Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

Л.В. Куликов
СПб.: Речь, 2001

 

Скажите, вам приходилось во время обучения в вузе писать курсовые и дипломные работы? Риторический вопрос. Практически любой психолог, будучи студентом, ломал голову над тем, как составить план исследования, какие методики подобрать, где найти нужный материал и как обработать полученные данные. Однако наивное заблуждение, что практическому психологу в образовании подобными вопросами заниматься не придется, развеивается, «как сон, как утренний туман».
И по распоряжению администрации, и по просьбе психологов из методических кабинетов, и по заказу специалистов из ППМС-центров, да и по собственной инициативе школьный психолог обследует детей в разных классных параллелях, изучает причины конфликтных отношений, разбирается во взаимосвязях между успеваемостью и психологическими особенностями учащихся. Да мало ли еще в каких случаях школьный психолог испытывает нужду в четких и ясных рекомендациях о том, как провести психологическое исследование!
Теперь он эти рекомендации получил. В книге Л.В. Куликова есть ответы на наиболее типичные вопросы, возникающие у специалиста, поставившего перед собой ту или иную исследовательскую задачу. Можно возразить, что сейчас полным-полно учебников и практикумов по психодиагностике и экспериментальной психологии. Разумеется. Но преимущество этой небольшой по объему книги в том, что она, во-первых, написана для начинающих, а потому материал в ней изложен кратко, просто и конструктивно, во-вторых, в ней предлагаются не многословные и сложные теоретические изыски, а основы конкретной технологии исследования, и в-третьих, она ориентирована как раз на практические нужды психологов.
В книге рассматриваются общая схема, планирование и этапы исследования, особенности сбора эмпирических данных и их обработки, описание и представление результатов исследования. Особое внимание уделено наиболее уязвимому месту почти всякого начинающего исследователя — использованию математической статистики и компьютерной обработке данных. Наконец-то психолог, пугающийся математики, сможет узнать о важнейших статистических характеристиках из текста, написанного просто и доступно.
Особое достоинство книги (и это оценит любой практический психолог) — это наличие аннотированного указателя литературы по методам и методикам исследования. При этом соответствующая литература указана для каждой группы методов: надо вам найти методики для диагностики, скажем, семейных отношений — пожалуйста, — список книг, где есть необходимые методики. То есть это издание может служить и неплохим справочником по психодиагностике.
В качестве замечания стоит сказать о том, что автор не удержался от соблазна рассказать о разрабатываемой им методике «Доминирующее состояние», уделив несколько страниц полученным им данным по привлекательности образа себя у разных категорий испытуемых. Дело не в том, что методика плоха, — наверное, она замечательна. Просто мне кажется, что этот материал не очень гармонирует с остальным текстом, поскольку не согласуется с жанром книги.

Игорь ВАЧКОВ