НЕКРУГЛАЯ ДАТА
НА МОТИВАЦИЮ
Еще в первой половине ХХ века
сложились два основных подхода в трактовке
побудительных мотивов человеческого поведения.
Представители глубинной психологии, прежде
всего фрейдистской ориентации, во главу угла
ставили безотчетные побуждения инстинктивной
природы, постоянно конфликтующие с жесткими
социальными нормами. Их оппоненты —
бихевиористы — настаивали на том, что
побудителем любого акта является внешний стимул,
с необходимостью требующий адекватной реакции.
Ожесточенный спор двух ведущих сил мировой
психологии, сохраняя непримиримость их позиций,
к середине века постепенно перешел в вялотекущую
форму, позволяя неофитам солидаризироваться
либо с одной крайностью, либо с другой.
Слабые попытки гештальтистов, прежде всего К.
Левина, ввести в обсуждение этой проблемы
принцип равновесия, широкого резонанса не имели.
Непосредственно мотивацией гештальт-психологи
практически не занимались, отдавая предпочтение
изучению познавательных процессов, а концепция
Левина, весьма автономная, окончательно
оформилась лишь в послевоенный, американский
период его научного творчества.
К началу пятидесятых казалось, что проблему
мотивации можно считать если не окончательно
решенной, то по крайней мере достаточно
разносторонне разработанной. Оставалось только
ждать, на каких позициях придут к консенсусу
антагонисты из разных школ. Однако в середине
пятидесятых этот застой был буквально взорван
последовательной публикацией двух ярких работ,
открывших новую эпоху в исследованиях мотивации.
Их авторы, казалось, принадлежали к разным
лагерям и говорили о разных вещах. Однако в
историческом ракурсе становится очевидно, что их
изыскания произросли из родственных корней и
если не переплетаются, то в известном смысле
перекликаются. Обе эпохальные публикации
появились жарким летом, правда — с трехлетним
интервалом.
ПОДХОД МАСЛОУ
25 августа 1954 года увидела свет первая
крупная работа Абрахама Маслоу «Мотивация и
личность», принесшая ему впоследствии мировую
известность. В ней автор с достаточным почтением
отзывался о взглядах представителей двух
ведущих сил мировой психологии, однако
недвусмысленно от них дистанцировался и
предлагал собственный подход, заставивший
научную общественность заговорить о пробуждении
«третьей силы». Именно так чуть позже не без
гордости определят себя представители
гуманистической психологии, одним из лидеров
которой по праву считается Маслоу.
В этой книге автор представил иерархическую
модель человеческих побуждений, без описания
которой не обходится сегодня ни один учебник по
психологии личности. Именно по учебникам она и
известна большинству отечественных психологов,
хотя совсем недавно, с почти полувековым
опозданием, увидел свет и русский перевод
знаменитой книги Маслоу.
Так или иначе, сегодня в очередной раз
пересказывать «Мотивацию и личность» на
газетной полосе уже излишне, достаточно отослать
читателя к оригиналу (точнее — к переводу).
Хотелось бы только обратить внимание на то, как в
концепции Маслоу получают свое творческое
развитие взгляды немецкого физиолога К.
Гольдштейна, который, будь он психологом,
наверняка принадлежал бы к стану гештальтистов.
Идея организмической целостности,
непротиворечивости, равновесия, перед которой
психологи разных школ спесиво захлопывали двери,
настойчиво просачивалась в психологическую
науку сквозь щели в рубленых частоколах
классических теорий.
ДИССОНАНС И КОНСОНАНС
Три года спустя, 27 августа 1957 года
вышла из печати книга другого американского
автора, Леона Фестингера, называвшаяся «Теория
когнитивного диссонанса». Интересно, что в
России книги Маслоу и Фестингера опубликованы
почти с таким же интервалом. Оба издания были в
свое время отрецензированы «Школьным
психологом». Но на этом аналогии кончаются.
Прежде всего потому, что книги очень разные и по
стилю, и по содержанию.
Достаточно сказать, что концепция лидера
гуманистов — сугубо умозрительная, а теория
когнитивного диссонанса построена на
экспериментальных данных и многократно ими
подтверждена. Тут, правда, возникает одно
подозрение: похоже, отечественный читатель
больше любит рассуждения, чем эксперименты. По
крайней мере, блиц-опрос нескольких десятков
молодых коллег показал: с концепцией Маслоу хотя
бы в реферативном ее изложении знакомы почти все,
тогда как Фестингера мало кто читал, а многие по
сей день о нем даже не слышали. Перелистывая на
исходе лета страницы историко-психологического
календаря, попробуем восполнить этот пробел хотя
бы отчасти.
Ученик Левина, Фестингер в своих изысканиях
опирался на принцип равновесия, используя его и
при анализе мироощущения человека. Сам он
начинает изложение своей теории с такого
рассуждения: замечено, что люди стремятся к
некоторой согласованности как желаемому
внутреннему состоянию. Если возникает
противоречие между тем, что человек знает, и тем,
что он делает, то это противоречие он стремится
как-то объяснить и, скорее всего, представить его
как непротиворечие ради того, чтобы вновь
достичь состояния внутренней когнитивной
согласованности.
Далее Фестингер предлагает заменить термин
«противоречие» на «диссонанс», а
«согласованность» на «консонанс», поскольку эта
пара терминов кажется ему более нейтральной, и
теперь сформулировать основные положения
теории. Она может быть изложена в трех основных
пунктах: а) между когнитивными элементами может
возникнуть диссонанс; б) существование
диссонанса вызывает стремление уменьшить его
или воспрепятствовать его росту; в) проявление
этого стремления включает: или изменение
поведения, или изменение знаний, или осторожное,
избирательное отношение к новой информации.
