Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2001

ИГРОТЕКА

РИСУЕМ КАК МИКЕЛАНДЖЕЛО

Сегодня я вам предложу поработать той рукой, которой вы обычно не пишете. Для большинства из вас это — левая рука. Если вы правша, но делаете что-то левой рукой, то ваш мозг при этом получает дополнительную порцию свежей энергии.
Встань рядом со стулом, сложи кисти рук и переплети пальцы не так, как ты это делаешь обычно.
Скрести руки на уровне груди, как ты это делаешь обычно. Теперь измени положение рук так, чтобы сверху была другая рука.
Покажи, как ты смотришь в старинную подзорную трубу с единственным окуляром. Какой глаз ты используешь? Попробуй посмотреть другим глазом.
Теперь ты можешь попробовать сделать что-нибудь левой рукой: достань книгу и открой ее на странице 10. Помаши кому-нибудь из участников группы левой рукой.
Теперь попробуй писать левой рукой. Напиши левой рукой в воздухе свою фамилию.
А теперь пиши в воздухе обеими руками сразу. Попробуй двумя руками одновременно нарисовать в воздухе круг... потом треугольник... потом квадрат.
Когда ты делаешь подобные вещи, ты активизируешь свой мозг, потому что предлагаешь ему что-то действительно необычное.
И, наконец, я прошу тебя сделать следующее. Возьми за спиной левую руку правой рукой, после чего левой рукой коснись правой пятки. Теперь вернись в исходное положение, возьми левой рукой правую руку и дотронься до левой пятки правой рукой. Сделай так по три раза...
Теперь вернись на свое место и возьми лист бумаги. Напиши на нем: «ЯЧТ». Можешь сообразить, что за предложение стоит за этой аббревиатурой?
(Дайте возможность группе найти ответ. Он очень простой. Аббревиатура означает: «Я — человек творческий».)

Комментарии для ведущего.

Когда Микеланджело расписывал плафоны Сикстинской капеллы, он делал это попеременно то правой, то левой рукой. Задействуя обе руки, он давал работу всему мозгу в целом. Правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое полушарие — правой. Активизация обеих сторон тела способствует — как у Микеланджело, так и у каждого из нас — взаимодействию полушарий мозга.

ТЫ ЭТО МОЖЕШЬ?

Найдите себе партнера и встаньте вместе где-нибудь в комнате. Сейчас каждый из вас должен придумать движение, которое другой должен будет повторить. Это может быть что-нибудь интересное.
У вас есть минута, чтобы показать партнеру свое движение и дать ему возможность повторить его, после этого повторите движение, придуманное им. На это вам дается одна минута. Затем разойдитесь и найдите себе нового партнера. Покажите и ему свой трюк и повторите тот, который он покажет вам. На это вам снова дается одна минута.
(Пожалуйста, проследите, чтобы каждый в группе мог встретиться с тремя разными партнерами.)

Комментарии для ведущего.

Это прекрасное упражнение, особенно для новой группы. Оно дает возможность незнакомым членам группы вступать в контакт, помогает им лучше узнавать друг друга путем элементарного телесного взаимодействия.

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ

Встаньте, пожалуйста, в круг — друг за другом, на расстоянии вытянутых рук. (Если нет места для большого круга, то можно сделать два-три маленьких.)
Эта игра называется «Цепная реакция», потому что каждый из вас должен будет повторять все движения, которые делает стоящий перед вами. Для этого вам нужно будет очень внимательно наблюдать за ним — за его движениями головы, тела, движениями рук и кистей, ног и ступней. Повторяя движения, как бы усиливайте, утрируйте их. Посмотрите, что при этом произойдет...
Упражнение заканчивается тогда, когда движение выполнят все участники.

Комментарии для ведущего.

