Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

 

 

Под ред. Е.Г. Трошихиной
СПб.: Речь, 2001

 

Начну с резюме: я очень рекомендую читателям найти возможность познакомиться с этой книгой. Она может стать серьезным методическим подспорьем в построении обучающих тренинговых занятий с подростками.
Книга устроена просто и логично. После небольшого теоретического введения (о нем, правда, мы еще поговорим) идут тематические разделы, содержащие упражнения. Называются эти разделы как-то не очень понятно: «Личностный блок», «Эмоциональный блок», «Интеграционный блок», «Семейный блок» и т.д. Но при непосредственном знакомстве с содержанием каждого из этих блоков все встает на свои места: интересная подборка упражнений, осмысленный подход к тематике занятий, качественное описание каждого конкретного приема. Даже (что вообще огромная редкость сегодня!) даются некоторые комментарии по применению упражнений.
Особое достоинство сборника: он содержит достаточно много малоизвестных, новых упражнений и игр. Очень полезная информация для работы с учащимися средней и старшей школы.
Но... При всей своей несомненной полезности, издание вызывает множество вопросов.
Первый вопрос касается общего предназначения издания. Кому же оно адресовано? Пособие сделано по заказу конкретной организации для работы с подростками — сиротами, воспитанниками детских домов. Цель постулируется как психологическое содействие успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот. Об этом много и подробно говорится на первых и последних страницах книги, а вся методическая часть существует как бы сама по себе, поставленная цель здесь забывается.
Правда, перед некоторыми упражнениями авторы вспоминают, для кого они предназначены, но не предлагают никаких рекомендаций по использованию методического материала в столь специфической ситуации. А в некоторых случаях возникает ощущение, что про детей-сирот писали одни авторы, а конкретные упражнения описывали совсем другие.
Это в полной мере относится к разделу «Семейный блок». Да, первые строки содержат несколько слов о том, сколь болезненна тема семьи для воспитанников сиротских учреждений. А затем предлагаются такие упражнения, которые либо не должны проводиться с детьми-сиротами, либо для своего проведения требуют высочайшего профессионализма, а значит, должны быть снабжены многочисленными комментариями и рекомендациями таких профессионалов.
Второй вопрос касается сложности тех упражнений, которые предлагаются в книге. На мой взгляд, далеко не все они могут быть использованы в группе детей 12—13 лет (а именно эту возрастную группу имеют в виду авторы). Особенно если учитывать, какие это дети, в каких условиях они живут, каким социальным и личным опытом обладают.
И третий вопрос — о самом издании как материальном продукте. Да, мы все сейчас спешим. Это общая беда. Книга, над которой раньше ученые работали по нескольку лет и которую потом еще тщательно редактировали в издательстве, готовится сейчас наспех. Но давайте все же соблюдать определенные нормы! Список литературы вызвал чувство неловкости. Коллеги, у нас у всех, как минимум, высшее образование! Что значит: «Вачков И. Школьный психолог»?! Оставим без комментариев.
Что же касается резюме рецензии, то его см. выше.

Марина БИТЯНОВА