МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ПРОЩАТЬ - ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ...
В начале этого года в Астрахани
проходил конкурс профессионального мастерства
психологов. В нем приняли участие как школьные
психологи, так и психологи детских дошкольных
учреждений. Участники защищали свою концепцию,
показывали свое профессиональное мастерство на
открытых занятиях. Финалисты проводили
занятия-импровизации по предложенной им
накануне теме.
Я, как школьный психолог и участница конкурса,
хочу поделиться с коллегами разработкой занятия
на тему «Трудный путь прощения». Это занятие я
проводила с учащимися 11-го класса.
Предложенная тема требует осторожного
«внедрения» в наши школы элементов духовного
воспитания, забытых традиций народной культуры.
Считаю, что беседы и дискуссии по данной теме
будут способствовать нравственному
совершенствованию учащихся, воспитанию у них
толерантности, сдерживающей проявления
нетерпимости и агрессивности.
Быть толерантным — значит уважать других, быть
внимательным к другому, не замыкаться на
установившихся стереотипах, обращать внимание
на то, что нас сближает, а не на то, что нас
разделяет. Проявлять толерантность — значит
противодействовать мирными средствами угрозе
насилия, бережно относиться ко всему живому на
нашей планете, заботясь о будущих поколениях.
Занятию на тему «Трудный путь прощения» могут
предшествовать тренинги по эффективному
общению, разрешению и упреждению конфликтных
ситуаций, тренинги коммуникативной
компетентности и личностного роста. Цель такой
глобальной работы школьного психолога — помочь
подростку и старшекласснику повысить
самооценку, полюбить себя, другого и мир вокруг.
Любить — это значит прощать,
прощать — это понять,
понять — это значит знать,
знать — это приблизиться к порогу
мудрости.
(Н.К. Рерих)
Надежда МАЙСАК,
психолог-методист
Ленинского территориального
отдела образования,
психолог гимназии № 3,
г. Астрахань
Цель
Подготовить старшеклассников к
ситуациям, когда нужно простить человека,
проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв
значимого другого.
Задачи
Развивать умение осмысленно
воспринимать информацию.
Развивать рефлексию и эмпатию.
Способствовать формированию установки на
конструктивное поведение в общении с
окружающими и разрешение жизненных проблем
через принятие себя и другого.
Воспитывать фрустрационную толерантность, то
есть выдержку, терпимость в ситуациях
межличностных конфликтов.
Помогать учащимся осознать необходимость
прощения, почувствовать радость прощения.
Методы
«Разогрев» участников, направленная
беседа, групповая дискуссия, ролевая игра,
терапевтическая метафора, элементы арт-терапии
(сказкотерапия, музыкотерапия), «заякоренный
знак».
Оборудование
Стихотворение Э. Асадова «Трусиха»,
репродукция картины Рембрандта «Возвращение
блудного сына», Библия, магнитофон, аудиозапись
«Лунной сонаты» Бетховена и музыкальной
композиции «Yesterday» ансамбля Beatles,
игрушки-сюрпризы «Ангелы» (см. иллюстрацию),
листы с написанными на них фазами прощения (см. в
описании занятия).
Занятие ведет психолог, помогает ему
соведущий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство
Упражнение направлено на
возникновение чувства доверия. Участники стоят в
кругу. Необходимо представиться, выразительно
произнеся свое имя, подчеркнув особенность своей
личности жестом, позой, мимикой. После каждого
представления все стараются точно воспроизвести
увиденное, чтобы почувствовать и передать
состояние каждого из присутствующих.
Вступительное слово психолога
Участники садятся в круг, берутся за
руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра,
единения.
Психолог. Ребята, сегодня у нас
очень важная тема занятия, интересная и
актуальная для каждого из нас.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда
Асадова, которое мы — я и ваши родители — читали
и даже учили наизусть, когда были в вашем
возрасте.
Зачитывается стихотворение «Трусиха»
Эдуард АСАДОВ
ТРУСИХА
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: — Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул: — Стоп,
цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть, — на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: — Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: — Мразь! Фашист проклятый! —
Как огнем детину обожгла.
— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! —
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: — Ладно... тише, гром... —
А второй промямлил: — Ну их к черту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Психолог. Ребята, как вы думаете,
встретятся ли вновь парень с девушкой или нет?
Почему?
Ответы участников:
— Парень струсил. Скорее всего,
девушка не захочет с ним встречаться, так как ей
стыдно за него.
— Парню стыдно за свое поведение, и они могут
встретиться, но через некоторое время.
— Они могут продолжать встречаться, но отношения
будут уже не те.
Психолог. Что же чувствует
девушка после произошедшего инцидента?
Участники. Обиду, разочарование,
пренебрежение, жалость к парню...
Психолог. А что чувствует юноша?
Участники. Вину, стыд за себя, гордость за
девушку...
Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не
струсил, а побеспокоился о собственной
безопасности и безопасности девушки. Его можно
назвать даже «защитником» девушки.
Ответы участников:
— Она — девушка с обостренным чувством
справедливости, «защитница» всех и вся... Он же
реально оценил силу противника и принял,
возможно, самое верное решение.
Соведущий дискуссии. Я считаю, что
девушка — «бесшабашная натура», которая
подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она
своими фразами провоцирует по отношению к себе и
молодому человеку агрессивные и, вполне
возможно, преступные действия. Вдруг это
показное проявление превосходства? И все-таки
как же, по вашему мнению, будут развиваться
отношения между юношей и девушкой?
Во время дискуссии нужно подвести
старшеклассников к мысли о том, что следует
учиться вставать на точку зрения другого
человека, принимать его аргументы, даже если они
не всегда совпадают с собственными убеждениями.
Желательно разыграть встречу девушки и молодого
человека.
Беседа по теме занятия
Психолог. Есть ли среди нас тот,
кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите
руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.)
Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем
чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по
очереди в кругу):
— Гнев, раздражение, обида, боль,
ярость, желание мстить.
— Человек борется с обидчиком даже в мыслях,
тратя на это физическую и интеллектуальную
энергию.
— Возникают сомнения в существовании
справедливости.
— Жизнь меняется в отрицательную сторону...
Психолог. А есть ли среди нас тот,
кто сам никогда никого не обижал?
...Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть
обиженным кем-то. А какие чувства испытывает
человек, обидевший другого, — обидчик?
Ответы участников (все отвечают по
очереди в кругу):
— Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
— Жажду примирения.
— Он переоценивает существующую справедливость
или себя самого.
Психолог. А как же быть в тех
случаях, когда после конфликта,
сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием
отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком,
учиться с ним в одном классе? А если тебе этот
человек — брат или сестра, отец или мама?
Ответы участников:
— Предстоит налаживать отношения.
Психолог. Знаете ли вы, что в
книгу рекордов Гиннесса занесли одно
удивительное слово из языка американских
индейцев — «мамихпапинатапа». Удостоилось оно
такой чести за то, что выражает суть такого
понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что
каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не
делают этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из
собственной жизни и ответьте: «Чего же хотят
оба?»
Ответы участников:
— Примирения.
— Извиниться за вольно или невольно нанесенные
обиды, простить...
Психолог. А всегда ли любой
человеческий поступок можно простить?
Ответы участников:
— Если мы видим, что человек
раскаивается, мучится угрызениями совести,
считает себя виновным, ему можно «отпустить»
вину, дать возможность почувствовать, что он
прощен.
— Если ситуация не ущемляет чувства
собственного достоинства, то все-таки не стоит
лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание
отомстить...
Здесь обсуждается человеческая способность
прощать даже преступления.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Психолог. В психотерапии есть
такое направление — сказкотерапия. Душу
человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу
рассказать вам маленькую терапевтическую
сказку.
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было
произнести Слово, встретилось Молчание с
Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды
узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды
выражали одиночество и пустоту, в них было что-то
тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной
встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и
Молчание. Они увидели конец своей дороги и
осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено
им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали
Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки
навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
Психолог. В чем суть этой сказки?
Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод
вы делаете?
(Участники отвечают.)
Психолог. Сегодня мы с вами говорим о
способности каждого из нас прощать, о трудном
пути прощения. Мой долг — помочь вам осознать
жизненную необходимость прощения, почувствовать
светлую радость прощения. Я думаю, что наша
встреча будет способствовать тому, что вы и
сегодня, и в дальнейшей жизни будете проявлять
великодушие к людям. Только тонко настроенная
душа человека способна прощать даже самые
сильные обиды!
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова
слово «простить» расшифровывается как
«извинить, не ставить в вину, освободить от
какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля
«простить — делать простым от греха, вины, долга;
освобождать от обязательства, миловать».
Специалисты считают, что процесс прощения
проходит четыре фазы.
(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать
листы с написанными на них фазами на доске для
наглядности.)
Фаза открытия. Наличие гнева, постоянные
мысли об обиде, сравнение себя с обидчиком;
осознание чувств стыда и вины, если таковые имеют
место.
Фаза принятия решения. Поскольку прежние
стратегии поведения не избавляют от обиды,
человек готов рассматривать прощение как
предпочтительный выбор, готов простить обидчика.
Ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий. Происходит примеривание на
себя различных ролей, чтобы «влезть в шкуру»
обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику,
нахождение для себя личностного смысла в
прощении.
Фаза результата. Уменьшение негативных
чувств и рост позитивных. Прощающий осознает
свое несовершенство и несовершенство других
людей. Таким образом ослабляется угнетенное
состояние души, улучшается мнение об обидчике,
налаживаются отношения с ним. У того, кто простил,
повышается самоуважение и самооценка.
Прощение — свободный выбор личности. Нельзя
никого принудить проявить милосердие! Путь
избавления от межличностных обид можно даже
представить графически: это продвижение от
мести через переживание, превозмогание
негативных эмоций, мыслей, поведения к
положительным эмоциям, мыслям и поведению —
к прощению.
Обсуждение ситуации
Психолог. Я предлагаю сейчас
обсудить и, проиграв, разрешить примирением
конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.
Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень
нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но
он на нее не обращает никакого внимания. Мать
обещала об этом никому не рассказывать. Сама же
поведала обо всем отцу, который начал
подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат
же, поняв в чем дело, обещал рассказать все этому
парню. После этого девочка назвала мать
предательницей, стала огрызаться на реплики
отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В
семье сложилась угнетающая атмосфера.
Как разрешить сложившуюся ситуацию? Как начать
разговор о прощении? Кто из членов семьи должен
первым сделать шаг навстречу?
В результате обсуждения участники приходят к
выводу, что первым прощает тот, кто более
милосерден, великодушен, стоит на более высокой
ступени личностного развития.
Беседа по теме занятия
Звучит композиция ансамбля Beatles
«Yesterday».
Психолог. В христианстве прощению отведен
даже специальный день — день духовного очищения
от грехов вольных или невольных — последний день
Масленицы накануне Великого поста. Это (участники
подсказывают) — Прощеное воскресенье.
Считалось, что грехи, отпущенные людям в этом
мире, не будут зачтены Богом и в мире ином.
Тема прощения проходит красной нитью через
Библию, которая является источником
нравственных канонов для некоторой части людей.
К этой теме обращались и великие люди ушедшего
тысячелетия. Один из них — голландский художник
Рембрандт, для которого библейская «Притча о
блудном сыне» послужила сюжетом для написания
знаменитой картины.
Демонстрируется репродукция картины.
Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою
долю отцовского состояния. Однако он вернулся к
отцу, и отец простил его.
Психолог зачитывает Притчу о блудном сыне из
Евангелия от Луки.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У некоторого человека было два сына; и
сказал младший из них отцу: «отче! дай мне
следующую мне часть имения». И отец разделил им
имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав
все, пошел в дальнюю сторону и там расточил
имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той
стране, и он начал нуждаться. и пошел, пристал к
одному из жителей страны той; а тот послал его на
поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить
чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто
не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца
моего избыточествуют хлебом, а я умираю от
голода! встану, пойду к отцу моему и скажу ему:
отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим; прими меня в
число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и
сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и
пред тобою и уже недостоин называться сыном
твоим».
