МЭТРЫ
ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ ШПЕТ
(1879—1937)
В наши дни фигура
Г.Г. Шпета привлекает все большее внимание в
связи с возрождающимся интересом к истокам
отечественной психологической науки. Неправедно
казненный, Шпет вместе с сотнями тысяч других
безвинных жертв был посмертно реабилитирован в
середине 50-х, но в истории науки инерция
умолчания длилась еще долго и нарушена лишь в
последние годы. Сегодня переиздаются его труды, в
его честь проводятся научные чтения и
конференции, а психологи новых поколений, лишь
недавно узнавшие о нем, посвящают ему
историко-научные изыскания.
Подлинный вклад Шпета в историю научной мысли,
наверное, еще только предстоит по-настоящему
оценить. Но уже сейчас не вызывает сомнения, что
это был мыслитель мирового масштаба, и без
упоминания о нем история отечественной
психологии была бы катастрофически неполной.
ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ
Густав Густавович Шпет родился в Киеве
25 марта (7 апреля) 1879 года. В зрелые годы в графе
«национальность», зачем-то обязательно
присутствовавшей в любой советской анкете, писал
«русский». По большому счету, это было правдой.
Ученый с нерусским именем, он всю жизнь думал и
писал по-русски и внес в русскую науку и культуру
более весомый вклад, чем иные поборники
лапотно-балалаечной самобытности.
Разумеется, придирчивым националистам не
составит труда докопаться, что Шпет не был
русским по крови. Его мать, Марцелина Осиповна
Шпет, принадлежала к обедневшей шляхетской семье
из Волыни. Отец — мадьярский офицер Кошиц —
исчез из ее жизни еще до рождения сына, не пожелав
жениться на полукрестьянской девушке. Из родных
мест Марцелина Осиповна уехала в Киев, где родила
и одна воспитывала сына, зарабатывая на жизнь
стиркой и шитьем.
Так что Шпет не кривил душой, когда в
послереволюционных анкетах указывал на свое
едва ли не пролетарское происхождение: «мать —
швея»... Во многом благодаря ее самоотверженным
стараниям Густав успешно окончил гимназию и в 1898
году поступил в Киевский университет св.
Владимира. Его студенчество растянулось на целых
восемь лет. За это время он несколько раз
исключался из университета и даже успел посидеть
в тюрьме за участие в студенческих кружках и
демонстрациях. Этим впоследствии можно было бы
козырять, но Шпет этого избегал, считая себя
скорее инакомыслящим, нежели революционером.
Таких почти любая власть недолюбливает, но
терпит. Только советская не потерпела.
ВМЕСТЕ С ЧЕЛПАНОВЫМ
В год поступления Шпета в университет
там открылась Психологическая семинария Г.И.
Челпанова, к работе которой он вскоре с
энтузиазмом подключился. В те годы психология
однозначно воспринималась как область
философского знания, и занятия семинарии были по
содержанию преимущественно философскими.
Челпанова психология интересовала как
«естественное» основание философии, как та
сфера, где происходит образование понятий.
Атмосфера серьезных занятий серьезным делом в
тесном, почти семейном кружке как нельзя лучше
отвечала самому духу гуманитарных наук. Именно
здесь Шпет в основном сформировался как философ.
А вот к психологам, однако, никогда себя не
причислял. Впрочем, к психологам в той или иной
мере можно отнести любого философа (в свою
очередь, психолог, пренебрегающий философией,
рискует скатиться к ремесленничеству).
Психологические воззрения Шпета неотделимы от
его философских идей. Это отчасти делает их
трудными для понимания, но не умаляет их значения
собственно для психологической науки.
В 1906 году Челпанов становится профессором
Московского университета и товарищем
председателя Московского психологического
общества. На следующий год он приглашает в Москву
Шпета. Совместно с Челпановым тот участвует в
разработке проекта Психологического института
(официальное открытие которого состоялось в 1914
году).
Летом 1910 года Шпет и Челпанов посетили ведущие
психологические лаборатории немецких
университетов (Штумпфа в Берлине, Кюльпе в Бонне,
Марбе в Вюрцбурге) и ознакомились с их работой.
Позднее, в 1920 году, Шпет и Челпанов предложили
создать на историко-филологическом факультете
Московского университета кабинет этнической и
социальной психологии. В докладной записке от 1
февраля 1920 года они выступили с обоснованием
необходимости изучать психологические
особенности народов России и разрабатывать
этническую и социальную психологию, подробно
изложили цели и задачи научной и учебной работы в
этой области.
ФИЛОСОФ-ИДЕАЛИСТ
В Москве Шпет вел активную
преподавательскую работу. Он сотрудничал в
Народном университете А.С. Шанявского, где в его
семинаре в течение нескольких лет
систематически занимался Л.С. Выготский, во 2-м
Московском университете, где у него — и у
Выготского — учились будущие «выготчане» Л.И.
Божович, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова,
Л.С. Славина.
Помимо этого Шпет был вице-президентом
Государственной академии художественных наук
(ГАХН), активным участником Московского
лингвистического кружка, директором основанного
им Института научной философии (поглотившего на
некоторое время Психологический институт,
который в 1924 году стал секцией Института научной
философии), членом комитета по реформе высшей и
средней школы, проректором основанной К.С.
Станиславским Академии высшего актерского
мастерства.
