Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №27/2001

РЕПОРТАЖ

ПОЛОНЕЗ В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ

31 мая 2001 года в Чешском центре при Посольстве Чешской Республики в Российской Федерации состоялась необычная выставка детских рисунков

Выставка рисунков чешских детей называлась
«У каждого времени года свое очарование».
Яркие и динамичные картины как нельзя лучше подтверждают,
что ученики GEMINI умеют жить полноценной жизнью,
воспринимая мир во всем его многообразии

 

 

Яркие картины, развешанные на стенах зала Чешского центра, нарисовали дети, обучающиеся в специализированной школе GEMINI города Брно. Особенность этой школы состоит в том, что в ней здоровые дети учатся вместе с тяжело больными.
Перед открытием выставки состоялась пресс-конференция, на которой эту замечательную школу представила ее директор — Анежка Крживанкова. Присутствующие смогли послушать ее рассказ, получить ответы на вопросы и посмотреть фильм, который дал исчерпывающее представление о жизни детей из GEMINI.
Идея такого учебного заведения возникла еще в 1989 году. Основная цель школы — создание семейной обстановки, где в процесс адаптации детей включены педагоги, воспитатели и другие работники. В GEMINI все предусмотрено и приспособлено для нормальной жизни детей, имеющих различные функциональные поражения.

На вернисаж были приглашены ребята,
имеющие особенности в развитии,
из московских школ и центров.
Многие из них принесли свои рисунки
(кстати, замечательные),
творчество же чешских ребят
привело их в восторг

 

Подбирая подходящее помещение для школы, сотрудники решили остановиться на двухэтажном здании детского сада. Но его надо было переоборудовать, приспособить под специальные нужды детей. На это ушло целых пять лет.
Прежде всего, дети, которые ограничены в передвижении, должны иметь возможность свободно перемещаться по зданию и выходить во двор. Поэтому вход в школу оборудован пандусами для колясок, между этажами установлены специальные подъемники. И вообще, здесь продумана каждая мелочь.
Анежка Крживанкова вспоминает, сколько сил было потрачено на то, чтобы найти нужное оборудование. И они его нашли в одной из европейских стран, правда, для его приобретения пришлось искать спонсоров.
Мне впервые удалось увидеть ванну с откидывающимися стенками, умывальник с гидравлическим подъемником и даже зеркало на фотоэлементах. Все это легко перемещается, движется и подстраивается под ребенка.
В GEMINI необычно оснащены и учебные комнаты. Ведь в каждом классе обучается не более 15–18 человек. Для отдыха детей в школе имеются кабинеты психологической разгрузки.

Анежка Крживанкова прекрасно знает русский язык
и надеется найти единомышленников в России

Во время презентации школы меня мучил вопрос, возможно ли что-то подобное в российских условиях?
Мы уже привыкли восхищаться нашими психологами и педагогами, которые готовы работать с трудными и проблемными детьми в самых невероятных условиях.
Знакомясь с работой зарубежных коллег, я часто с сожалением думаю о том, что многое из того, что нам показывают, у нас невозможно осуществить.
Огромных трудов стоит достать нужную инвалидную коляску, слуховой аппарат или поместить ребенка в специализированную школу. А адаптация этих детей к будущей жизни, вхождение их в мир здоровых людей отходит как бы на второй план. Поэтому инвалиды у нас, к сожалению, продолжают ощущать себя людьми «второго сорта».
И дело тут не только в пресловутой ментальности, которая мешает на равных относиться к тем, кто хоть чем-то не похож на нас, а скорее в том, что все силы родителей и воспитателей, как правило, уходят на решение материальных проблем.
Хотя и в России встречаются исключения из этого правила. Например, «Школьный психолог» рассказывал о Новгородской экспериментальной общеобразовательной специальной реабилитационной школе-центре «Цветик-семицветик» (№ 33, 1999 г.), где благодаря усилиям педагогического коллектива вместе обучаются дети-инвалиды с разными диагнозами. Кажется нереальным, что за одной партой здесь сидят и успешно учатся полупарализованный ребенок в коляске и аутист...
Наши педагоги и психологи стараются дать детям-инвалидам больше знаний, а чешские — приспособить их к жизни среди здоровых людей.
В GEMINI детей выпускают из стен школы только в том случае, если они полностью готовы к самостоятельной жизни. Для нас непривычно, что в средней школе могут обучаться молодые люди от 15 до 30 лет!
В рамках средней школы существует три варианта образования. Первый заканчивается получением обычного аттестата зрелости. Второй вариант — «семейная» школа, где ребята сдают экзамены на знание компьютера, иностранных языков и на владение навыками самообслуживания. Третий вариант ориентирован на детей, которые могут усвоить лишь несложные практические действия и навыки по самообслуживанию.
Но главная особенность чешской школы — интеграция больных и здоровых детей. Вопрос о пользе интеграции все еще остается спорным. По крайней мере, в нашей стране на него нет однозначного ответа. Но практика GEMINI доказывает возможность позитивных результатов при подобном обучении.
Анежка Крживанкова пояснила нам, что само название школы GEMINI в переводе с английского означает «близнецы». В школе, по существу, происходит сближение больных и здоровых детей.
Я поинтересовалась у Анежки, часто ли здоровые дети хотят обучаться с больными? Оказалось, что да! Здесь стараются соблюдать разумную пропорцию здоровых и больных детей в классе.
В основном в GEMINI с удовольствием учатся те дети, которые в силу своих индивидуальных особенностей имеют трудности при обучении в обычной школе. Многих родителей привлекает то, что здесь в классах детей меньше, чем в обычной школе.
Совместное обучение дает возможность детям достаточно быстро преодолевать психологический барьер в общении с теми, кто не похож на них.
На интеграцию работает и то, что весь персонал, начиная с уборщицы и работников кухни, подбирается самым тщательным образом. Основными и наиболее ценными психологическими качествами здесь считаются доброта и желание помочь детям.
Дети из GEMINI много путешествуют. Летом они ездят на море, а зимой — в горы, где учатся кататься на лыжах. Они имеют возможность путешествовать не только по Чехии, изучая ее историю, но посещать и другие страны.
Финансирование, по рассказам директора школы, является самым больным вопросом. Значительную часть денег на обучение и проживание детей выделяет государство. Но руководители школы вынуждены постоянно искать спонсоров. Небольшую часть денег платят родители.

У меня до сих пор перед глазами кадры из фильма, показанного после пресс-конференции, о традиционном ежегодном бале учащихся и выпускников GEMINI. В зале одной из лучших гостиниц города танцуют полонез восхитительные пары. Некоторые участники бала сидят в инвалидных колясках, другие помогают им.
Кстати, все учащиеся этой школы, даже те, кто прикован к коляскам, могут прекрасно двигаться и под современные ритмы: они без всякого стеснения посещают дискотеки.
Но самое главное — дети, обучающиеся в школе GEMINI, не чувствуют себя чужими среди «обычных» детей и взрослых. И есть надежда, что они сохранят это ощущение на всю жизнь.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Чешский центр (Москва)
Тел.: (095) 251-59-40, 288-95-15