доминирующих идеи: рождение, размножение, смерть. Ранняя мифология тесно связана с выживанием, поэтому неудивительно, что многие мифы жестоки. В них есть кровавые сцены, а также описание взаимоотношений, неприемлемых для современного развитого человека. Они интересны для анализа и исследования, но не для терапевтических целей.
Однако есть еще один важный компонент мифов — они отражают объяснение человеком идеи сотворения мира. Стремление осознать свои истоки, назначение обрядов и ритуалов тесно связано с «мифотворческим» мышлением. Наверное, эта тенденция актуальна и сегодня.
Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку разнообразные жизненные явления, события, феномены духовного поиска и многое другое.
О том, как создаются различные сказки, подробно написано в «Практикуме по сказкотерапии» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, изд. «Речь», 2000 год). Здесь же мы кратко остановимся на их назначении.
Мы выделяем пять видов сказок.

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы.
Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи.

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Такое отношение нужно воспитывать у детей и к людям, и к растениям, и к рукотворным вещам.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается человеку через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

  • Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

  • Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

  • Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
    Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Например, есть страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы. Закончиться такая история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: «Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!»

  • Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование.

Авторские художественные сказки

Такие сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы поставим своей целью помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, то мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Х.-К. Андерсена может формировать у читателя комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Кинокомпания У. Диснея даже взяла на себя благородную миссию переписывания этой истории.
«Аленький цветочек» как бы программирует негативный сценарий судьбы женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, с пьющим мужем). «Золушки» вечно ждут принца и теряют зря огромное количество обуви...
Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их сказка стала причиной возникновения у читателя неприятных переживаний. Негативный жизненный сценарий складывается у человека в том случае, если философский, духовный смысл сказки им не был понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием читателя должна быть начата с переосмысления им философского содержания сказки.
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы должны помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки

Они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания является следующим.

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (тоска, одиночество).

3. Обращение к ребенку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки

Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.
Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо в таких случаях.

1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.

2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.

3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В создании психокоррекционной сказки нам поможет жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Зарубежные коллеги часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторга по поводу сказки, она все равно запала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки

Сказки, врачующие душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
Немало людей задавали нам вопрос: «Как объяснить ребенку уход близкого человека? Мы не знаем, как говорить с ним о смерти!»
Мы приводим здесь психотерапевтическую сказку, написанную специально для разговора мамы с пятилетним сыном в ситуации, когда семья потеряла старшую двадцатилетнюю дочь. Называется сказка «Самый важный секрет».

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрасные существа. Правда, нам они могут показаться необычными: они больше похожи на облака, чем на людей. Эти существа зовутся душами.

Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше добрых дел. Но особенно им нравится наблюдать за людьми и участвовать в их жизни. Так, например, если увидит душа, что какой-то ребенок расстроен, плачет или капризничает, то подлетит к нему поближе и начнет нашептывать ему на ушко добрые хорошие слова. А малыш душу не видит и думает, что плохое настроение и неприятности проходят сами собой. Но души не обижаются на людей за то, что те не замечают их присутствия. Для них самое главное — нести добро в сердца людей.
Есть люди, которые чувствуют присутствие душ рядом. Эти люди называют души ангелами-хранителями. Люди даже рисуют ангелов-хранителей и обращаются к ним за помощью. Конечно, души помогают тем, кто их просит. И эта помощь ощущается людьми как покой на сердце или как чувство спокойной радости.
Можно подумать, что люди не должны помогать душам. Но это не так. Люди могут очень многое сделать для душ.
Дело в том, что души очень хотят что-то сделать в том мире, в котором живут люди. Может быть, они хотят построить прекрасные дома, нарисовать чудесные картины, вырастить цветы и фрукты, помочь земле быть чистой и красивой. Но души ведь похожи на облачка, у них нет ног, чтобы ходить по земле, у них нет рук, чтобы рисовать, писать и строить, держать руль машины и сажать цветы. Представь себе, как это непросто: носить в себе чудесные желания и не иметь возможности их воплотить в жизнь!
Вот, оказывается, чем люди могут помочь душам: люди могут помочь душам осуществлять их желание сделать жизнь на земле красивой. Ведь люди имеют руки, чтобы строить и рисовать, они имеют голос и речь, чтобы советоваться друг с другом, они имеют ноги, чтобы ходить и наблюдать за тем, кто нуждается в помощи.
Интересно, а каждый ли человек может помочь душам осуществлять их заветные желания? Может быть, для этого нужно обладать особыми качествами? Если это так, то какими, по-твоему, качествами должен обладать человек, который может помочь душам?

