Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2001

ИГРОТЕКА

ДА НУ ТЕБЯ В БОЛОТО!

Перед вами, уважаемые читатели, два упражнения, которые объединены общим сюжетом и направлены на сплочение группы, нахождение эффективных способов коммуникации, выработку умения подчинять свои действия единой групповой задаче и активизацию лидерства.
Конечно, это не значит, что все эти процессы и умения обязательно запустятся или сформируются благодаря небольшому упражнению. Предлагаемые игровые приемы стимулируют, подталкивают группу к развитию, а ее отдельных участников — к совершенствованию своего группового поведения.
Многое зависит от того, как поведет себя ведущий, сколько самостоятельности он предоставит группе.
Еще больше зависит от самой группы, от того, какие актуальные проблемы сейчас перед ней стоят. Если члены группы испытывают трудности коммуникации — значит, упражнение будет по большей части направлено на разрешение этой проблемы, а все остальные его возможности отступят на второй план.
Очень важно, как пройдет обсуждение упражнения. Именно на этом этапе появляется возможность передать всей группе те уникальные открытия, которые сделали в процессе работы отдельные ее участники.
Как мы уже говорили, у этих упражнений не только общие задачи, но и схожие сюжетные линии. Оба они представляют собой различные варианты перехода группы через... болото.

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ

Собственно, болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов — по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу. Если такой возможности — чертить мелом — нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги (кстати, мы в своей службе именно так и поступили).
Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть вот так (см. схему)

Инструкция

Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, — это кочка, ведущий промолчит. Если — трясина, ведущий скажет: «Буль!» — участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они — «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные — либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото.
Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег.

Группа молча выстраивается на «берегу», и один из участников приступает к поиску первой «кочки».
Внешне все поведение ведущего должно быть сосредоточено на отслеживании правил: молчит ли группа, в правильном ли порядке очередной участник наступает на уже найденные «кочки», не попал ли он в «болото» в поисках новой. Никаких подсказок группе давать не надо. А желание такое будет обязательно! Вы увидите, что первое время часть ребят вообще не наблюдает за тем, как шагают по полю их товарищи, а занимается своими делами. Захочется вам подсказать им простой путь помощи друг другу (говорить нельзя, но ведь показывать-то, «угукать» и мычать можно!).
Вас может расстроить то, что участники, счастливо добравшиеся до другого берега, выключаются из игры, вместо того чтобы помогать остальным.
Воздержитесь от комментариев, потому что все происходящее есть отражение состояния группы, есть тот уровень отношений, к которому данный класс сегодня готов. Хочется вам этот уровень изменить?
В рамках данного упражнения лучше всего сделать следующее: найти повод и вернуть всю группу к исходному моменту. Схему перехода через болото менять не надо. Вы увидите, как изменится поведение участников, насколько более ответственными и включенными они станут. Иногда полезно вернуть и два раза... Но это нужно смотреть по ситуации.
Внимательно наблюдайте за взаимоотношениями ребят во время упражнения. Ваши наблюдения — важный материал для обсуждения в общем кругу.
В некоторых группах «Болото» проходит почти незаметно, как чисто разминочный вариант, а для некоторых классов разворачивается как настоящая драма, кульминация всего занятия. Так, мы однажды использовали это упражнение в качестве этапа подготовки учеников девятого класса к игре «Спасатели». В результате же получилось так, что сильнее всего их затронуло именно «Болото».

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3—5-х КЛАССОВ

Ребята становятся у кромки большого ковра или у нарисованной на полу линии. Возможны и другие способы обозначения начала и конца маршрута. Конец «болота» должен быть отнесен в пространстве достаточно далеко — метров на 7–8 и даже больше, если позволяет площадь помещения.

Инструкция

Перед вами раскинулось обширное болото. Глубокое, топкое, но с кочками. Всей группе предстоит перебраться на ту сторону. На болоте может находиться только один участник. Все остальные стоят у линии (кромки ковра) и внимательно наблюдают за игрой.
Перешедшие через болото, будьте осторожны! Если кто-то из вас окажется хоть одной ногой в болоте в то время, когда его будет переходить другой участник, вся группа начнет переход сначала.
Теперь о том, как вы будете перебираться. Нужно двигаться как бы с кочки на кочку (эти кочки каждый из вас представит себе сам), но способ, которым вы будете перемещаться, должен быть у каждого свой. Он не должен повторяться! Если окажется, что кто-то из участников повторил уже использованный прием передвижения, вся группа вернется к началу пути. Сейчас у вас есть пять минут на то, чтобы придумать возможные способы и договориться друг с другом.

В процесс обсуждения ведущий не вмешивается. Как правило, первый раз он протекает неорганизованно и неэффективно. Это нормально.
Практически всегда группа предоставляет ведущему возможность «наказать» себя возвращением в начало пути. Обязательно этим воспользуйтесь. Если поводом послужило повторение способа перемещения, предложите группе еще раз обсудить все возможные способы и распределить их между собой.
Если группа вернулась из-за нарушения «правила черты», предложите ребятам обсудить те меры, которые помогут им предотвратить подобную ситуацию в дальнейшем.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук