Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКА ГРУППОВОГО ТРЕНИНГАПРАКТИКА ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

 

 

Дэвид Ли
СПб.: Питер, 2001

 

Новый печатный продукт уважаемого издательства «Питер», порадовавшего нас уже не одной ценной книгой, оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, все говорит за то, что перед нами очередное чрезвычайно ценное для практика издание. Серия, в которой оно вышло, называется «Эффективный тренинг». В предисловии и редактор серии, и автор уверенно и спокойно заявляют: «Эта книга будет вам полезна...» А уж содержание! Чудо какое содержание: «Введение в процесс тренинга», «Разработка плана занятий», «Формулирование задач», «Взаимодействие с проблемными людьми», «Налаживание раппорта», «Оценка результатов тренинга» и многое другое.
В общем, если с этой стороны посмотреть, очень нужная и своевременная книга. А если почитать? И вот здесь начинается все то, что с другой стороны.
Книга посвящена той разновидности тренинга, которая в нашей стране только начинает развиваться и почти не касается школьного психолога: обучению персонала различных организаций. Причем обучению специальным навыкам и умениям, касающимся собственно рода деятельности этого персонала, а не психологическим, как мы привыкли считать.
Тренинг в данной книге — это психологическое средство решения непсихологических проблем машинисток, менеджеров, продавцов и т.д. И вот эта разновидность тренинга в книге рассмотрена очень подробно, в привычной американской манере: по пунктам, с советами, схемами и резюме.
Тренинг, как он описан в книге Дэвида Ли, представляет собой чисто рациональную технологию обучения взрослых людей, предполагающую их собственную активность в получении знаний. И в этом смысле она содержит очень полезные сведения. Например, несомненный интерес представляет глава «Методы тренинга», в которой коротко, но емко описаны основные процедуры активного обучения, предложены ситуации их использования. Причем некоторые из этих методов действительно мало известны русской аудитории. Пожалуй, это самая информативная глава.
Интерес для совсем юных инструкторов могут представлять главы «Вопросы и ответы», «Взаимодействие с проблемными людьми». Но не ждите откровений. Вероятнее всего, вас не будет оставлять ощущение, что все это вы уже где-то читали.
Последние несколько глав практического пособия — чистая экзотика для отечественного специалиста в области психологических тренингов. Одна посвящена средствам аудиовизуальной поддержки тренинга. В ней убедительно доказывается, как важно иметь на тренинге видеокамеру и видеомагнитофон, проектор, белую доску со специальными фломастерами и «стирательными» губками и прочее. Преобладающей части моих коллег придется поверить автору книги на слово.
Невероятно занимательна глава «Среда тренинга», которая среди прочего содержит такие подрубрики, как «Бар», «Парковка», «Противопожарная сигнализация», «Потолки», «Температура воздуха»... Нет сомнений, все эти сведения очень полезны... в другой жизни.
Да, книга оставляет двойственное впечатление. Остановитесь около нее в книжном магазине: полистайте, почитайте. Какое-то из двух противоположных впечатлений победит и поможет вам сделать выбор.

Марина БИТЯНОВА