КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ И
НЕДИРЕКТИВНЫЙ ПОДХОДЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Е.В. Сидоренко
СПб.: Речь, 2001
Любой молодой преподаватель,
работающий со студентами психологических вузов,
сталкивается с проблемой дополнительной
литературы по читаемому им курсу, особенно если
ему не удалось пока написать собственную
монографию. В последнее время литературы по
психологии издается немало, поэтому студенту
крайне трудно сориентироваться в ней. Тем более
что многие авторы не заботятся о доступности и
простоте изложения, да и качество переводов
иностранных книг порой оставляет желать лучшего.
Для студента же нет ничего полезнее краткого
изложения основных положений той или иной
концепции, сделанного опытным психологом.
Знакомство с личностным переложением теорий
имеет огромную обучающую ценность, ибо помогает
студенту освоить способы анализа литературы и
перебрасывает мостки к практической реализации
авторских идей. Кроме того, талантливо
изложенный материал неизбежно пробуждает
интерес к первоисточнику.
Именно такими качествами обладает
представляемая книга.
Небольшая по объему, она тем не менее охватывает
наиболее существенные подходы к групповой
работе с людьми, отражая общие закономерности
развития малых групп.
Выбор содержания для книги, безусловно, удачен.
Первая тема посвящена описанию
психодраматического подхода Дж.Л. Морено —
пионера групповой терапевтической работы. Автор
приводит интереснейшие биографические данные об
этом таинственном исследователе, а также
рассказывает о его методе, включая психодраму,
социодраму и социометрию.
Очень полезным для практикующего специалиста
является разбор ряда психодраматических техник,
снабженный примерами из личного опыта автора.
Вторая тема книги — недирективная психотерапия
К. Роджерса. Подробно рассматриваются тенденции
и фазы развития групп, разработанные в рамках
Энкаунтер-движения. Огромный интерес как для
начинающих, так и для зрелых
специалистов-психологов представляют описанные
в рамках данной темы «антитерапевтические»
способы поведения и личностные особенности
ведущих тренинговых групп.
Третья тема посвящена основе основ групповой
работы — групповой динамике. На мой взгляд, это
лучшее на русском языке изложение этой темы.
Автор простым и понятным языком раскрывает все
составляющие динамики группы: цели, нормы,
структуру, лидерство, сплоченность и фазы
развития группы.
Несомненную ценность для практиков представляют
предлагаемые в заключение специальные
психотехнические упражнения для оценки
групповой сплоченности. Остается только
сожалеть о том, что эти замечательные «описания и
методические рекомендации» стали доступны
широким студенческим массам лишь спустя девять
лет после их написания.
Александр ШАДУРА
|