АРСЕНАЛ
И СНОВА ВОСКОБОВИЧ
«Школьный психолог» уже неоднократно
знакомил читателей с замечательными
развивающими игровыми комплексами и
интеллектуальными тренажерами В.В. Воскобовича
(см. «Школьный психолог», № 5—6, 1998 г., № 16, 1999 г., №
37, 2000 г.). Каждый раз эти публикации вызывали
большой интерес наших читателей. Недавно
Вячеслав Вадимович стал гостем нашей редакции.
Он, как добрый Дед Мороз, принес огромную сумку
своих игр. Там было и немало новых. Невозможно
удержаться, чтобы не рассказать о некоторых из
них.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр «Развивающие игры Воскобовича», г.
Санкт-Петербург
Тел.: (812) 348-53-15, e-mail: vosk@nev.spb.ru
ЕЛОЧКА
Для детей 1,5–3 лет
Эта, казалось бы, простая игра по
своему назначению многофункциональна (как,
впрочем, подавляющее большинство игр В.В.
Воскобовича). Она направлена на развитие мелкой
моторики рук, координации движений и сенсорных
способностей у самых маленьких детей. Занятия с
«Елочкой» помогают малышу в формировании таких
психических функций, как внимание, мышление и
память.
По своей сути «Елочка» — своеобразный
конструктор, сделанный из безопасных для малыша
материалов.
На плоскую деревянную пирамидку нанизаны
«веточки» из яркого синтетического материала.
Есть возможности для выбора: можно играть либо с
пятью, либо с семью веточками. Соединены они
между собой не только шнуровкой, но и яркими
разноцветными «игрушками», одна из поверхностей
которых является липучкой, плотно скрепляющей
веточки между собой. Поэтому все сооружение
можно легко демонтировать.
В «Елочке» прекрасно сочетаются популярная
сейчас шнуровка, традиционная пирамидка и
сенсорный тренажер.
Собрать и нарядить елочку — интересная задача
для неискушенного первооткрывателя. Для этого
малыш должен получить представление о том, как
устроена елочка, какая веточка больше, а какая
меньше и как их соединить между собой.
Часть игровых заданий представлена в инструкции
к игре, но этот забавный конструктор оставляет
простор для творчества не только детей, но и
взрослых.
КОПИЛКА БУКВ
Для детей 4—8 лет
«Копилка букв» относится к
развивающим играм с буквами и словами и входит в
комплект «Чтение, или Тысячеслов». В зависимости
от уровня подготовки ребенка можно выбрать для
него игру подходящей степени сложности.
В этой игре ребенок использует разнообразные
карточки, на которых расположены по три гласные
буквы. Каждая из них имеет свой размер, цвет,
начертание и местоположение. Существуют также
призовые (или кодовые) карточки. На одних
находятся гласные буквы с условным обозначением,
другие знакомят с предлогами.
Пользуясь этой оригинальной разработкой, малыши
могут легко и безболезненно освоить процесс
чтения. В.В. Воскобович смог превратить это
сложное и не всегда приятное для детей занятие в
развлечение для детей и взрослых. Ребенок легко
запоминает все гласные буквы и звуки.
«Копилка букв» учит малыша правильно
использовать предлоги, которые отражают
пространственное расположение предметов.
В процессе игры происходит развитие как общих
интеллектуальных способностей, так и отдельных
познавательных процессов. Ребенок учится
различать цвета, знакомится с принципом
кодирования информации.
Входящие в этот игровой комплекс игры являются
не только развивающими, но и просто интересными.
Часть из них представляет собой занимательное
лото, играть в которое могут сразу несколько
детей.
ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА «КОНСТРУКТОР БУКВ»
Для детей 4—7 лет
Этот игровой комплекс разработан для
детей, которые только начинают знакомство с
буквами. С его помощью малыши могут сами
конструировать буквы, открывая их для себя.
В основе игры лежит восприятие буквы как
сложного графического знака. Осваивая чтение,
дети учатся соотносить звук с определенным
графическим знаком (буквой).
