ТОЧКА ЗРЕНИЯ
НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ
Свершилось!!! Свершилось то, чего мы,
оренбургские психологи, ждали с нетерпением. 6–7
апреля 2001 года в городе Орске Оренбургской
области состоялась Всероссийская
научно-практическая конференция на тему
«Развитие и саморазвитие ученика и учителя».
В работе конференции наряду с практическими
педагогами и психологами приняли участие
академические ученые: доктор психологических
наук, профессор А.И. Савенков, доктор
педагогических наук Н.С. Пряжников, кандидаты
психологических наук М.Р. Битянова и И.В. Вачков и
другие. Участие в конференции руководителя
аппарата комитета Государственной Думы по делам
содружества независимых государств и связям с
соотечественниками, доктора философских и
исторических наук М.Н. Лазутовой подтвердило
высокий уровень и значимость данного события.
СЧАСТЬЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Конечно же, учитель в современном
образовательном процессе должен быть личностью,
и ученик учителем должен восприниматься как
личность.
Постоянный эпиграф газеты «Первое сентября»
завершается словами: «...У вас прекрасные
ученики». Профессия учителя дарует человеку, ее
избравшему, великое счастье общения с детьми.
Безгранична и степень ответственности, которая
лежит на педагоге. В.А.Сухомлинский писал:
«Процесс воспитания выражается в единстве
духовной жизни воспитателя и его воспитанника».
И если учитель в своем творческом поиске
поднимается на новую ступень, это, конечно же, не
может не сказаться на его учениках.
В настоящее время одной из приоритетных задач
образования является совершенствование
учебного процесса в целях формирования
саморазвивающейся личности, которая способна
организовывать, планировать свою деятельность в
изменяющихся условиях. На конференции
прозвучала важная мысль о том, что только
превращение ученика из объекта педагогических
воздействий в субъекта образования,
заинтересованного в самоизменении и
саморазвитии, обусловливает его становление как
личности.
НУЖНА КОМАНДА!
Как же в современный образовательный
процесс вписывается психологическая служба?
Прошли те времена, когда ее важность и
необходимость надо было доказывать. М.Р. Битянова
рассматривает деятельность школьного психолога
как важную составную часть единой
образовательной среды школы.
Но как создать это естественное объединение,
взаимодействие всех субъектов образовательного
процесса, чтобы оно было не формальным, а
результативным и профессиональным?
Рассмотрим, например, планирование деятельности
школы на учебный год. В некоторых школах
существует такая система: руководители
методических объединений пишут свои планы;
социальный педагог и психолог — свои; завуч,
директор — свои. Ни о каком взаимодействии всех
субъектов образовательного процесса речи не
идет. В такой школе нет команды, деятельность
которой была бы подчинена общей цели. Я думаю, что
создать такую команду по силам только
творческому педагогическому коллективу,
состоящему из профессионалов, влюбленных в свою
работу.
ИНОЕ РАЗВИТИЕ
Дети с ограниченными возможностями
имеют такое же право на образование, как и их
«обычные» сверстники. Я работаю
педагогом-психологом в специальной
(коррекционной) школе-интернате VIII вида. Основной
контингент составляют учащиеся с легкой
умственной отсталостью, имеющие, как правило,
различные осложнения: расстройство
эмоционально-волевой сферы, общее недоразвитие
речи, неврозоподобные синдромы, двигательную
расторможенность и др.
Наши воспитанники — это дети из неблагополучных
семей. Жестокое или безразличное отношение к ним
со стороны окружающих, семейный алкоголизм,
наследственная олигофрения, низкий социальный
статус семей, сиротство при живых родителях —
вот далеко не полный перечень тех факторов,
которые приходится учитывать в работе с нашими
учениками.
После моего выступления на одной из секций
конференции мне было задано немало вопросов.