(Здесь предполагается выслушать мнение ребенка и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: а кто из твоих близких или знакомых тебе людей обладает такими качествами? А сам ты ими обладаешь? Как ты думаешь, можно ли развивать в себе эти качества? Что для этого нужно делать? А ты что-то готов делать для этого сам? Кто бы мог тебе в этом помочь? В чем будет заключаться помощь?)

А теперь пришло время открыть важный секрет. Оказывается, души могут становиться людьми! Когда маленький ребенок растет в животе у мамы, только еще собираясь появиться на свет, душа принимает важное для себя решение. Она решает покинуть свою чудесную страну, для того чтобы начать жить рядом с человеком на земле. И когда маленький человечек рождается, вместе с ним рождается и его душа. Душа, которая выбрала этого человечка и ради него покинула свою чудесную страну.
Человек растет, и вместе с ним растет душа. Благодаря ей даже совсем еще маленький человек совершает хорошие добрые дела.
Как ты думаешь, какие дела человек совершает благодаря душе?
Конечно, прежде всего душа помогает человеку быть чутким. Знаешь ли ты, что это значит?
Благодаря чуткости человек тонко чувствует настроение других людей, особенно тех, кто его любит. Он чувствует, когда близкий человек грустит или радуется, печалится или устал. И вот тогда душа помогает ему найти хорошее слово, чтобы утешить, подбодрить или разделить радость.
Как ты думаешь, важно ли это?
Да, ты прав — это очень важно. Потому что благодаря чуткости человек, даже самый маленький, может проявлять свою любовь к близким людям. А любовь, как ты знаешь, это то, без чего не может жить ни одно существо на свете.
Однако ты можешь спросить: если все люди обладают душой, а душа помогает им быть чуткими и любящими, то почему некоторые люди ссорятся, воюют, разрушают то, что строят другие?
Есть вопросы, на которые сложно ответить даже взрослым. И этот вопрос один из них. Может быть, люди ссорятся, злятся от того, что не знают, что у них есть душа и можно жить по-другому? А может быть, некоторым людям вовсе не нужно знать, что у них есть душа? А может быть, есть такие люди, у которых нет души? Как ты думаешь?
Над этими вопросами многие люди думают всю жизнь. Правда, они об этом нечасто говорят вслух.
А теперь нам откроется самый главный секрет. Оказывается, душа может жить вместе с человеком только некоторое время. У каждой души есть свой срок жизни вместе с человеком. Например, ты знаешь, что можешь смотреть мультфильмы с пяти до шести часов. Об этом говорят — есть срок смотреть мультфильмы. То есть срок имеет начало и конец. Так с рождением человека начинается срок жизни души и человека вместе. Когда же душа чувствует, что срок ее жизни вместе с человеком на земле подходит к концу, она должна покинуть человека и вернуться обратно в свою чудесную страну. В тот момент, когда душа прощается с человеком и улетает в свою страну, человек больше не может жить один, без души. И про такого человека люди говорят: «Он умирает» или «Он умер».
В этот момент на глазах людей, самых близких этому человеку, появляются слезы. Ведь когда кто-то любимый и близкий уезжает далеко, например в другой город, многие тоже плачут. Расставание и разлука с теми, кого мы любим, трогают нашу душу. Когда близкого человека нет рядом, нам сложно помочь ему и поддержать его; позаботиться о том, чтобы у него было хорошее настроение и самочувствие.
И вот когда человек умирает, любящие его люди понимают, что его душа улетела далеко. Но как же можно заботиться о том, кого нет рядом? Оказывается, можно.
Представь себе, что ты едешь на поезде в другой город. Ехать предстоит много часов и дней, потому что ты хочешь добраться до далекого-далекого города. Если будет жесткое сиденье, то поездка доставит много неприятностей. Поэтому, когда люди отправляются в путешествие, они проверяют: мягкий ли вагон, достаточно ли у них еды и многое другое.
Вот и душа, когда срок ее жизни вместе с человеком заканчивается, должна отправиться в долгое путешествие в свою страну. И чтобы в дороге ей было хорошо, ей нужна помощь людей, которые любили того человека, вместе с которым жила душа.
Какую же помощь мы можем оказать душе близкого нам человека? Прежде всего, нам нужно почаще вспоминать о том времени, когда наш любимый человек делал что-то хорошее и доброе. Например, рисовал, помогал другим, ухаживал за животными, сажал цветы, сочинял стихи. Словом, все, что приносило радость ему и тем, кто был рядом с ним.
Ты спросишь, зачем это нужно. Оказывается, эти воспоминания и разговоры об этом с другими людьми дают душе силу, необходимую для долгого путешествия. Чем больше силы дадут душе те, кто остался на земле, тем быстрее она достигнет своей чудесной страны.
Теперь ты знаешь, как помочь душе в ее трудном путешествии.
Можешь ли ты рассказать о том, как будешь помогать душе?
Для тебя, наверное, важно узнать, что происходит с человеком тогда, когда его душа отправляется в путешествие?
Близкие человеку люди просят землю принять его тело. Оказывается, это тоже дает душе силы для путешествия в свою чудесную страну. Как дерево осенью отдает земле свои листья, для того чтобы стать сильнее весной, так и душа отдает тело человека земле, чтобы стать сильнее. А сила душе нужна, как ты уже знаешь, для того чтобы помогать людям в свершении добрых дел.
Так душа возвращается в свою страну. И другие души, конечно, очень радуются, когда встречаются с ней. Ведь для других душ жизнь души на земле вместе с человеком казалась долгой печальной разлукой. Поэтому, когда душа добирается до своей чудесной страны, там устраивают большой праздник встречи, и все души радуются. Ведь так и мы радуемся, когда приезжает человек, которого мы любим и давно не видели. Тем более мы радуемся, когда он привозит подарки. Правда?
Душа человека тоже приносит другим душам подарки. Самые дорогие подарки для душ — это рассказы о добрых делах человека. Правда, странно? Вместо того чтобы радоваться ярким машинкам или игрушкам, души радуются рассказам о добрых делах!
И здесь мы снова можем помочь душе близкого нам человека. Хорошие воспоминания, забота о других, которую мы будем проявлять на земле, поможет душе рассказать другим душам много интересного и приятного.
Итак, сегодня жизнь открыла тебе еще один свой секрет: секрет дружбы души и человека. Об этом секрете знают немногие даже взрослые люди. Но ты оказался тем, кто его узнал.
Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет?