Однако за столь впечатляющим послужным списком
скрываются постоянные гонения, которые
«философ-идеалист» постоянно испытывал в
советские годы. Не вписавшийся в прокрустово
ложе марксистского мировоззрения, он был в конце
концов безжалостно раздавлен сталинской
репрессивной машиной.
БОРЕЦ ЗА НАУКУ
Шпет не проводил конкретных
исследований по частным вопросам психологии. Его
вклад в психологическую науку определяется
разработкой методологических проблем,
касающихся центральных вопросов психологии,
прежде всего ее предмета, методов и основной
проблемы — сознания.
Исходным было положение о неотделимости
психологии от философии. Шпет считал, что связь
психологии с философией является органической,
природной. Она — исторический факт: как и другие
специальные науки, психология выделилась из
«общего лона матери-философии».
Шпет видит «еще один путь в разработке
психологии, который ведет не к отщеплению ее от
философии, а, напротив, приводит к тому, что
психология все прочнее спаивается и даже
сплавливается с философией. Как бы мы ни понимали
задачи рациональной метафизики и как бы ни
казалась от нее отделенной современная
абстрактная психология, психология с
метафизикой останутся навсегда родными
сестрами, поскольку метафизика, ставя себе целью
познание реального, должна опираться на
эмпирический материал, а психология, даже
устанавливающая абстрактные отношения, должна
извлекать их из конкретного реального...».
Творчество Шпета пронизывают также острая
критика натуралистической методологии в
психологии, обоснование и защита
культурно-исторического подхода при изучении
сознания человека. В связи с этим большое место в
его трудах занимают вопросы научного познания,
рассматриваются критерии его научности. От
правильного решения этих вопросов зависит
доверие к науке.
Шпет стоял на позициях строгой логической
природы знания. Не отрицая факта мистических
переживаний, мистического опыта, находящегося
как будто за пределами рациональной мысли, он
отвергал невозможность их строгого объяснения и
невыразимость в слове. Неопределенные описания и
мифы вместо положительного уяснения явления он
называл «ленивой восточной мудростью» и считал,
что только разум, строгая логическая мысль
способны анализировать факты. Любые
фантастические построения, умаляющие значение
строгого объяснения, не дают их понимания и лишь
подрывают доверие к науке. Размышления Шпета по
этому поводу настолько актуальны для
современной психологии, что кажется, будто они
родились в атмосфере острых дискуссий наших дней
о путях развития психологии как науки и области
практики.
ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Капитальный труд Шпета «Введение в
этническую психологию» (1927) имеет значение не
только для психологии. Многие важнейшие
положения, намеченные им в предыдущих работах,
получили здесь углубленную разработку. В критике
и полемике с психологами (главным образом
немецких школ, особенно с В. Вундтом)
затрагивается масса принципиальных вопросов.
Стоит перечислить хотя бы некоторые из них.
Отстаивается положение о специфичности
психологического («эмпирическая душевная
жизнь человека представляет ни к чему не
сводимое и ни с чем не сравнимое своеобразие»).
Обсуждается проблема предмета психологии и ее
отношения к другим наукам и философии («нужно
отличать психологию от не-психологии»).
Перечисляются предрассудки натуралистической
психологии («будто человек состоит из души и
тела», «будто образцом для всякой науки является
математическое естествознание» и др.).
Подчеркивается методологическая ценность
объективного подхода («мы должны научиться
заключать от объективного к соответствующему
субъекту»).
Указывается на ошибки психологизма
(применительно к этнической психологии это
психологическая интерпретация этнологических
факторов — «считать культуру продуктом и
результатом душевной деятельности»).
Обсуждаются типы объяснения в психологии («откуда
известно, что есть только два типа объяснения —
генетическое и механического естествознания?»).
Поставленная Шпетом проблема изучения
национального характера выступает в психологии
через систему знаков и выражений, которые
нуждаются в интерпретации, являясь таким образом
путем объективного описания душевной жизни
человека. Указание на связь психологии с науками
о культуре, с историей («только в истории
человек узнает самого себя») сохраняет свое
значение и сегодня. Может быть, даже правильнее
сказать, что именно в наше время их актуальность
особенно очевидна.
ЧУЖАЯ ПЕСНЯ
Размывание методологических
оснований науки и критериев научности,
ожесточенные дискуссии вокруг
естественнонаучной парадигмы в психологии,
проникновение в психологию под видом науки, под
предлогом расширения сознания, эмоциональной
поддержки и т.п. мифов и верований, науке
абсолютно чуждых, и в связи с этим опасения
серьезных психологов за самое имя психологии —
таковы лишь некоторые особенности ситуации в
нашей науке, которая на рубеже веков еще более
сложна, чем в первой четверти века минувшего.
Обращение к теоретическому наследию строгого
методолога и мыслителя Г.Г. Шпета помогает понять
направление развития современной психологии и
способствовать этому развитию. При этом
характерно, что некоторые мысли Шпета
повторяются сегодня многими от собственного
лица, без ссылок на незаслуженно забытого автора.
Может, в том и нет большой беды. Ведь эти мысли
живы и по-прежнему актуальны.
Недаром, наверное, В.П. Зинченко к своей книге,
посвященной Шпету, выбрал эпиграф из
Мандельштама:
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет.
И снова скальд чужую песню сложит
И как свою ее произнесет.
Сергей СТЕПАНОВ