Уважаемая
редакция!
У администрации и педагогического коллектива
нашего лицея искусств в русле требования
Департамента образования г. N возникла
необходимость изучить уровень воспитанности
учащихся лицея.
В различных методических журналах («Классный
руководитель», «Завуч» и др.) предлагается
множество различных определений данного
понятия, методик изучения уровня воспитанности
детей. Однако предлагаемые методики очень
объемные, требуют много расходных материалов и
времени, возникает сомнение в их надежности и
валидности, не совсем ясно их теоретическое
психолого-педагогическое обоснование: некоторые
включают в себя только поведенческий уровень
воспитанности, другие — уровень и поведения, и
отношения, ряд из них носит явно
социометрический характер.
Психологическая служба лицея обращается к
редакции любимой и уважаемой газеты «Школьный
психолог» с просьбой опубликовать, если такая
существует, экономичную, теоретически
обоснованную, надежную и валидную методику
изучения уровня воспитанности учащихся, либо
сослаться на наиболее надежный источник, где
можно найти подробное определение сущности
данного понятия и методики для его изучения.
С уважением,
психологи N-ского лицея
Вот такое письмо пришло недавно в
редакцию. Честно говоря, меня оно повергло в ужас.
И не только меня. А ведь даже и рассердиться
нельзя: ну как будешь сердиться на читателей,
которые считают «Школьный психолог» любимой
газетой?
Придется канализировать свой гнев в сторону
Департамента образования города N, по чьему
заказу возникла необходимость измерять
воспитанность.
Так вот. Уважаемые господа начальники! Не
заставляйте психологов заниматься не своим
делом!
Воспитанность — это не черта личности,
не свойство характера, не психофизиологическая
характеристика нервной системы, не психическая
функция. Такого психологического понятия нет,
оно проходит по другому ведомству.
Воспитанность — это всего лишь
социокультурный феномен, отражающий степень
соответствия поведения требованиям общества. И
при чем тут психологи? Чисто педагогическая
проблема.
И решить ее нетрудно. Сначала сформулируйте эти
требования, потом удостоверьтесь, что их
выполняют взрослые, а уже затем и оценивайте,
насколько вы успешны в их привитии молодому
поколению. Вы, а не они! Не забыли, что отметка
ученика — это оценка работы учителя? Вот так и
здесь.
А подводить отношения под воспитанность совсем
уже нечестно. Если я к Васе плохо отношусь,
значит, я — невоспитанный? Так, что ли? И меня
воспитывать надо, чтобы я к нему лучше относился?
Тогда можно и до язвы или нервного тика
довоспитываться. Требовать хорошего поведения —
еще куда ни шло, но требовать хорошего отношения
— это уж чересчур. По крайней мере, в том случае,
если вы хотите «воспитывать» личность.
Как часто мы в последнее время натыкаемся на этот
парадокс! Все приговаривают красивые слова о
личностно-ориентированном подходе, но при этом
под «личностью» понимают что-то свое, причем
максимально универсальное. И горе тому
«воспитаннику», который не укладывается в
шаблон! А теперь вот еще психологов на помощь
зовут рукоятку пресса вертеть.
Коллеги, пожалуйста, не поддавайтесь!
Воспитывают родители, учителя, общество в целом,
пусть они и оценивают результаты своих трудов. А
ваше дело напоминать и объяснять, что Таню нельзя
воспитывать так, как Петю, да и оценивать
одинаково тоже нельзя, потому что Таня и Петя —
личности.
Неблагодарное дело, понимаю, но уж такую стезю вы
избрали.
Марк САРТАН