Не нужно бояться рассуждать с ребенком на «взрослые» темы. Если жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, то было бы странно обходить актуальные вопросы стороной. Подобное размышление — большая духовная работа, но она, поверьте, гармонизирует даже состояние взрослого человека.
Психотерапевтические сказки создаются при поиске смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Наверное, нередко, слушая рассказ клиента, вы невольно задавали себе вопросы: почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано это пережить? Есть ли смысл в том, что происходит с ним? Какой же позитивный опыт может содержаться в этой ситуации?
При ответе психолога на эти вопросы возникает психотерапевтическая сказка. Она становится посредником между нами и клиентом, защищая нас от эмоционального «заражения» его проблемой и контртрансфера.
В качестве примера жизненной истории, «зашифрованной» в сказке, приводим психотерапевтическую сказку Андрея Гнездилова «Проклятый герцог». Читая ее, вы сможете восстановить события жизни человека.

Лучше мечтать, чем иметь... Грезы прекрасней жизни, свобода —привязанности. Летящая птица чарует больше той, что недвижна.
Вот жил когда-то герцог, и прозвали его Проклятый. Случилось это еще при его рождении. Время его появления на свет совпало с полосой невзгод, обрушившихся на семью. В конце концов родители оставили нежеланного ребенка в горах, думая умилостивить судьбу. Увы, это не помогло, они вскоре сошли в могилу.
Однако дитя их не погибло. Гномы, населяющие подземные пещеры, подобрали герцога и воспитывали его до совершеннолетия. Наконец он вернулся в родовой замок независимым и богатым. Жизнь в горах наделила его силой и умом, а гномы подарили ему редчайшие сокровища.
Тем не менее неожиданное возвращение герцога, которого считали давно погибшим, его богатства, печальная судьба родителей окружили его мрачной славой. Впрочем, поначалу только досужие языки могли раздувать ее. Те, кто встречал герцога, удивлялись его благородству и доброте. Он любил и ценил красоту, а его щедрость воистину могла соперничать с королевской. Единственное, что вызывало сомнения, это его одиночество.
В замке не было многочисленной челяди и пышной свиты придворных, зато в нем находили приют самые разные звери. Случайные гости рисковали встретиться с волком или медведем. А в покоях герцога жил самый настоящий леопард.
Но вот однажды в замок явилась молодая прелестная дама. Ее нежность, беззащитность и тайная печаль тронули герцога. Ему захотелось развеять ее, доставить ей радость. Он устроил в честь гостьи праздник, развлекал ее, как мог. Шли дни, дама с благодарностью принимала заботы герцога, но где-то в глубине ее глаз по-прежнему пряталась грусть.
— Что с вами? — наконец прямо спросил герцог, не в силах понять ее.
Она побледнела и, сделав шаг, обвила руками его шею.
— Я люблю вас, — прошептала она, роняя голову ему на плечо.
Мог ли он оттолкнуть ее в тот момент, мог ли возразить, когда она со слезами говорила о счастье?
Испытав невольную вину и желая хоть чем-то возместить ее, герцог привел даму в сокровищницу.
— Возьмите себе, что пожелаете, — молвил он.
— Я хочу все, — ответила она.
— Но ведь вам не унести всего, — наивно сказал герцог.
— А я и не собираюсь уходить, — проговорила дама, лучезарно улыбаясь. — Любовь соединила нас, и теперь вы принадлежите мне...
Прошли весна и лето, наступила осень. Стаи птиц кружили над замком, а затем улетели на юг. Герцога неудержимо повлекло в другие страны, и он стал готовиться в дорогу.
— Я не хочу никуда уезжать! — сказала красавица и заплакала. — Если вы дорожите моей любовью, то откажитесь от путешествия.
Герцог нахмурился:
— Мне нравится путешествовать. Некоторые города покоряют мое сердце, но я не могу из-за этого оставаться около них навсегда. Когда вы прибыли в замок, то были печальны, а затем, по вашим же словам, я одарил вас счастьем. Почему же вы требуете от меня жертвы? Отчего ваша любовь ждет, чтобы я отказался от самого себя и стал вашим рабом?
Ничего не смогла возразить герцогу его возлюбленная, но в гневе покинула замок.
— Обманщик! Проклятый герцог! — шептали ее губы, а руки бессильно терзали сверкающие бриллианты из его сокровищницы.
Грусть охватила герцога, но он не мог объяснить, как его добро вдруг обернулось злом, а сочувствие вызвало ненависть.
Однако прошло немного времени, и новая гостья постучалась в его замок. Он впустил ее. Она оказалась прекрасней прежней, но в ее глазах также таилась печаль, и герцог пытался угадать, чего же она хочет.
— Нет, я не стану вводить ее в заблуждение, — подумал он, и, когда дама произнесла слова любви, герцог покачал головой.
— О, моя прекрасная гостья, я преклоняюсь перед вами и считаю себя недостойным ваших чувств, но, увы, мое сердце молчит и не может ответить не ваш призыв.
— Добрый герцог, мне достаточно моей любви к вам. Но позвольте мне остаться. Быть может, я смогу пробудить ваше сердце.
