ЩЁЛК-КУЛЬТУРА
Вы
заметили, что культура приходит в упадок? Да? И вы
тоже? А вы нет? Странно... Это кажется вполне
очевидным и совершенно повсеместным.
Возьмем, к примеру, книги. Раньше их издавали
добротно, в твердых, чуть ли не кожаных
переплетах, на отличной бумаге, с
добросовестными иллюстрациями, а каждую вкладку
заботливо отделяли полупрозрачным пергаментом.
Что теперь? Одноразовые рассыпающиеся томики,
груда опечаток, иллюстрации, больше похожие на
детские почеркушки.
А эстетическая среда? На смену выверенным
пропорциям, тщательности отделки, гармонии
цветов, соразмерности объемов и масс пришли
агрессивные стекло и бетон, кричащие анилиновые
краски, пугающе однообразные жилые кварталы да
асфальтовые пустыни, сумбурно украшенные
аляповатой рекламой.
Я уж не говорю про родную речь. Где дикторы с
поставленным голосом, не позволявшие себе даже
запинки, не то что ошибки? Где очерки и фельетоны,
написанные образным литературным языком?
Растворились в море косноязычия, неграмотности и
канцелярита.
Факты неоспоримы, но все-таки как-то не
укладываются в голове. Против них возражают
оптимизм и вера в человечество. Они
сопротивляются и не дают признать, что общий
культурный уровень падает. Приходится искать
другие объяснения.
Предлагаю рабочую гипотезу. Нельзя сказать, что
культуры стало меньше. Даже бескультурья не
стало больше. Просто технический прогресс
обеспечил его инструментом и оборудованием,
поэтому оно расплодилось и вылезло на первый
план.
Помните, как Остап с Ипполит Матвеичем
транспарантик рисовали? Даже буквы не с первого
раза получились, а картинка так и вовсе не вышла.
За что самозванцы и были изгнаны с позором.
Сегодня такое маловероятно. Шрифты есть в любом
компьютере, диски с картинками продаются чуть ли
не на вес, лепи одно с другим — и ты художник. Вон
вся Москва подобными творениями завешана.
И так везде. Книгу выпустить? Нет проблем. Новую
радиостанцию открыть? Пожалуйста. Журнал
издавать? Только купи лицензию. И многочисленные
Остапы становятся перед микрофонами,
заглядывают в видоискатели видеокамер и
фотоаппаратов, садятся перед мониторами и берут
в руки мышь.
Дальше — всего лишь кнопку нажать. Щёлк! И умная
автоматика берет все на себя. А мы пожинаем плоды
массового овладения инструментами, доступными
ранее только для профессионалов.
Сами профессионалы либо брезгливо морщатся, либо
бьют тревогу. Но армия чайников продолжает
плодить безграмотные перлы. Щёлк! В эфир полетел
ворох музыкального мусора. Щёлк! В центре Москвы
воздвиглась очередная гора зеркальных стекол с
натужной башенкой. Щёлк! Из-под барабана офсетной
машины выползла километровая лента словесной
жвачки. Щёлк! Принтер выдал автоматическое
заключение по результатам компьютерной
психодиагностики.
Да-да, последнее из той же оперы — об издержках
доступности инструментария. И когда специалисты,
считающие себя экспертами, сетуют на падение
культуры психологического исследования и на
низкую грамотность педагогов-психологов, то
просто отмахнуться от них рука не поднимается.
Грешны и мы.
Выводы, кстати, вполне тривиальны. Не полагаться
в своей работе на чужие решения и не
ограничиваться нажатием на кнопку. У мэтров и
грандов надо учиться не только владеть
инструментом, но и ставить задачи и оценивать
уровень их выполнения. И тогда массовость
профессии обернется массовым профессионализмом.
Марк САРТАН
В оформлении использована картина
американского художника Энди Уорхола «Суповое
платье», 1960 г.