ИГРОТЕКА
Экзаменов в моей жизни было уже
предостаточно. Но я хорошо помню те, самые первые,
в конце восьмого класса. Сейчас, анализируя свое
состояние в тот момент, я могу сказать, что
пережила настоящий стресс. Помню, как дрожали
коленки, когда шла на экзамен, как зажмурившись
тянула билет. Помню радостное возбуждение, когда
поняла, что могу справиться с заданием. И чувство
гордости, с которым я шла к родителям и сообщала
им о своих результатах. И невероятную усталость,
когда все испытания остались позади.
Психологи нашей школы ставят перед собой цель —
подготовить девятиклассников к предстоящим
испытаниям. Нами была разработана программа,
состоящая из нескольких блоков: уроков
психологии, индивидуального консультирования,
совместных игр с выпускниками и педагогами
школы.
Игра, которая предлагается вашему вниманию,
проводится на вечере встречи с выпускниками в
феврале месяце. Участвуют в ней и
девятиклассники, и педагоги. Она призвана решить
такие задачи:
— изменить у учащихся отношение к
стрессовой ситуации экзамена через ее
юмористическое проживание;
— обозначить проблемы, с которыми предстоит
встретиться на экзамене и обсудить возможности
их преодоления;
— обсудить опыт тех, кто уже неоднократно
переживал эту процедуру (выпускников и
педагогов);
— познакомить с представителями
экзаменационной комиссии;
— развить навыки группового взаимодействия.
НАЧАЛО ИГРЫ
Все участники собрались в круг, и
ведущий задал вопрос: «Какие у вас рождаются
ассоциации, когда вы слышите слово «экзамен»?»
Каждый последующий участник давал ассоциацию на
слово, названное предыдущим игроком (по принципу
игры «Снежный ком»). И как это водится, начало
ассоциативной цепочки было тревожным, однако по
мере прохождения круга настроение становилось
все более и более веселым.
Далее участники разбились на команды. Здесь мы
дали полную свободу выбора девятиклассникам и
немного ограничили в правах взрослых. Выпускники
и педагоги составили одну команду, так как их
было слишком мало для того, чтобы разделиться на
две. Школьники объединились в команды по желанию.
Количество участников в команде
девятиклассников не должно было превышать 6–7
человек.
Закончив процедуру деления на команды, мы
перешли к следующему этапу. Ведущий задал
игрокам вопрос: от чего, по их мнению, зависит
успех на экзамене?
Хорошие знания, способность грамотно
преподнести материал, собранность, деловитость,
уверенность в собственных силах и, конечно,
умение «схватить удачу за хвост» — вот
составляющие успеха на экзамене. В ходе игры
участникам предстояло показать, насколько
развиты у них перечисленные навыки.
Далее члены команд были ознакомлены с правилами
игры.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Экзаменационный билет вытягивает
представитель команды.
Команды коллективно обсуждают ответ.
Отвечает один представитель команды. В случае
необходимости команда может дополнить ответ.
Система оценивания традиционная — пятибалльная.
Время подготовки к ответу ограничено — две
минуты. На ответ — одна минута. Для наглядности
используются песочные часы. Сигнал к началу и
завершению ответа — это звонок колокольчика.
В ответе необходимо раскрыть все научные
понятия, включенные в вопрос.
Ответ должен быть логичным.
ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
После того как были урегулированы
формальности, можно было приступать к главному
действию. Ведущий представил членов
экзаменационной комиссии, в состав которой
входили завучи и педагоги.
На столе появились билеты. Итак, экзамен начался.
Команды направили своих представителей за
«счастливым билетом». Напряженная тишина
несколько раз прерывалась приглушенным стоном
тех, кто тянул билеты. Увы, каждому из них
достался несчастливый — тринадцатый. О том, что
все билеты на игровом столе имеют этот
магический номер, наши игроки догадались далеко
не сразу. А поняв, посмеялись над своими
суеверными опасениями.