И герцог не мог отказать ей в этой просьбе. И на этот раз его мучил стыд. Он ставил себя на место женщины и думал о том, какое унижение он, вероятно, заставил ее испытать. И вот, с самыми искренними побуждениями, герцог старался загладить свою вину. Трудно было представить более радушного хозяина, более преданного слугу, более внимательного друга. Он одаривал ее драгоценностями, засыпал цветами, услаждал ее слух песнями и музыкой самых искусных певцов. Право же, если бы герцог любил, то и самые горячие чувства не могли бы проявиться с большей щедростью, чем теперь. Дама была счастлива и почти не жалела о своей участи.
Но вот как-то в замок съехалось множество гостей. Герцог устроил великолепный бал. Вежливость хозяина требовала от него внимания ко всем гостям. Он танцевал то с одной дамой, то с другой, то с третьей. И странно, опять он угадывал в их лицах тайные чувства и желания. Опять ощущал себя в долгу перед этими воздушными созданиями, что незаслуженно одаряли его своей любовью. В конце бала, прощаясь, герцог преподнес каждой даме драгоценные подарки. Улыбаясь, они покидали замок и звали его с собой.
— Я жду вас, герцог. Отныне для вас в моем доме каждую ночь будет зажигаться огонь, чтобы вы не сбились с дороги, — говорила каждая.
Растроганный герцог вернулся в покои. Там ждала его возлюбленная с заплаканными глазами.
— Что случилось? — спросил испуганный хозяин.
— Почему вы дарите свою любовь и сокровища другим женщинам? — проговорила дама. — Вы лишили меня своей благосклонности?
— Но разве я должен одаривать только вас? — удивился хозяин. — Ведь вы ни в чем не испытываете нужды. Моих сокровищ хватает, чтобы принести радость и вам, и другим тоже.
— Я живу у вас и, наверное, имею больше прав, чем первые встречные, — возразила женщина.
Герцог помрачнел.
— Разве у вас есть свой собственный воздух, которым можете дышать только вы? Разве не все мы живем под одним небом, любуемся одними горами и деревьями, плаваем по одним морям? И даже если я полюблю розу, неужели мне следует отворачиваться от лилии или гиацинта, чтобы случайно не восхититься ими?
— Вы не понимаете любви, потому что никогда не любили! — воскликнула дама.
Да, и она тоже покинула замок.
— Изменник! Проклятый герцог! — повторяла она.
И третья дама явилась к герцогу.
— Мне ничего не нужно от вас. Я не надеюсь добиться и не считаю себя достойной ваших милостей, но просто видеть вас для меня уже большое счастье.
Наученный горьким опытом, он не стал дарить ей своих сокровищ. «Вдруг в ней проснется жадность, — думал он, — и она начнет упрекать меня же в вероломстве».
Шли дни, и он ни разу не видел, чтобы красавица проявляла недовольство. Ее светлый взор, встречая герцога, всегда был исполнен радости. Однажды, гуляя по саду, герцог поскользнулся и поранил руку. Кровь его упала на землю.
Через пару дней он увидел, что на этом месте вырос странный цветок, источавший нежный аромат. Герцог стал ухаживать за ним, но цветок не хотел больше расти. Тогда он снова полил его своей кровью, и на нем появились новые бутоны.
«Да, этот цветок красив, и аромат его одурманивает, но я не могу питать его собою. Он слишком кровожаден», — подумал герцог и решил уничтожить растение.
— Нет, нет, добрый герцог, — возразила ему дама. — Не вырывайте цветок. Подарите его мне. Он вскормлен вашей кровью и поэтому для меня так дорог. Я сама буду ухаживать за ним.
— Пусть будет так, — вздохнув, сказал герцог.
Третья его возлюбленная продолжала ухаживать за цветком. Она пыталась поливать его своей кровью, но он не принимал ее. Однако в то же время он и не увядал. Зато герцогу по ночам стали сниться кошмары. Он видел, как цветок превращается в тополиный куст, его ветви проникают через окно, из распустившихся бутонов вылетают огненные мушки и кружатся над изголовьем, впитывая в себя его кровь. Наутро герцог просыпался смертельно бледный, разбитый и больной. Наконец, он обратился к красавице:
— Я чувствую, что этот цветок убьет меня. Если вы действительно любите меня, прошу вас, уничтожьте цветок. В его красоте таится зло, иначе он не питался бы моей кровью.
— Ах нет, мой герцог, — ответила дама. — Вы могли попросить меня отдать вам мою жизнь, и я с радостью положила бы ее к вашим ногам, но этот цветок — ваш дар. В его красоту впиталась не только ваша кровь, но и вся моя любовь. Я не могу его уничтожить.
И она ушла из замка, унося с собой волшебный цветок. Дул ветер, шелестела листва на деревьях, и в воздухе над садом носились приглушенные слова: «Проклятый герцог!»
За третьей дамой последовала четвертая, за четвертой — пятая, шестая, седьмая. Как ни старался герцог угодить им, ничего не получалось. Чем больше он отдавал, тем больше они требовали от него. И когда они уходили, в его сердце поселялись отчаянье и боль. Он чувствовал себя ограбленным, но никто не мог посочувствовать ему. Напротив, все больше сгущалась над ним слава проклятого, и он сам начинал верить в это. Женщины видели в нем опасного соблазнителя, и сами приходили испытать его. Мужчины чувствовали в нем соперника, и даже в их дружбе сквозила затаенная ревность.
В конце концов герцог бросил замок и отправился бродить по дорогам, тщетно пытаясь заглушить свою тоску суровой жизнью нищего. Много стран и городов обошел он. Однажды ночью, больной и изнемогший от усталости, он вошел в спящий город. Было холодно, все двери в домах были заперты, и ему грозило замерзнуть, если он не найдет приюта. Вдруг на окраине герцог увидел свет в окне. Совсем обессиленный, он дотащился до порога и постучал в дверь.

