Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

НОРМА И АНОМАЛИЯ

Аномалия — это, прежде всего, то, что выходит за пределы нашего понимания, требует изменения привычных реакций, выработки нового ответа. Важно отметить, что это понятие формируется «наблюдателями», выносящими суждение по поводу наблюдаемого ими процесса.
«Все люди смертны, я — человек, следовательно, я умру» — это умозаключение в первом приближении кажется важным для знания жизни. Однако религиозный человек вряд ли сочтет это умозаключение истинным, так как с религиозной точки зрения подлинная жизнь начинается лишь после смерти. С научной точки зрения, очень высока вероятность того, что это суждение истинно.
Утверждение о том, что чье-то поведение является аномальным, или девиантным, означает следующее.
Во-первых, есть наблюдатель — субъект, высказывающий это суждение (который, как правило, считает себя нормальным и правомочным высказывать подобные суждения).
Во-вторых, есть объект, к которому относится высказывание
(в данном случае этим объектом является некто другой — иной субъект).
В-третьих, есть признак, по которому, с точки зрения высказывающегося, наблюдается отклонение от нормы.
В-четвертых, в случае исследования поведения и наблюдатель и наблюдаемый — это люди, воспитанные в некой культурной среде, являющиеся носителями тех или иных установок и обладающие определенным мировоззрением.
Следовательно, любое подобное суждение является субъективным, оценочным. Заметим также, что не так уж редко встречаются случаи, когда вор кричит: «Держи вора!», то есть отклонение по какому-либо признаку декларируется, но в действительности не наблюдается.
Вышеприведенные рассуждения показывают, что во избежание произвола необходимы специальные процедуры общественного контроля над процессом установления истинности подобных суждений. Такие процедуры существуют на уровне обычаев, норм права, медицинской этики и деонтологии.

НЕИЗБЕЖНЫЕ УСЛОВНОСТИ

Объектом психологического наблюдения является не какой-либо орган или ткань, а психическое в его проявлении, носителем которого является субъект. Как известно, основными свойствами субъекта являются спонтанность, изменчивость, произвольность. В психиатрии некоторые формы устойчивости, «постоянства» в поведении субъекта называются симптомами, а наличие на протяжении определенного времени нескольких симптомов квалифицируется как синдром.
На основании выявления симптомов и синдромов врач, обладающий квалификацией и допуском (то есть официально уполномоченный обществом выносить подобные суждения), может вынести заключение о наличии болезни или отклонения в развитии.
Первое замечание касается характеристики «наблюдателя». Он может занимать по отношению к объекту наблюдения равное, подчиненное или доминирующее положение.
Например, на приеме у психолога мама высказывает предположение, что поведение ее сына ненормально. Это звучит так: «Он совсем отбился от рук, совсем меня не слушается». Если сыну еще нет 14 лет и на приеме он, в свою очередь, выскажет предположение о том, что что-то «не так» в поведении его мамы, то первое из высказываний будет рассматриваться как более весомое, а высказывание сына будет подтверждать мамину гипотезу.
Первый вывод заключается в том, что у каждого высказывания есть свой «вес», связанный со статусом высказывающегося.
Второе замечание связано с признаками, по которым производится оценка поведения. Высказывающийся наблюдатель оперирует теми или иными нормами, например, прокурор или адвокат — нормами права, закрепленными в законах. В этом случае решение об истинности их суждений принимается в ходе судебной процедуры, носящей соревновательный характер.
Психиатр или психотерапевт оперируют нормами, закрепленными в Международной классификации болезней (МКБ-10), и в случае сомнений в истинности своих гипотез (которые формально являются высказываниями) должны выносить их на рассмотрение экспертных комиссий, которые уполномочены (в рамках определенных процедур) проверять правильность применения действующих норм.
В отличие от правовой процедуры, где обвиняемый формально имеет равные права с обвинителем, в медицинской процедуре это не всегда так. Эксперты оперируют формальными данными исследований, историей болезни и правовыми актами. Пациент же рассматривается обычно лишь как свидетель собственной судьбы.
В приведенном выше случае с мамой на приеме у психолога ее суждение основывается на неформализованных нормах, существующих в рамках именно этой конкретной семьи и психологу не известных. В подобных случаях нельзя исключать и того, что в данной семье могут нарушаться законодательно закрепленные права ребенка, и эти нарушения могут считаться внутри семьи «естественными».
Третье замечание касается ситуации, в которой совершается действие и осуществляется высказывание. Одно и то же действие может рассматриваться как нормальное или аномальное в зависимости от того, в какой ситуации оно осуществляется. Так, розыгрыши, веселые истории и анекдоты приветствуются на дружеской вечеринке, но вряд ли будут уместными во время траурного мероприятия или на производственном совещании. Высказывание об отклонении от нормы в поведении, сделанное в кругу семьи, по своим последствиям отличается от того же заявления, сделанного на приеме у психиатра или в суде.
Четвертое замечание относится к тому, что то или иное общество предъявляет разным людям разные требования. То, что считается приемлемым для младенца или ребенка, не будет приемлемым для юноши или взрослого человека, но может вновь стать приемлемым для глубокого старца. В мусульманской стране нежелательно появляться на публике с обнаженным торсом; появление же не полностью раздетым в среде нудистов будет ими воспринято как отклонение от нормы.

ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ НОРМЫ

Важное значение при оценке соответствия поведения норме имеет фактор осознанности. Поступок, совершенный под воздействием аффекта или в болезненном состоянии, как правило, оценивается иначе, чем продуманное и осознанное действие. На бытовом уровне нередко поступок, совершенный в состоянии алкогольного опьянения, рассматривается как заслуживающий снисхождения, в то же самое время в юридической практике этот фактор может привести к утяжелению наказания.
Система норм имеет тенденцию к усложнению. Общегосударственные законы регулярно пересматриваются и уточняются, над ними надстраивается система межгосударственных норм и стандартов, в каждом отдельном регионе развивается специфическая «местная» система норм в виде региональных законодательных актов... Действительность описывается все более «подробно», но претензии на абсолютную полноту описания и нормирование всех ее форм наталкиваются на ограничители в культуре, языке, формальных процедурах принятия и «осуществления» норм.
Говоря о системе норм, следует иметь в виду, что она не только ограничивает или карает нарушителей, но и защищает отдельных людей, не укладывающихся в нормативы по тем или иным причинам.
Например, если бегство ребенка из дома связано с внутрисемейным насилием, его госпитализация не только может способствовать снятию стресса у всех участников кризисной ситуации, но и помогает поставить всю ситуацию под контроль общества и закона.
В некоторых случаях, когда аномалия в поведении попадает под действие норм уголовного права, судебно-медицинская экспертиза может признать поступок результатом болезни, которая требует лечения, а не наказания; или результатом аффекта, что смягчает тяжесть наказания во многих случаях.
Необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях отклоняющееся поведение является единственно возможным для данного субъекта решением совокупности проблем. Это особенно касается тех семей, где «семейные сценарии» закрепляют укоренившиеся садомазохистские тенденции и способствуют их «трансляции» следующему поколению семьи.
В наше время каждый человек, и прежде всего ребенок, становится все более зависимым от социальных институтов и их конкретных представителей, определяющих «индикаторы развития», соответствие или несоответствие человека тем или иным нормам и тем самым — судьбу человека. Это требует не только гарантий правовой защиты детства, но и высокой нравственно-этической позиции каждого человека и тем более специалиста, причастного к процессу воспитания.

НОРМОПАТИЯ

Формальное применение нормативных документов психиатрии и психотерапии позволяет признать больным и влюбленного подростка, и ищущего спасения души монаха, и сосредоточенного на решении проблемы ученого, особенно если это по тем или иным причинам «устраивает» их ближайших родственников.
Опыт работы автора в практической психологии показывает, что все большее число родителей, чьи дети демонстрируют непривычные для старшего поколения образцы поведения, обращаются к психологам и психиатрам с целью удовлетворительным образом концептуализировать свою тревогу за будущее своих детей.
Часто бывает так, что преходящее отклонение в поведении ребенка в сочетании с высокой тревожностью и мнительностью родителей направляет мысли и действия психолога в ложном направлении. Иногда родителям просто «требуется» диагноз для самоуспокоения, так как даже «дурная» определенность воспринимается ими легче, чем неизвестность и неопределенность.
Если в подобных случаях психолог желает показать свою компетентность, демонстрируя широту познаний в области МКБ-10, то это может привести к формированию у ребенка образа болезни, а затем, иногда, и самой болезни.
Чрезмерное внимание некоторых родителей к нормам, желание следовать предписанным образцам иногда приводит этих людей к специфическому расстройству психики — нормопатии. Фактически эти люди могут считаться больными, однако обществу эта группа населения «выгодна», поэтому такая форма поведения одобряется и поддерживается.
М.М. Решетников рассматривает нормопатию как одну из форм нарциссизма у тех, кто пытается всегда и во всем демонстрировать «абсолютную» нормальность, которая в этом случае есть проявление защитных механизмов личности. Нормопаты навязчиво требуют, чтобы и другие соблюдали все нормы. При этом нормопат перестает быть одиноким в своей ситуации, получает удовлетворение от «общественного признания» своей трагедии, представляемой как подвиг, и заставляет своих родственников и коллег испытывать чувство вины.

Евгений ВАХРОМОВ,
Московский педагогический университет


ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. М.: Academia, 2000.
Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека. М.: МПА, 2001.
Вахромов Е.Е. Психологическая коррекция аномального поведения. Прикладная психология и психоанализ, №№ 3, 4, 2000.
Вахромов Е.Е. Экзистенциальные мотивы аномального поведения. Прикладная психология и психоанализ, №№ 1, 2, 2001.
Психотерапия: Новая наука о человеке. /Ред.-сост. А. Притц. М.: Академический проект, 1999.