Что
могут люди без верности? Что удается без
верности? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет
знать об этом. Он славит корыстный произвол; он
ослабляет все связи; он жаждет освобожденного
человека. Он лишен верности и не замечает ее
отсутствия. Всеобщее освобождение от оков,
всеобщее взаимное предательство ведут
человечество к гибели.
Все великое заложено глубоко; оно зреет медленно;
требует людей с глубокими чувствами и твердой
волей — людей, имеющих потребность в
окончательной крепости своих убеждений и
чувствующих себя только тогда хорошо, когда
знают, что их поддерживает верность. Скоро
возникает лишь неполноценное; зато оно и живет
недолго, как бабочка-однодневка, и оно
незначительно, как сметенная пыль. Великая идея
— глубокие раздумья — долгие усилия — истинная
верность: это единая цепь предпосылок, на которых
зиждется все творчески-великое как в жизни
народа, так и в духе отдельного человека.
Как просто и точно звучат вот эти слова: «Я
остаюсь тем, кто я есть; я буду любить то, что
привязало мое сердце; и я буду действовать так,
пока моя грудь будет подниматься от дыхания
жизни». Кажется, как просто ведет себя верность!
Однако она — редкий гость на земле. Почему?
Потому что верность идет изнутри и предполагает
цельность души; но современный человек склонен к
распылению, рефлексии, резонерству, ко
всеотрицающему критиканству. Если человек целен,
он обладает одним-единственным духовным центром,
который и определяет его жизнь; тогда он склонен
к верности. Если же он распылен, в нем
наличествуют несколько состязающихся друг с
другом и потому бессильных «центров», между
которыми он колеблется и которые постоянно
обессиливают и предают друг друга. Но верность —
это то душевное единство, та духовная
«тотальность», из которой рождается внутренняя
уверенность верного.
Чтобы быть верным, надо что-то любить; то есть
надо вообще уметь любить, а именно безраздельной
полной любовью. Эта любовь и определяет человека.
Она привязывает его к любимой ценности, и
верность таким образом есть приверженность
ценности. Кто ничего не любит, тот, неприкаянный,
порхает, ничему не верный, все предающий. Кто
действительно любит, тот «не может иначе»: в нем
властвует внутренний закон, святая
необходимость. Не то чтобы эта необходимость
была ему в тягость или закабаляла его: нет, но он и
не хочет иначе, он ничего другого и не желал бы и
не мог. Эту необходимость он воспринимает как
нечто избранное им и желанное: как
самоопределение, как истинную свободу. Она для
него легка и «естественна»; и он несет и свою
верность, как единственную и естественную
возможность своей жизни...
Верный человек обладает глубиной характера.
Тому, кто неглубок и пуст, верность «не удается».
У верного человека ясное, честное сердце. Тот, кто
живет с сумбурным, мрачным сердцем, однажды
теряет свою верность в этом мрачном хаосе. Верный
человек обладает сильной, твердой волей. Как
может соблюсти верность слабовольный человек?
Верный человек есть та духовная сила Бытия, та
непроизнесенная присяга и клятва, та точка опоры,
которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир.
Возникая из внутренней силы, верность сама
является источником силы. Она подкрепляется
характером, достоинством и честью. Она — искра
Божия, благословение Божие, она — истинное
укрепление в Господе...
Все, что сделалось в человеческой истории
по-настоящему истинным и «реальным»; что сумело
победить все сомнения, страхи и опасности; что
черпало из глубины и страждало по-рыцарски —
жило в верности. Верность для нас, таким образом,
как зов наших предков и — обет нашим внукам; а для
нас это слово звучит как глубокое убеждение,
утешение и успокоение. А кто действительно
ведает верность, тот сумеет поведать кое-что о
блаженстве и высшем счастье ее.
Иван ИЛЬИН
1938 г.
Перевод с немецкого О.В. КОЛТЫПИНОЙ
В оформлении использована работа американского
скульптора Франклина Симмонса «Пенелопа», 1896 г.