Дальнейшее казалось сном. Он увидел себя в уютной комнате перед камином. Юная прелестная девушка ухаживала за ним, как за ребенком. Она пела ему песни, рассказывала незатейливые истории. Все в ней было пронизано удивительной чистотой. И сердце герцога не выдержало. Впервые он ощутил приток могучих сил. Он не мог ошибиться — это была любовь.
Стоит ли говорить о том, какими радостями и муками она наделила его. Он словно встретился с самим собой. Душа его изнывала от любви, а девушка, одаряя его лаской и заботой, казалась далекой и неприступной. Герцог давно научился читать в душах людей, и, принимая ее доброту, он видел за ней лишь спокойную безмятежность. Она не нуждалась в нем, и слова любви замирали на его губах. По мере того как герцог выздоравливал, его возлюбленная становилась от него все дальше и дальше. Он не знал, как завоевать ее любовь, и стал ее слугой. Увы, он чувствовал, что получает от нее больше, чем может дать ей. Для него, привыкшего к обратному, это казалось ужасным. Однажды, не сдержав себя, он признался ей в любви.
— Увы, друг мой, — сказала девушка. — Не скрою, что вы стали мне дороги, но у меня есть избранник, и я должна принадлежать ему.
— Кто же он? — спросил герцог, едва шевеля губами.
— Я люблю Проклятого герцога, — ответила она. — С детских лет я слышала о нем как о злодее, но сердце мое подсказывало, что это не так, что этот человек страшно одинок и несчастен. И вот я поклялась спасти его, принести себя в жертву ему. Мне говорили, что я прекрасна. К чему же мне венчать собою такого же, как я? Нет, я избрала цель более достойную. В ту ночь, когда вы пришли к порогу, мой огонь горел для герцога.
— Я — Проклятый герцог, — сказал он, но она рассмеялась и, взяв его за руку, подвела его к зеркалу.
— О чем вы говорите? Взгляните на себя. Когда вы были усталым и больным, я еще могла поверить в это. Теперь вы выздоровели, и я вижу, что вы так же юны, как и я. Можете ли вы быть Проклятым герцогом, о котором я слышала еще от своей матери? Насколько я знаю, время не возвращается. Судите же сами, похожи вы на него?
Герцог взглянул в зеркало. Из стекла на него смотрел юноша с горящими темными глазами.
Спустя недолгое время они вместе отправились в долгое странствие — на поиски Проклятого герцога...

