Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2001

ИГРОТЕКА

МАГИЯ РИТУАЛА

ПРОЧИСТКА МОЗГОВ

Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа.
Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20 см от нее, другую — точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно — через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг — вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме.
Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.

Комментарии для ведущего. Этот ритуал настраивает группу на освоение нового учебного материала. Важно, чтобы в этой процедуре принимали участие все присутствующие.
Эффект достигается не только за счет суггестии, но и за счет единого ритма движений. Это подчеркивает единство всех в группе. Поэтому очень важно, чтобы вы, как руководитель, тоже участвовали в этой процедуре.
Подобные смешные ритуалы имеют свойство приедаться. Поэтому через пару месяцев вы можете призвать группу придумать какой-нибудь новый ритуал такого рода.
Подобные процедуры помогают: активизировать память и повысить креативность участников; успокоить беспокойную группу; повысить самоуважение всех участников.
Особенно эффективны ритуалы, которые придумывает сама группа.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

К сожалению, музыкальное образование в школе все еще считается роскошью, место которой на специальных музыкальных занятиях. В то же время мало что может сравниться с музыкой по способности активизировать весь мозг сразу. Музыка мобилизует внимание, будит чувства, пробуждает фантазию. Поэтому полезно начинать с музыки урок или какую-то другую совместную деятельность.
В течение одной-двух минут перед началом учебы проигрывайте какую-нибудь приветственную музыку. Если это делать регулярно, то через некоторое время эта музыка будет восприниматься участниками как сигнал к началу занятия, как приглашение к участию в нем. Лучше всего использовать для этого инструментальную музыку с четким ритмом и достаточно быстрым темпом. Важно также, чтобы музыкальный отрывок был достаточно коротким — он должен не обрываться, а заканчиваться.
В течение двух-трех недель начинайте занятия всегда с включения одного и того же музыкального отрывка. Это создает ощущение надежности, устойчивости и привычности происходящего. Затем музыку можно поменять.

ДА!

Этой процедурой хорошо заканчивать занятия. Она выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения учебного процесса, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии новые знания со старыми, уже имеющимися. Правила этой процедуры таковы.
Все члены группы становятся по двое друг напротив друга. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Затем вы говорите примерно следующее: «Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового — в правую. И когда я скажу: «Готово, давай!», ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!» Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности. Наступившая после громкого хлопка тишина очень заметна. Заполните ее, сыграв подходящую к ситуации оживленную музыку.
Можно слегка изменить инструкцию, превратив эту процедуру в «ритуал для окончания дня». В этом случае ваши слова должны быть примерно следующими: «Возьми свою левую руку и мысленно положи на нее свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Потом возьми свою правую руку и положи в нее все то, что ты сегодня получил от нашего занятия. И когда я скажу: «Готово, давай!», ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Спасибо!»

МАССАЖ В КРУГУ

Во время этого упражнения вся группа садится в круг — в затылок друг другу. Если у вас мало места, можно поделить группу на несколько подгрупп. Каждый кладет ладони на плечи впереди сидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи.
Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.
Это упражнение может нести гораздо более глубокий смысл, чем просто расслабление. Это выражение здоровых отношений и эмоциональной близости — и то, и другое является непременным условием успешного обучения. Большинство людей не в состоянии хорошо учиться, если они чувствуют себя одинокими или если они постоянно конкурируют с остальными.
Для того чтобы этот ритуал действительно выполнил свою функцию, необходимо формулировать инструкцию таким образом, чтобы он был понят абсолютно правильно.
Для того чтобы избежать эффекта «инфляции», имеет смысл повторять эту процедуру достаточно редко. Ее можно рассматривать и как поощрение группе.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

В середину круга ставится стул. Члены группы по очереди садятся на него. В игру надо играть в быстром темпе. Это способствует спонтанности высказываний участников. Три человека подходят один за другим к «волшебному стулу» и дают сидящему на нем человеку положительную обратную связь. Они начинают ее ритуальными словами: «Я люблю в тебе...» Можно называть все что угодно: положительные черты характера, добрые дела, успехи, хорошее поведение в группе, влияние на других, спортивность — что угодно. Каждый раз, когда человек, сидящий на стуле, слышит что-то позитивное, он благодарит ритуальными словами: «Я благодарю тебя».
Этот ритуал можно повторять время от времени, от раза к разу изменяя его. Так, например, трое говорящих могут одновременно подходить к стулу и становиться перед ним полукругом, чтобы потом один за другим высказать свое признание.
Или же обратная связь может поступать только от двух участников. Оба становятся перед «волшебным стулом», и один начинает с ритуальных слов. Правилом в данном случае является то, что каждый может сказать один раз только одно слово:

Первый: Я...
Второй: люблю...
Первый: в...
Второй: тебе...
Первый: твое...
Второй: дружелюбие.

Комментарии для ведущего. Это интересный вариант «горячего стула», при котором могут проявляться ошеломляющие вещи. Особая структура игры придает обратной связи дополнительную ценность. Конечно, вторая версия упражнения требует несколько большего времени.
Вот еще один вариант для продвинутых групп: человек на «волшебном стуле» сам выбирает двух участников, которые должны дать ему обратную связь.
Важно, чтобы при повторении этой процедуры она постоянно немного изменялась. Чем чаще участники дают обратную связь, тем большую компетентность в этом они проявляют и упоминают вещи, которые не столь очевидны, но содержат важную информацию для «получателя».

КРИТИКА

Сядьте все вместе в круг. Я хотел бы пригласить вас сыграть в игру, в которой вы сможете сообщить друг другу, что вам не нравится в поведении других членов группы. Возможно, есть вещи, которые вам мешают: например, у вас возникло впечатление, что вас кто-то часто перебивает или вам мешает, что кто-то часто над вами подшучивает (над вашей семьей, религиозными взглядами, над вашим происхождением, этнической принадлежностью). А иногда нам чего-то недостает, и это тоже может быть неприятно.
Возможно, ты сожалеешь, что кто-то редко предлагает тебе работать с ним в одной команде; или тебе не хватает, чтобы кто-то из группы обратился к тебе и спросил о твоем мнении; или тебе просто надо, чтобы кто-то иногда делал тебе дружеское замечание. Всегда есть вещи, которые нам мешают или которых нам не хватает, поэтому сейчас мне хотелось бы попробовать сыграть с вами в одну игру.
Встаньте все вместе в круг. Сейчас я брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, у кого в руках мяч, может критиковать. Каждый должен начинать критику одним и тем же определенным образом; это звучит так: «(Дима), я желаю тебе прекрасной долгой жизни, но мне неприятно, что ты небрежно обращаешься с моими книгами...» В то время как участник с мячом говорит эти слова, он смотрит в глаза тому, к кому обращается, и, в конце концов, кидает ему мяч. Теперь мяч у Димы, и он может говорить. Он тоже должен ответить четко определенным образом: «Я благодарю тебя за то, что ты мне это сказал. Я подумаю над этим. Я не хочу оскорблять твои чувства».
(Дальше есть две возможности: если в группе есть тот, кого Дима сам хочет покритиковать, то он может сейчас это сделать, используя слова, описанные выше. Если Дима не желает в данный момент высказывать критическое замечание, то он бросает мяч тому, кто, по его мнению, хочет высказаться... И так до тех пор, пока каждый не получит возможность высказаться.)

Комментарии для ведущего. Этот ритуал особой важности, который должен проводиться постоянно, пока участники не будут в состоянии излагать свою критику спонтанно, но дисциплинированно. Критическая обратная связь важна для того, чтобы установить групповые нормы, гарантирующие цивилизованное общение друг с другом.

Предлагаемые упражнения взяты из книги Клауса Фопеля «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие» (перевод с немецкого), вышедшей в издательстве «Генезис» (Москва) в 2001 г. Это издательство осуществляет почтовую пересылку литературы.

Телефоны для справок:
(095) 203-04-07, 203-03-67