Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2001

РЕПОРТАЖ

ЕСТЬ ЛИ ПРАВА У РЕБЕНКА?

23 мая в Москве прошла VI городская научно-практическая конференция психологов образования г. Москвы «Права ребенка как развивающегося человека в современном образовании»

Эта конференция была задумана в апреле во время традиционных международных Челпановских чтений. Ее организаторами выступили Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический институт, Городской психолого-медико-социальный центр и научно-методический совет Службы практической психологии образования города Москвы.
К сожалению, дети и взрослые часто не знают, что у каждого ребенка есть не только обязанности, но и права, закрепленные во многих законодательных актах: Всеобщей декларации прав и свобод человека, Конвенции о защите прав ребенка, Уголовном, Семейном и Жилищном кодексах и т.д. В августе 1998 года был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Тем не менее права детей нарушаются.
В первой части конференции выступали представители науки, органов управления образованием, председатель Российского детского фонда А. А. Лиханов.
Представители органов управления образованием зачитали «дежурные» доклады: «Проблемы столичного образования и пути их решения» (Л.Е. Курнешова, первый заместитель председателя Комитета образования г. Москвы) и «Проблемы соответствия основ нормативно-правового обеспечения системы образования возможностям детей и подростков» (В.А. Нищук, начальник отдела Министерства образования РФ).
Потом на трибуну вышел Альберт Лиханов. Этот человек верен себе: набор произносимых им жестких, обличительных фраз не меняется десятилетиями. Мало не показалось никому! Закончив речь, заслуженный друг детей сразу же гордо удалился из зала под аплодисменты участников.
Не менее страстными и обличительными были выступления представителей науки: В.В. Рубцова (директор Психологического института РАО и ректор Московского городского психолого-педагогического института) и А.М. Абрамова (директор Московского института развития образования). Этих докладчиков не на шутку беспокоят возможные негативные последствия грядущей образовательной реформы. Они считают, что образование в России, которое создавали сорок поколений, рухнет через 5–7 лет, если реформа не будет остановлена.
Еще более эмоциональным было выступление А.Г. Асмолова (заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ) «Ребенок в пространствах образования и культуры». Он пологает, что психолог должен уходить от навязанной ему роли конфликтолога и быть проводником толерантности в обществе, специалистом по неодинаковости: «В либерально настроенном обществе, где высшей ценностью должна быть толерантность, психолог должен стать психологом развития, а не выживания и защиты!» Но, по мнению Александра Григорьевича, общество пока в этом не заинтересовано.
Несколько смягчить страсти удалось И.В. Дубровиной (заведующая лабораторией Психологического института РАО). Ирину Владимировну тревожит тестирование выпускников одиннадцатых классов. Зачем учить детей мыслить, вводить различные инновационные и развивающие программы, если потом их подвергают стандартному тестированию?
Психолог в образовании не имеет своего правового статуса. Полномочен ли он тогда защищать права ребенка? Ирина Владимировна с сожалением констатировала, что никакой психологической службы как целостной организации в нашей стране нет. Более того, психолог, даже если он и знает психологию, не подготовлен к работе в школе. Психолог же в школе должен заниматься диагностикой и коррекцией условий существования ребенка в школе.
Во второй половине дня состоялся круглый стол «Права ребенка как развивающегося человека — в документах и на практике». Обсуждались следующие проблемы: право ребенка на полноценное дошкольное детство, реформа образования, стандарты образования, дифференциация образования, информационная среда и права ребенка, психолог в системе образования.
Порадовала тональность выступлений: собравшиеся пытались взвешенно разобраться в ситуации, понять, что же происходит и каким образом можно улучшить ситуацию. На трибуну поднимались ученые, практики и руководители учреждений образования. Всех их объединяло одно — беспокойство о состоянии прав доверенных им детей.