Для лучшего запоминания букв ребенку
предлагается складывать их из различных
элементов: уголков, воротиков, стрелочек. Эти
детали дети кладут на игровое поле и закрепляют
на нем эластичной тесьмой или шнуром.
Складывание букв из различных элементов
конструктора, трансформация одной буквы в другую
помогают быстро и эффективно запоминать их
графические образы. Пользуясь конструктором,
ребенок не только воспринимает правильное
начертание букв, но и имеет возможность их
пощупать.
Игра имеет три варианта разной степени
сложности. Один из вариантов предполагает даже
складывание несложных слов.
Для того чтобы превратить знакомство с буквами в
увлекательный процесс, игровые задания
представлены в виде сказочной истории «Филькина
грамота, Или дрессированные палочки фокусника
Филимона Коттерфильда». В ней знаменитый
фокусник раскрывает детям свои секреты: как,
например, используя яркие блестящие элементы,
сложить любую букву, а потом одним движением руки
превратить ее в другую!
В начале занятий ребенок играет вместе со
взрослым, который читает текст заданий и при
необходимости помогает малышу справиться с ними.
Конструирование букв развивает психические
процессы: внимание, память, мышление, а также
помогает ребенку развить мелкую моторику и
координацию движений пальцев рук.
Игра может быть использована психологами и
логопедами для коррекционной и развивающей
работы.
ШНУР-ЗАТЕЙНИК
Для детей 5—7 лет
Эта игра — прекрасный пример того, как
можно творчески использовать шнуровку.
Казалось бы, задача может быть только одна:
научить ребенка ловко попадать кончиком шнурка в
дырочки. Но нет! В ходе игры «Шнур-затейник»
ребенок учится ориентироваться в пространстве,
развивает свою кистевую и пальцевую моторику.
С помощью «Шнура-затейника» традиционные
«графические диктанты» можно не чертить, а
выкладывать разноцветными шнурками на
специальном деревянном поле с отверстиями.
Можно готовить ребенка к обучению и письму,
«вышнуровывая» буквы и несложные слова.
Согласитесь, что это гораздо интереснее, чем
просто рисовать буквы на листе бумаги.
Подходит «Шнур-затейник» и для математики:
разноцветными шнурами можно «написать» цифру и
легко превратить ее в другую.
Чтобы игра была игрой, а не просто развивающим
занятием, к ней придумана сказочная история
«Филимон Коттерфильд, знаменитый факир». В
волшебных руках этого мага дикие разноцветные
змеи становятся ручными! А при определенном
старании, после овладения приемами работы со
шнурком, каждый малыш может превратиться в
бесстрашного укротителя.
К игре прилагается большое количество схем, на
которых представлены варианты дорожек, узоров и
других изображений.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «КОРАБЛИК
«ПЛЮХ-ПЛЮХ»
Для детей 2—4 лет
Игра представляет собой своеобразный
конструктор. У кораблика есть пять разных по
высоте мачт, на которые надеты разноцветные
флажки (от одного до пяти — в зависимости от
высоты мачты).
Кстати, кораблик сделан по всем правилам
судостроения — его можно самым натуральным
образом пустить в плавание по водам, и он не
перевернется.
Ребенку под руководством взрослого предлагается
совершить необычное путешествие на этом
кораблике. Заинтересовать ребенка помогают
персонажи игры: Гусь-капитан и Лягушки-матросы.
Матросы по команде капитана выполняют различные
задания: снимают и надевают флажки, сортируют их
по цветам и сравнивают по размеру, учатся
соотносить высоту мачты и количество флажков,
которые могут поместиться на ней, и многое
другое. Флажки можно не только надевать на мачту,
но и нанизывать на шнурок или составлять из них
на столе различные узоры.
У детей развиваются сенсорные способности,
внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика
рук.
В кораблик можно играть и детям постарше. Для них
разработаны задания, нацеленные на освоение
пространственных отношений, решение логических
задач, обучение счету.