Мы двигаемся постоянно, даже когда думаем, что сидим совершенно неподвижно. Это упражнение позволит участникам увидеть со стороны свои собственные движения. Помимо этого они смогут также развить свою способность к имитации и потренировать наблюдательность.
Игра позволяет сфокусировать внимание. Кроме того, она таит в себе большую неожиданность. Когда участники выполняют это упражнение, то благодаря «принципу усиления» спокойный круг превращается в чрезвычайно оживленный, а то и в подлинно взрывной. Это вызывает у участников смех, и в конце игры каждый чувствует себя значительно бодрее.

САЛАМАНДРА В ПЕЩЕРЕ

Разбейтесь, пожалуйста, на команды по восемь человек.
Один из вас будет Саламандрой, а все остальные должны образовать из своих тел Пещеру: вы можете встать, широко расставив ноги; или каждый может образовать из своего тела перевернутую букву «U» — руки перед собой на полу, колени слегка согнуты. Другими словами, вы должны принять такие позы, чтобы вместе создать пространство, в которое сможет проползти Саламандра. Желательно, чтобы образуемая полость была с множеством ходов. Теперь Саламандра должна вползти в эту Пещеру.
(Помните, что каждый из группы должен хотя бы один раз побывать Саламандрой.)

Комментарии для ведущего. 

Это игровое упражнение, как правило, требует большого напряжения от участников, образующих пещеру, однако результат того стоит: каждый вынужден как-то касаться остальных членов своей команды, и благодаря этому телесному контакту участники становятся ближе друг к другу. Кроме того, сам процесс имеет символическое значение: это метафора учения. Тот, кто хочет учиться, должен стать совсем маленьким и протискиваться через множество невидимых пор, пока не увидит свет в конце тоннеля. Но эта тонкая метафора не обязательно должна сознаваться участниками — достаточно, если они просто получат удовольствие от упражнения.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛАССНОЙ ДОСКЕ

Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по... классной доске. Каждый из вас внесет свой вклад в создание общей картины. Один за другим вы будете выходить к доске и рисовать на ней какие-нибудь линии. При этом следует придерживаться одного правила: нельзя отрывать мел от доски. Как только человек оторвал руку от доски — это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из вас дается ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время — то это хорошо. Лучше, если вы будете работать быстро, не оценивая свои результаты.
Представьте себе, что мы все вместе отправляемся в путешествие. Когда мы путешествуем, мы идем то медленно, то быстро; мы чему-то поражаемся, мы открываем прелестные уголки, идем дальше, останавливаемся, иногда прыгаем от удовольствия. Когда картина наша будет готова, мы ее сотрем, и она сохранится только в нашем воспоминании.
И еще одно: нарисованные вами линии могут пересекаться, вы можете выбирать мелки разных цветов, вы можете рисовать все, что хотите. Но помните при этом — как только мел перестанет касаться доски, вы должны будете вернуться на свое место.
Кто хочет начать?.. Спасибо, (Коля), иди к доске и возьми кусочек мела.

Комментарии для ведущего.

Большинство людей охотно пишут на классной доске, особенно когда их никто не видит. Вероятно, основная прелесть этого заключается в том, что мы можем позволить себе раскрепоститься и делать все, что хочется, не боясь оценки и критики, поскольку всегда есть возможность стереть то, что получилось, — и все пропадет, не оставив следа. Эта игра дает участникам возможность свободно проявлять себя, не стремясь к обязательному успеху, так как участники знают, что то, что они нарисуют, будет тотчас же стерто. Эта процедура — хорошая подготовка к какой-нибудь творческой работе.
Чем чаще вы играете в эту игру, тем искуснее становятся изображения. Вы можете усложнить правила. Например, введите ограничения такого рода:

— рисовать только круги,
— рисовать только непересекающиеся линии,
— нарисовать что-то конкретное,
— рисовать только левой рукой и т. д.

Ваши ученики с готовностью предложат вам и другие интересные варианты.

Предлагаемые разогревающие упражнения взяты из книги Клауса ФОПЕЛЯ «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие» (перевод с немецкого), вышедшей в издательстве «Генезис» (Москва) в 2001 г. Это издательство осуществляет почтовую пересылку литературы.

Телефоны для справок:
(095) 203-04-07, 203-03-67