Основную угрозу для ребенка большинство выступающих видят в грядущей реформе образования. Г.Н. Пачеко (психолог Северного округа г. Москвы, куратор комиссии по делам несовершеннолетних) считает, что любая реформа — эксперимент, который должен проводиться только с согласия детей и родителей. А о сути предстоящей реформы не знает практически никто. Ее проект не был даже опубликован. (Правда, потом выяснилось, что и не написан!) Выходит, что проведение реформы образования — прямое нарушение прав ребенка.
По словам Галины Николаевны, обществу выгодно не развивать личность ребенка, а выращивать из детей бездумных потребителей тех или иных товаров: даже наркотики получают достаточно широкое распространение, потому что их продажа выгодна многим. В этой ситуации психолог в школе неудобен, поскольку он обращает внимание на подобные негативные моменты.
Необычный взгляд на права детей высказала Н.В. Морозова (зам. директора Московского городского психолого-медико-социального центра). По ее мнению, при современном расслоении общества будут защищены права только тех детей, которые обучаются в элитарных школах. Выход из создавшейся ситуации Наталья Васильевна видит в формировании общественного мнения.
Дифференцированный подход к детям, считает большинство собравшихся, — это нарушение их прав.
Эмоциональным было выступление Н.И. Гуткиной (ст. научный сотрудник Психологического института РАО), которая вынесла на широкое обсуждение проблему: является ли вариативное образование благом для ребенка? Психолог бьет тревогу: многочисленные инновационные программы не проходят серьезной апробации. Нарушение прав детей Нина Иосифовна видит в том, что их лишают детства, например, вынуждают заниматься подготовкой к поступлению в школу.
И.В. Равич-Щербо (заведующая лабораторией Психологического института РАО) предложила поговорить об ответственности взрослых перед детьми. Необходимо учитывать индивидуальность детей, ведь генетически каждый ребенок уникален.
На защиту дошкольников, которых терзают всевозможными тестами и проверками при поступлении в школу, встала дошкольный психолог Е.Н. Поролло. Дошкольное детство, говорила она, вообще заканчивается у нас в 3–4 года. Детский сад начинает все больше и больше подменять собой школу. Это заявление вызвало несогласие у ряда школьных психологов.
Правда, благодаря усилиям ведущей (И.В. Дубровиной), все сошлись в одном: дети с самого раннего возраста должны знать, что у них есть определенные права, а не только обязанности.
В.В. Зацепину (директор Московского городского психолого-медико-социального центра) удалось несколько остудить страсти. Он разъяснил, что реформа образования идет перманентно вот уже 15 лет. И что во все времена были и есть личности, которые страдают «реформаторским зудом», но человечество выживает несмотря на их усилия.
Главное, с чего надо начинать, сказал Валерий Васильевич, — это научиться отстаивать собственные права. Ибо в борьбе за отстаивание прав формируется личность. А школьный психолог из защитника прав детей в настоящее время все больше превращается в средство реализации интересов руководства учебным заведением.
Эту мысль поддержала А.М. Прихожан (ведущий научный сотрудник Психологического института РАО). Не может быть прав ребенка там, где нет прав человека (в частности, того же школьного психолога). В Москве нет такого места, куда психолог мог бы обратиться за помощью в отстаивании своих прав.
В конце обсуждения большинство участников пришли к выводу, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Каждый психолог должен учиться отстаивать не только свои права, но и права ребенка.
Таким образом, Конвенция о правах ребенка не выполняется ни государством, ни педагогами, ни психологами, ни родителями.
Конференция одобрила проект резолюции по защите прав ребенка. Собравшиеся решили, что эту резолюцию надо донести до широкой общественности. Будем надеется, что «Школьный психолог» станет не единственным представителем СМИ, опубликовавшим ее текст.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Психологический институт РАО
Тел.: (095) 202-93-63