А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую
одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его
и обувь на ноги. и приведите откормленного
теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо
этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и
нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь,
когда приблизился к дому, услышал пение и
ликование. и, призвав одного из слуг, спросил:
«что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел;
и отец твой заколол откормленного теленка,
потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя,
звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я
столько лет служу тебе и никогда не преступал
приказания твоего; но ты никогда не дал мне и
козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями
моими. А когда этот сын твой, расточивший имение
свое с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка».
Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все
мое твое. А о том надобно было радоваться и
веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил;
пропадал и нашелся».
(Лук.15:11-32)
Данная тема была близка и самому
Рембрандту. После смерти любимой жены коллекцию
его картин и все его имущество продали с молотка
за долги. Видимо, и самому Рембрандту было кого и
за что прощать.
Эта картина стала лебединой песней великого
художника. Находится она в Эрмитаже в г.
Санкт-Петербурге.
Итак, что же означает теперь для вас слово
«простить»?
Ответы участников:
— Перестать гневаться и винить
другого человека.
— Не упрекать человека за нанесенную обиду.
— Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым
придет мириться.
— Избавить человека от ощущения вины.
— Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в
себе.
— Справиться с депрессией и тревожностью.
— Не ставить человеку в вину дурную мысль или
поступок.
— Относиться терпимо к чужим проступкам.
— Разорвать порочный круг озлобленности и мести.
— Полностью реализовать свои возможности,
показав окружающим пример сочувствия,
великодушия и мудрости.
Психолог. Что мы чувствуем, когда
прощаем себя и другого?
Ответы участников:
— Удивление.
— Избавление от тяжких мук и обид.
— Счастье, облегчение.
— Радость.
— Желание начать новую жизнь.
Психолог. Ребята, а как дать
человеку понять, что ты прощаешь его?
Ответы участников:
— Если человек осознал свою вину и
просит извинить его, надо принять эти извинения.
— Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду
или причинил неприятности.
— Можно написать дружеское письмо тому, кто
нуждается в прощении.
Психолог. Какие качества помогут
нам сделать это?
Ответы участников:
— Смелость, сострадание,
великодушие.
— Любовь.
— Уважение.
— Чувство ответственности.
Психолог. Прощение — сложный
процесс, требующий сил и энергии, дарующий
исцеление от обид, вредно воздействующих на
физическое и психическое здоровье человека.
Прощение подобно спасательному кругу, который в
ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и
агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы
порой несем через всю жизнь.
И пусть скептики говорят, что
прощение противоположно торжеству
справедливости, что оно — проявление слабости,
что оно может стать отказом от борьбы за
собственную точку зрения, проявлением
превосходства, снисхождения. Некоторые люди
считают даже, что просить прощения — значит
унизиться перед другим. Но прощение — это
внутреннее, личное освобождение от обиды и
борьба за освобождение другого из плена
отрицательных эмоций.
Оттенки жизни — черное и белое?
Оттенки страсти — черное и красное?
Да, чувства рисовать — попытка смелая,
Но в двух цветах — занятие опасное.
Какою краской расцветить прощение?
В пастель тонов как положить негаданность?
Какого цвета боль приносит мщение?
И почему так золотится радостность?
На риторические вопросы Елены
Шевченко нам еще предстоит ответить.
Заключение
Психолог просит всех взяться за руки,
почувствовать тепло, исходящее от каждого.
Психолог. Я хочу каждому из
присутствующих здесь сегодня подарить ангела
как символ чистоты и святости. Это не просто
игрушка, а знак, который будет напоминать вам
слова Норта: «Прощение — не отрицание
собственной правоты в суждениях, а попытка
взглянуть на обидчика с состраданием,
милосердием, любовью, в то время, когда он,
казалось, должен быть лишен права на них».
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До
свидания!