КНИЖНЫЙ ШКАФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Л.В. Куликов
СПб.: Речь, 2001
Скажите, вам приходилось во время
обучения в вузе писать курсовые и дипломные
работы? Риторический вопрос. Практически любой
психолог, будучи студентом, ломал голову над тем,
как составить план исследования, какие методики
подобрать, где найти нужный материал и как
обработать полученные данные. Однако наивное
заблуждение, что практическому психологу в
образовании подобными вопросами заниматься не
придется, развеивается, «как сон, как утренний
туман».
И по распоряжению администрации, и по просьбе
психологов из методических кабинетов, и по
заказу специалистов из ППМС-центров, да и по
собственной инициативе школьный психолог
обследует детей в разных классных параллелях,
изучает причины конфликтных отношений,
разбирается во взаимосвязях между успеваемостью
и психологическими особенностями учащихся. Да
мало ли еще в каких случаях школьный психолог
испытывает нужду в четких и ясных рекомендациях
о том, как провести психологическое
исследование!
Теперь он эти рекомендации получил. В книге Л.В.
Куликова есть ответы на наиболее типичные
вопросы, возникающие у специалиста, поставившего
перед собой ту или иную исследовательскую
задачу. Можно возразить, что сейчас полным-полно
учебников и практикумов по психодиагностике и
экспериментальной психологии. Разумеется. Но
преимущество этой небольшой по объему книги в
том, что она, во-первых, написана для начинающих, а
потому материал в ней изложен кратко, просто и
конструктивно, во-вторых, в ней предлагаются не
многословные и сложные теоретические изыски, а
основы конкретной технологии исследования, и
в-третьих, она ориентирована как раз на
практические нужды психологов.
В книге рассматриваются общая схема,
планирование и этапы исследования, особенности
сбора эмпирических данных и их обработки,
описание и представление результатов
исследования. Особое внимание уделено наиболее
уязвимому месту почти всякого начинающего
исследователя — использованию математической
статистики и компьютерной обработке данных.
Наконец-то психолог, пугающийся математики,
сможет узнать о важнейших статистических
характеристиках из текста, написанного просто и
доступно.
Особое достоинство книги (и это оценит любой
практический психолог) — это наличие
аннотированного указателя литературы по методам
и методикам исследования. При этом
соответствующая литература указана для каждой
группы методов: надо вам найти методики для
диагностики, скажем, семейных отношений —
пожалуйста, — список книг, где есть необходимые
методики. То есть это издание может служить и
неплохим справочником по психодиагностике.
В качестве замечания стоит сказать о том, что
автор не удержался от соблазна рассказать о
разрабатываемой им методике «Доминирующее
состояние», уделив несколько страниц полученным
им данным по привлекательности образа себя у
разных категорий испытуемых. Дело не в том, что
методика плоха, — наверное, она замечательна.
Просто мне кажется, что этот материал не очень
гармонирует с остальным текстом, поскольку не
согласуется с жанром книги.
Игорь ВАЧКОВ
|