Обсуждая права ребенка, все выступающие вынуждены были разводить руками...
Слева направо: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, Н.В. Морозова, Е.Н. Поролло, И.В. Равич-Щербо, Г.Н. Пачеко

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
«Права ребенка как развивающегося человека
в современном образовании»

Настоящая резолюция фиксирует внимание всех заинтересованных лиц на положении ребенка в современном российском обществе, непосредственно отражающемся в сфере образования. Это положение вызывает тревогу за судьбы молодого поколения и, следовательно, за настоящее и будущее России.
О невыполнении Конвенции о праве каждого ребенка «на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития», свидетельствуют такие факты, как:

— резкое снижение количества здоровых от рождения детей и здоровых детей на остальных возрастных этапах;
— появление и прогрессирующее увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, и беспризорников;
— рост преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции среди детей и подростков;
— резкое снижение уровня грамотности, начитанности и владения русским литературным языком детей и подростков;
— наличие агрессивной информационной среды и невозможность защитить от нее ребенка.

Конференция отмечает, что такое положение, в первую очередь, обусловлено экономическими и политическими причинами. Вместе с тем существенную роль играют и нарушения прав ребенка в системе образования. Среди важнейших нарушений следует выделить:

— раннюю дифференциацию детей в образовательных учреждениях, ведущую, по сути, к селекции детей, лишающей значительную часть детей права на получение полноценного образования;
— недостаточную обоснованность образовательных стандартов;
— чрезмерное увлечение инновационной деятельностью, приводящее к нестабильности образовательного процесса, нарушению преемственности между разными ступенями школьного образования;
— резкое снижение количества бесплатных образовательных услуг для детей и подростков;
— игнорирование и нарушение законов возрастного развития, что проявляется, в частности, в повсеместном введении обучения по типу школьного с 3—4 лет.

Проводящаяся в настоящее время реформа образования, по сути дела, закрыта для заинтересованной общественности, в том числе родителей, вводится без независимой экспертизы.
Существенные нарушения прав ребенка наблюдаются и в деятельности психологической службы образования. К ним относятся:

— психологическое тестирование детей, проводимое в целях отбора, несмотря на директиву Министерства образования, запрещающую подобную практику;
— бесконтрольное распространение психологических тренингов, психотерапевтических методов;
— осуществление «психологического сопровождения» ребенка без согласия его родителей или лиц, их заменяющих, а также его самого;
— разглашение полученной в ходе диагностической и консультационной работы конфиденциальной информации.

Конференция отмечает, что подобная бесконтрольная практика имеет негативные последствия, ведет к стрессам и психическим травмам детей и их родителей, отрицательно влияет на развитие детей и дискредитирует психологию. Утверждающаяся сегодня идеология такого отношения к детям находится в глубоком противоречии с российской ментальностью, культурными и научными традициями.
Несоблюдение прав ребенка в психологической службе образования во многом объясняется недостаточным уровнем профессиональной подготовки практических психологов и недостаточной правовой обеспеченностью их деятельности.
Таким образом, Конвенция ООН о правах ребенка в настоящее время в стране не выполняется. Права ребенка нарушаются как со стороны государства в его важнейшей части — образовательной системе, так и в психологической службе образования.
Для преодоления нарушений прав ребенка в системе образования и деятельности психологической службы образования конференция считает необходимым:

1. Считать магистральным направлением деятельности практического психолога образования защиту прав детей на полноценное развитие.
2. Обратиться в Министерство образования Российской Федерации с предложениями:

— довести до сведения заинтересованной общественности основные положения политики в области образования, обратив особое внимание на его цели, на то, какое поколение хочет видеть общество;
— полностью опубликовать документы о реформе образования, провести их профессиональное обсуждение и независимую экспертизу;
— разработать нормативные документы, определяющие правовое положение психолога образования и его профессиональный статус;
— разработать нормативные документы, предусматривающие обязательное информирование родителей и детей о целях и задачах психологической работы с детьми и получение их согласия на проведение подобной работы;
— определить функциональные обязанности и содержание профессиональной деятельности специалистов различных служб;
— запретить психологическое тестирование детей при поступлении во все виды государственных школ, предусмотрев ответственность за невыполнение этого распоряжения;
— разработать методы оценки образовательных учреждений с позиции обеспечения права каждого ребенка на получение высокого уровня образования;
— предложить органам управления образования рассмотреть проблему государственного стандарта образования с позиций соответствия его уровня и содержания задачам образования молодого поколения высокоразвитой страны — обеспечения права каждого ребенка на получение полноценного качественного образования.

3. Обратиться в Комитет образования Москвы с предложением проанализировать подготовку практических психологов образования, ведущуюся в вузах столицы, с целью ее совершенствования с позиции соблюдения прав детей.

Спонсор публикации статьи: интернет-магазин «Мыльный Ком» предлагает приобрести мыло на заказ. Мыло ручной работы купить можно на сайте магазина www.Mylnyi.com. Декоративное мыло – это практичный подарок коллегам, маме, папе, парню или любимой, который будет заботиться о коже и украшать интерьер ванной комнаты. На Ваш выбор мыло-скраб, мыло с глиной, с люфой и многое другое. Подарочные наборы могут быть изготовлены с корпоративным логотипом. Удобная система оплаты, доставка на дом по всей России позволят осуществить покупку, не выходя из дома или офиса.

TopList