Более всего коллег интересовало, как же нужно
работать с неблагополучными родителями (ведь они
— тоже субъекты образовательного процесса); как
обучать детей с ограниченными умственными
возможностями в обычной массовой школе,
существуют ли такие программы; где лучше и
комфортнее обучаться умственно отсталому
ребенку — в массовой школе или в специальной
(коррекционной)? На все эти вопросы нет и не может
быть однозначного ответа, но, возможно, есть
смысл поговорить об этом на страницах нашей
газеты?
В основу нашей работы положен тезис Л.С.
Выготского о том, что дефективным ребенка делает
не его дефект, а отношение к нему общества и его
(ребенка) собственное отношение к самому себе.
Важно, чтобы педагоги понимали: ребенок с
дефектом не менее развит, чем его «нормальные»
сверстники, а развит иначе.
СДЕЛАЙ САМ
Серьезная многолетняя
коррекционно-развивающая работа дает свои плоды.
При творческой организации
учебно-воспитательного и
коррекционно-развивающего процесса педагог
«раскручивает» механизм компенсации,
«вытягивает» из ребенка имеющиеся сохранные
возможности, при помощи которых он компенсирует
слабоумие. В нашей школе педагоги стараются
строить весь учебно-воспитательный процесс так,
чтобы он был ориентирован не на дефект, а на
потенциальные возможности наших учеников.
Каковы же реальные возможности саморазвития у
умственно отсталых детей? В свое время М.
Монтессори произвела педагогическую сенсацию:
умственно отсталые дети, обучающиеся по ее
системе, на олимпиаде по письму, счету, чтению
превзошли детей из обычных школ.
Вот уже два года как в учебный план нашей школы
введен новый курс коррекционно-развивающих
занятий с учащимися начальных классов «Развитие
психомоторных и сенсорных процессов». Основной
идеей этого курса является технология
саморазвития Марии Монтессори.
Занятия разрабатывают и ведут Г.Ю. Васильева и
М.Н. Ершова. Мы не относимся к ребенку как к
«нормальному» или «ненормальному», «больному»
или «здоровому». Он обязательно чем-то особенный,
не похожий на других. Силы развития,
компенсаторный механизм заложены в ребенке, но
они могут не реализоваться, если не будет создана
соответствующая педагогическая среда.
Не случайно девизом школы Монтессори являются
слова: «Помоги мне сделать это самому». На
занятиях мы не ставим ребенку отметку, но его
деятельность мы обязательно оцениваем,
сравнивая его только с ним самим. И каждый
воспитанник знает, что работает не ради отметки,
не для учителя, а для своего саморазвития.
Наша задача — помочь ребенку реализовать свой
потенциал. А учителя, присутствующие на занятиях
в мастерской, имеют возможность взглянуть на
своих учеников по-другому, увидеть в детях те
способности, которые раньше не проявлялись.
ПРИЯТНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Бесспорно, в образовании сейчас нужны
профессионалы. Н.С. Пряжников на конференции
условно разделил психологов на профессионалов и
любителей. Вероятно, настоящего профессионала в
любом виде деятельности отличает постоянный
поиск путей для саморазвития.
Огромное впечатление произвело на нас,
психологов, общение с московскими гостями в
тесном кругу. Мы имели возможность обсудить
важные проблемы.
Помимо радости от общения с интересными, умными
людьми и возможности наладить непосредственные
контакты с создателями новых технологий, я
получила мощный стимул для дальнейшей работы,
пищу для новых идей. Возникло желание их
реализовать, появились планы на будущее.
Конечно же, для такой серьезной работы двух дней
маловато, хотелось бы поучаствовать в нескольких
секциях, мастер-классах.
Конференция показала возможные пути развития
образования на примере сотрудничества
государственных и негосударственных
образовательных учреждений Оренбургской
области. В новом учебном году разговор на тему
«Развитие и саморазвитие ученика и учителя»
получит продолжение.
Галина ВАСИЛЬЕВА,
педагог-психолог
специальной (коррекционной)
школы-интерната № 33,
г. Орск, Оренбургская область
Тел.: (35372) 6-28-33