Комиссия, принимавшая ответы, была строга, но
справедлива. Оценивалось все: обоснованность и
логичность ответа, остроумие, умение преподнести
материал, манера держаться. И ни одно правило при
этом нарушено не было.
Называя выставленный за ответ балл,
представитель комиссии давал и качественную
оценку, отмечая слабые и сильные стороны
прозвучавшего выступления. Отметки за ответы не
опускались ниже «четверок». Правда, команде
взрослых однажды был снижен балл до «трех» за то,
что участники проявили неуважение к комиссии,
начав некорректно спорить и доказывать
необоснованность замечаний.
В этом месте хочется сделать «лирическое»
отступление. Очень приятно было наблюдать за
игрой взрослых. Они играли по-настоящему, сбросив
строгие маски. Искрометный юмор, оригинальность,
быстрота мысли, нестандартный подход к решению
задач — это те качества, которые
продемонстрировали взрослые. Они заражали своим
настроением детей, помогая тем самым им
раскрепоститься. Право, уже только ради этого
можно было затевать такое мероприятие.
Но вернемся к игре.
Каждой команде предстояло ответить на три
экзаменационных билета и получить по три
отметки. Общий балл высчитывался как среднее
арифметическое от набранных баллов. Несмотря на
то что процесс организовывался как соревнование,
победителей на этом экзамене не было. Ведь
экзамен — это прежде всего проверка собственных
возможностей. И гораздо важнее, что участникам
удалось справиться с волнением, логично
организовать ответ, эффектно его преподнести.
ОБСУЖДЕНИЕ
При обсуждении участники, собравшись в
круг, говорили о том, что, несмотря на юмор и
атмосферу игры, возникшие чувства во многом были
сходны с переживаниями на реальном экзамене.
Этому способствовало и ограничение во времени, и
постоянное ощущение, что есть внешняя оценка, и
сама процедура предъявления билетов.
Участники признались, что очень волновались,
боялись не справиться с заданием. Им хотелось
продемонстрировать себя с лучшей стороны и
получить высший балл. Пройдя через игру, старшие
и младшие на равных делились секретиками,
позволяющими справиться с экзаменационным
стрессом.
Результатом этой игры стала памятка по
подготовке к экзамену. Она носила
шутливо-деловой характер. Этот документ был
торжественно вывешен в холле, где учатся наши
девятиклассники. Позднее, в конце апреля, рядом с
этой полушутливой памяткой, стали появляться
вполне серьезные советы психолога по подготовке
к экзаменам.
Эта программа реализуется нами уже второй год. И
мы видим результаты на практике. Педагоги же
отмечают, что поведение детей на экзаменах стало
более уверенным.
Татьяна БЕГЛОВА
Предлагаем вашему вниманию некоторые
вопросы, над которыми ломали головы наши игроки.
Попробуйте в течение двух минут сочинить
связный, логически обоснованный ответ на
предложенные вопросы, и вы поймете, какая
нелегкая задача стояла перед участниками.
Билет № 13.
Расскажите об особенностях жанра
«Современный женский роман»: сюжете,
литературных приемах, главных героях и т.д.
Билет № 13.
Расскажите об особенностях
выращивания цыплят бройлерных пород в условиях
вечной мерзлоты.
Билет № 13.
Докажите теорему № 124/45 о построении
равнобедренного круга.
Билет № 13.
Перечислите основные способы
добывания философского камня в горах Казахстана.
Билет № 13.
Расскажите об особенностях внешней
политики князя Джуффина Доброго (на примере
торговли со странами Дальнего Юга).
Билет № 13.
Расскажите об особенностях
экспериментальной проверки качества
парфюмерной продукции, выпускаемой фабрикой
«franzuski sport».
Билет № 13.
Расскажите об обычаях, культуре,
особенностях жизни дикого племени Мумбу-Юмбу,
живущего в лесах Центральной Африки.
Билет № 13.
Найдите место в биологической
классификации живому существу, известному в
народе как Змей Горыныч.
Билет № 13.
Расскажите о подготовке, проведении и
правилах черенкования плодово-ягодных деревьев
и кустов в условиях Крайнего Севера.