КНИЖНЫЙ ШКАФ
У КОЛЫБЕЛИ ГЕНИЯ
А.И. Савенков
М.: Педагогическое общество России, 2000
Среди большого числа публикаций по
вопросам одаренности данное издание занимает
особое место, так как предназначено не для узкого
круга специалистов, а прежде всего для родителей
и воспитателей.
В книге рассматриваются вопросы выявления и
развития детской одаренности в условиях
домашнего обучения. Возрастной диапазон: от
старшего дошкольного до младшего школьного
возраста. По наблюдениям автора, именно этот
возрастной период является наиболее
привлекательным для родителей с точки зрения
формирования у ребенка интеллектуальных
способностей. При этом автор настойчиво проводит
отнюдь не бесспорную мысль, что родитель —
лучший педагог для ребенка.
В книге выделено несколько категорий детей,
которые могут быть названы одаренными. Среди них
— дети с высокими показателями по специальным
тестам интеллекта (интеллектуальная
одаренность), с высоким уровнем творческих
способностей (творческая одаренность), достигшие
успехов в каких-либо областях деятельности
(талантливые), хорошо обучающиеся в школе
(академическая одаренность).
Условно книга может быть разделена на две части:
теоретическую и практическую.
В теоретической части дается анализ современных
представлений одаренности, в частности
рассматривается модель Дж. Рензулли. А.И.
Савенков отмечает, что большинство методов
психогенетики позволяют говорить не о
наследуемости той или иной характеристики, а о
роли наследственности в формировании
индивидуальных различий.
В книге приводятся как научные, так и
околонаучные факты (например, среди людей,
родившихся зимой, процент одаренных больше, чем
среди тех, кто родился летом).
Один из важных вопросов, получивших освещение в
книге, — это обнаружение детской одаренности.
Одаренные дети, как правило, любознательны,
сверхчувствительны к проблемам, склонны к
решению творческих задач, обладают гибкостью и
оригинальностью мышления, легко генерируют идеи,
способны к прогнозированию. Личностное же
своеобразие этих детей проявляется в их
социальной автономности, эгоцентризме,
склонности к соревновательности, повышенной
уязвимости.
Практический интерес представляет модель
диагностического обследования одаренных детей.
Автор также рассматривает пути развития
одаренности в условиях школьного обучения и
специально организованного домашнего
преподавания. В качестве необходимого
компонента домашней образовательной программы
выделяются занятия по развитию мышления.
Трудно дать однозначную оценку этой книге.
Читатель, желающий почерпнуть из нее какую-либо
научную информацию, будет разочарован, так как
автор либо излагает достаточно известные факты,
либо отступает от принципа научности. Например,
большие возражения вызывает диагностика
одаренности с помощью опросника. В то же время
обучение детей по домашней образовательной
программе будет способствовать расширению их
кругозора, формированию приемов логического
мышления.
Марина СТЕПАНОВА
|