В качестве иллюстрации приводится ставший уже
нарицательным пример с курильщиком: человек
курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у
него возникает диссонанс, выйти из которого
можно тремя путями: а) изменить поведение, то есть
бросить курить; б) изменить знание, в данном
случае — убедить себя, что все рассуждения о
вреде курения как минимум преувеличивают
опасность, а то и вовсе недостоверны; в) осторожно
воспринимать новую информацию о вреде курения,
то есть попросту игнорировать ее.
ПОЛЕЗНОЕ САМОУСПОКОЕНИЕ
Главный практический вывод,
вытекающий из теории Фестингера, состоит в том,
что любой психологический элемент субъекта
может быть изменен: подвергая сомнению то, что
человек думает о самом себе, можно вызвать
изменения в его поведении, а меняя поведение,
человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя
самоконтролю и самоанализу, работая над
самооценкой, человек развивается, растет
личностно. В противном случае он отдает свою
душевную работу другим, становясь жертвой (или
орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят
результаты великолепно выстроенных
экспериментов и его коллег.
Один из первых экспериментов по проверке теории
когнитивного диссонанса был проведен Дж. Бремом.
Он предлагал испытуемым сначала оценить
несколько бытовых электроприборов — тостер, фен
и т.п. Затем Брем показывал испытуемым два
предмета из тех, что они внимательно осмотрели, и
говорил, что им разрешается взять любой из них на
выбор.
Позднее, когда от испытуемых требовалось дать
повторную оценку тем же предметам, они с большей
похвалой отзывались о выбранном ими изделии и с
меньшей — об отклоненном.
В свете теории Фестингера причина подобного
поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди
испытывают диссонанс: знание негативных
характеристик выбранного предмета диссонирует с
фактом его выбора; знание позитивных
характеристик отвергнутого предмета
диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для
уменьшения диссонанса люди подчеркивают
позитивные аспекты и преуменьшают значение
негативных аспектов выбранных предметов и
напротив — подчеркивают негативные стороны и
преуменьшают значение позитивных сторон
невыбранного предмета.
УСИЛИЯ НЕ ПРОПАЛИ ДАРОМ
Э. Аронсон и Дж. Миллс предположили, что
если люди затратят много усилий, а тем более
пойдут на какие-то жертвы, для того чтобы
получить доступ в группу, которая окажется потом
скучной и неинтересной, то они будут испытывать
диссонанс. Знание о том, что им пришлось
выдержать, будет диссонировать со знанием о
негативных сторонах группы. Людям неприятно
затрачивать усилия попусту и идти на
неокупающиеся жертвы. Для снятия диссонанса они
пытаются изменить восприятие группы в
положительную сторону.
В эксперименте Аронсона и Миллса студентки
колледжа должны были пройти вступительное
испытание, для того чтобы стать членами
дискуссионного клуба по обсуждению психологии
секса.
Для части девушек эти испытания были очень
неприятны — от них требовалось откровенно
продемонстрировать свою сексуальную
раскрепощенность в присутствии
экспериментатора-мужчины. Даже те, кто на это
согласился (а согласились не все), испытывали
смущение и стыд, то есть вынуждены были себя
пересиливать.
Для других же это испытание было легче — им
разрешалось по своему усмотрению выполнить
процедуру не полностью и остаться в рамках
традиционных приличий.
Третьи и вовсе были избавлены от вступительного
испытания.
Затем все испытуемые прослушали магнитофонную
запись одной из дискуссий, проведенных в клубе, в
который они оказались приняты. Как и
предполагалось, девушки, прошедшие через самое
трудное и унизительное испытание, оценили
прослушанный материал как очень интересный и
содержательный, причем эта оценка была намного
выше той, что дали две другие группы испытуемых.
ОПРАВДАНННАЯ ГИБКОСТЬ
Еще один эксперимент, который был
проведен Аронсоном с сотрудниками несколько лет
спустя, основывался на предположении: если
используется угроза, для того чтобы помешать
людям заниматься любимым делом, то чем меньше
угроза, тем больше у этих людей будет проявляться
тенденция умалять в своих глазах это дело. Если
человек воздерживается от любимого занятия, он
испытывает диссонанс. Знание о том, что он любит
это занятие, диссонирует со знанием, что он
принужден им не заниматься.
Один из способов уменьшить диссонанс
заключается в том, чтобы умалить в своих глазах
значение этого занятия.
Таким образом, появляется оправдание, почему
человек не занимается любимым делом. Причем
слабая угроза вызывает меньшее самооправдание.
Это приводит к необходимости добавлять свои
собственные доводы для самоубеждения в том, что
человеку вовсе не нравится заниматься любимым
делом.
В эксперименте Аронсона было обнаружено, что
дети, которых подвергали символическому
наказанию за пользование любимой игрушкой,
уменьшили свою любовь к этой игрушке в гораздо
большей степени, чем те, кто подвергался
нешуточному наказанию.
Сегодня, в эпоху торжества (хотя бы
декларативного) гуманизма, политкорректности и
т.п., за проведение подобных экспериментов можно
поплатиться карьерой. Полвека назад на них,
наоборот, делали карьеру. Может, это и было время
подлинной терпимости? Так или иначе, оно оставило
нам много полезных уроков.
Сергей СТЕПАНОВ
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
(ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ)
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная кума Лиса залезла в
сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
И.А. Крылов |