Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯМЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

 

И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко
СПб.: «Речь», 2001

 

Наконец-то наши издательства обратили внимание на почти исчезнувший из обихода жанр методических пособий и рекомендаций, так необходимых студентам и начинающим специалистам. По моему мнению, тоненькие методички обречены на успех. Во-первых, в силу своей высокой функциональности — можно открывать и сразу работать, а во-вторых, из-за невысокой, хотелось бы надеяться, продажной цены. И я полагаю, что первый, в три тысячи экземпляров, тираж рецензируемых 40 страниц этой полезной книжки разойдется столь быстро, что возникнет потребность его повторить.
Предлагаемая вашему вниманию брошюра (из очень неплохой серии «Психологический тренинг», выпускаемой издательством «Речь») содержит описание короткого тренинга коммуникативных навыков, рассчитанного на три занятия. Предполагается, что участники освоят следующие темы: профессиональные навыки слушания и понимания партнера, профессиональные навыки поведения в эмоционально-напряженных ситуациях, профессиональные навыки убеждающего воздействия на партнера.
Эти тренинги разрабатывались для обучения студентов психологических специальностей, что легко понять из текстов, предваряющих каждое занятие. Описание каждого занятия включает в себя: формулировку целей занятия; вводные слова ведущего (хотя они и не выделены прямой речью); ряд упражнений, выстроенных в соответствии с логикой занятия, с вариантами для самостоятельной дополнительной отработки навыков; «домашнюю» лабораторную работу по итогам занятия, которая выполняется каждым участником самостоятельно в промежутке между занятиями.
В описании каждого упражнения, к сожалению, отсутствуют четкие инструкции, но зато авторы предлагают варианты обсуждения в группе итогов каждого упражнения.
В приложении содержатся контрольные вопросы к практическим занятиям и техники ведения беседы, способствующие и не способствующие пониманию партнера по общению.
Достоинством книжки является простота для понимания и удобство в использовании.
К недостаткам же следует отнести отсутствие более глубоких методических комментариев, уместных в таком пособии. Иначе получается нечто среднее между учебной программой и полноценными методическими рекомендациями. Впрочем, каждый автор вправе сам выбирать форму и содержание своих творений. Но бывает обидно, когда видишь нераскрытый потенциал, который несомненно есть у издания.
Хочется пожелать издательству «Речь» продолжать выпускать серию «тонких» методических пособий и рекомендаций, посвященных самым разным направлениям профессиональной психологической деятельности. Впрочем, для успеха нужно, чтобы их покупали. И это обязательно будет происходить при хорошем сочетании цены и качества. Начало, безусловно, удалось. Будем следить за продолжением.

Александр ШАДУРА