В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» нашего клиента. Как же найти этот образ?
С одной стороны, нам может помочь сам клиент, отвечая на вопрос: «В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?» Таким образом, героем сказки станет идеальное «Я» нашего клиента.
С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к клиенту, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным героем. В этом случае посредством описания героя сказки и событий, происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почувствовали его лучшие стороны, «королевское начало».
Рассказ об идеальном «Я» клиента удивительным образом меняет стиль его поведения. Ведь каждому в глубине души хочется, чтобы ближний добрыми глазами увидел сокровенную трепетную часть его души!
Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает характер притчи, символически отражающей переживания или события жизни клиента.
Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача — помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего. Если необходимо, показать ему, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития души и силы духа; дать возможность пациенту проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней смысл урока.
Психотерапевтическая сказка может помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души.
Переводя сказку на язык наших будней, можно переформулировать базовый принцип взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: «Ты — плохой и должен исправиться!» А сказка советует нам иное: «Я вижу в тебе принца, хорошего, добродетельного человека — соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!»
К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого клиента, сказки, сложенные совместно с клиентом, притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Х.-К. Андерсена.

Медитативные сказки

Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие в них конфликтов и злых героев.
В системе сказкотерапии мы выделяем три типа медитативных сказок.

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
Характер этих сказок — путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том и пою».
Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили ясность и гармония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).

2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебными предметами, мужчиной и женщиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам, которые имеют негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла.
Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает, что их вообще не существует. Знание о том, «как может быть», дает ребенку веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.

3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации.
Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, — психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классификации и появился этот вид медитативных сказок.
Данный вид сказок адресован идеальному «Я» человека с целью его поддержания и усиления. Эти сказки также отражают светлую сторону происходящих событий, помогая их принять.

Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испытывать.
В качестве примера медитативной сказки приводим сказку «Озеро».

Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, что время остановилось. Но вдруг... из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.
От воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых было так много, что воздух вокруг стал светиться.
Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что это их драгоценные камни научились летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.
Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось все больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу, и все они превратились в маленький огонек.
Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.
Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать:
— Я знаю, что такое волшебство!

Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие на людей. И, благодаря тому что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.