Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2001

АРСЕНАЛ

И СНОВА ВОСКОБОВИЧ

«Школьный психолог» уже неоднократно знакомил читателей с замечательными развивающими игровыми комплексами и интеллектуальными тренажерами В.В. Воскобовича (см. «Школьный психолог», № 5—6, 1998 г., № 16, 1999 г., № 37, 2000 г.). Каждый раз эти публикации вызывали большой интерес наших читателей. Недавно Вячеслав Вадимович стал гостем нашей редакции. Он, как добрый Дед Мороз, принес огромную сумку своих игр. Там было и немало новых. Невозможно удержаться, чтобы не рассказать о некоторых из них.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр «Развивающие игры Воскобовича», г. Санкт-Петербург
Тел.: (812) 348-53-15, e-mail: vosk@nev.spb.ru

ЕЛОЧКА

Для детей 1,5–3 лет

Эта, казалось бы, простая игра по своему назначению многофункциональна (как, впрочем, подавляющее большинство игр В.В. Воскобовича). Она направлена на развитие мелкой моторики рук, координации движений и сенсорных способностей у самых маленьких детей. Занятия с «Елочкой» помогают малышу в формировании таких психических функций, как внимание, мышление и память.
По своей сути «Елочка» — своеобразный конструктор, сделанный из безопасных для малыша материалов.
На плоскую деревянную пирамидку нанизаны «веточки» из яркого синтетического материала. Есть возможности для выбора: можно играть либо с пятью, либо с семью веточками. Соединены они между собой не только шнуровкой, но и яркими разноцветными «игрушками», одна из поверхностей которых является липучкой, плотно скрепляющей веточки между собой. Поэтому все сооружение можно легко демонтировать.
В «Елочке» прекрасно сочетаются популярная сейчас шнуровка, традиционная пирамидка и сенсорный тренажер.
Собрать и нарядить елочку — интересная задача для неискушенного первооткрывателя. Для этого малыш должен получить представление о том, как устроена елочка, какая веточка больше, а какая меньше и как их соединить между собой.
Часть игровых заданий представлена в инструкции к игре, но этот забавный конструктор оставляет простор для творчества не только детей, но и взрослых.

КОПИЛКА БУКВ

Для детей 4—8 лет

«Копилка букв» относится к развивающим играм с буквами и словами и входит в комплект «Чтение, или Тысячеслов». В зависимости от уровня подготовки ребенка можно выбрать для него игру подходящей степени сложности.
В этой игре ребенок использует разнообразные карточки, на которых расположены по три гласные буквы. Каждая из них имеет свой размер, цвет, начертание и местоположение. Существуют также призовые (или кодовые) карточки. На одних находятся гласные буквы с условным обозначением, другие знакомят с предлогами.
Пользуясь этой оригинальной разработкой, малыши могут легко и безболезненно освоить процесс чтения. В.В. Воскобович смог превратить это сложное и не всегда приятное для детей занятие в развлечение для детей и взрослых. Ребенок легко запоминает все гласные буквы и звуки.
«Копилка букв» учит малыша правильно использовать предлоги, которые отражают пространственное расположение предметов.
В процессе игры происходит развитие как общих интеллектуальных способностей, так и отдельных познавательных процессов. Ребенок учится различать цвета, знакомится с принципом кодирования информации.
Входящие в этот игровой комплекс игры являются не только развивающими, но и просто интересными. Часть из них представляет собой занимательное лото, играть в которое могут сразу несколько детей.

ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА «КОНСТРУКТОР БУКВ»

Для детей 4—7 лет

Этот игровой комплекс разработан для детей, которые только начинают знакомство с буквами. С его помощью малыши могут сами конструировать буквы, открывая их для себя.
В основе игры лежит восприятие буквы как сложного графического знака. Осваивая чтение, дети учатся соотносить звук с определенным графическим знаком (буквой).
Для лучшего запоминания букв ребенку предлагается складывать их из различных элементов: уголков, воротиков, стрелочек. Эти детали дети кладут на игровое поле и закрепляют на нем эластичной тесьмой или шнуром. Складывание букв из различных элементов конструктора, трансформация одной буквы в другую помогают быстро и эффективно запоминать их графические образы. Пользуясь конструктором, ребенок не только воспринимает правильное начертание букв, но и имеет возможность их пощупать.
Игра имеет три варианта разной степени сложности. Один из вариантов предполагает даже складывание несложных слов.
Для того чтобы превратить знакомство с буквами в увлекательный процесс, игровые задания представлены в виде сказочной истории «Филькина грамота, Или дрессированные палочки фокусника Филимона Коттерфильда». В ней знаменитый фокусник раскрывает детям свои секреты: как, например, используя яркие блестящие элементы, сложить любую букву, а потом одним движением руки превратить ее в другую!
В начале занятий ребенок играет вместе со взрослым, который читает текст заданий и при необходимости помогает малышу справиться с ними.
Конструирование букв развивает психические процессы: внимание, память, мышление, а также помогает ребенку развить мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
Игра может быть использована психологами и логопедами для коррекционной и развивающей работы.

ШНУР-ЗАТЕЙНИК

Для детей 5—7 лет

Эта игра — прекрасный пример того, как можно творчески использовать шнуровку.
Казалось бы, задача может быть только одна: научить ребенка ловко попадать кончиком шнурка в дырочки. Но нет! В ходе игры «Шнур-затейник» ребенок учится ориентироваться в пространстве, развивает свою кистевую и пальцевую моторику.
С помощью «Шнура-затейника» традиционные «графические диктанты» можно не чертить, а выкладывать разноцветными шнурками на специальном деревянном поле с отверстиями.
Можно готовить ребенка к обучению и письму, «вышнуровывая» буквы и несложные слова. Согласитесь, что это гораздо интереснее, чем просто рисовать буквы на листе бумаги.
Подходит «Шнур-затейник» и для математики: разноцветными шнурами можно «написать» цифру и легко превратить ее в другую.
Чтобы игра была игрой, а не просто развивающим занятием, к ней придумана сказочная история «Филимон Коттерфильд, знаменитый факир». В волшебных руках этого мага дикие разноцветные змеи становятся ручными! А при определенном старании, после овладения приемами работы со шнурком, каждый малыш может превратиться в бесстрашного укротителя.
К игре прилагается большое количество схем, на которых представлены варианты дорожек, узоров и других изображений.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «КОРАБЛИК «ПЛЮХ-ПЛЮХ»

Для детей 2—4 лет

Игра представляет собой своеобразный конструктор. У кораблика есть пять разных по высоте мачт, на которые надеты разноцветные флажки (от одного до пяти — в зависимости от высоты мачты).
Кстати, кораблик сделан по всем правилам судостроения — его можно самым натуральным образом пустить в плавание по водам, и он не перевернется.
Ребенку под руководством взрослого предлагается совершить необычное путешествие на этом кораблике. Заинтересовать ребенка помогают персонажи игры: Гусь-капитан и Лягушки-матросы.
Матросы по команде капитана выполняют различные задания: снимают и надевают флажки, сортируют их по цветам и сравнивают по размеру, учатся соотносить высоту мачты и количество флажков, которые могут поместиться на ней, и многое другое. Флажки можно не только надевать на мачту, но и нанизывать на шнурок или составлять из них на столе различные узоры.
У детей развиваются сенсорные способности, внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика рук.
В кораблик можно играть и детям постарше. Для них разработаны задания, нацеленные на освоение пространственных отношений, решение логических задач, обучение счету.