Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

БОЛЬНЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

У российских психологов пока явно недостаточно опыта работы с детьми с ограниченными возможностями. Не отработаны психологические технологии помощи таким детям в общеобразовательной школе и помощи педагогическому коллективу (что, кстати, не менее важно, чем целевая работа с учащимися). Не существует однозначно определенных функциональных обязанностей психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями.
Хотелось бы обсудить с читателями «Школьного психолога» наш опыт, накопленный в течение нескольких лет существования психологической службы в общеобразовательной школе-лаборатории № 367 (для больных детей и детей-инвалидов) г. Зеленограда. Возможно, кому-то он будет полезен. Да и многие проблемы, с которыми мы столкнулись, еще не решены окончательно.

«ОРАНЖЕРЕЙНЫЕ» ОПАСНОСТИ

Школы, подобные нашей, появились в России недавно. Они занимают особое положение среди других школ и имеют очевидную специфику. В школе № 367 учатся дети, имеющие врожденные и приобретенные заболевания очень широкой нозологии как соматического, так и психоневрологического плана. Есть дети с ДЦП. Все наши ученики направлены в эту школу на основе заключения клинико-экспертных комиссий городских поликлиник. У всех наших учеников сохранный интеллект.
Школа-лаборатория № 367 имеет существенные отличия от школ подобного типа. Здесь работает психологическая служба, в составе которой шесть педагогов-психологов (клинический психолог, специальные психологи, психотерапевт, арт-терапевт, специалист по тренингам). А есть еще социальные педагоги, дефектологи, логопеды. В этом — разительное отличие от школ, где под гордым именем психологической службы скрывается одинокий специалист, судорожно пытающийся «охватить» своими услугами добрых полторы тысячи учащихся и десятки учителей.
А теперь — о важнейших психологических проблемах. При этом речь пойдет не только (и даже не столько) о проблемах детей. Не менее важными являются психологические трудности развития всей школы как системы.
К сожалению, в подобных школах и вообще в специальных учреждениях распространено мнение, часто разделяемое администрацией и учителями, что больным детям необходимо создать «оранжерейную» среду — с максимальным комфортом, щадящим режимом, постоянными похвалами и культивированием «чувства особости».
С одной стороны, это позволяет избежать угроз, агрессии и манипуляций со стороны учителя, защитить учеников от волнений, нежелательных для больных детей, с другой стороны — становится первой ступенью в искажении самооценки ученика, что отражается как на дисциплине, так и на отношении к учебе и к самим учителям.
Сотрудники школы, и в частности педагоги-психологи, хорошо осознавали опасность подобной позиции. Нам не хотелось повторять негативный опыт других учреждений. Следовательно, с самого начала деятельность психологической службы была направлена на предотвращение подобных ошибок в процессе становления школы. Задача состояла в том, чтобы помочь школе развиваться по пути создания оптимальной образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Субъект-субъектный и личностно-ориентированный подходы к обучению предполагают личностный рост как ученика, так и учителя. Но ведь кому, как не психологам, работающим в школе, известно, насколько часто провозглашение личностно-ориентированного подхода остается декларацией, за которой — пустота. Нам хотелось наполнить этот подход конкретным содержанием.
Создавая и развивая психологическую службу, мы опирались на идею институциональной психотерапии, согласно которой само учреждение и его структура должны оказывать лечебное воздействие на учащихся.
Мы хотели помочь больным детям продвинуться в личностном развитии, сделать для них возможным встречу со своим реальным Я. Они должны были встретиться с собственными тяжелыми чувствами, страданием и горем и постепенно изменить отношение к себе через работу с этими чувствами и патологическими ригидными защитами от них.
Психологи работали с учениками, с родителями, учителями, персоналом школы как индивидуально, так и в группе. В психологической службе было создано психотерапевтическое отделение, сотрудники которого работали с личностью в целом, а не только корректировали локальные психологические нарушения.

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

В прошедшем учебном году деятельность нашей психологической службы была нацелена на апробацию модели «работы по запросу». Здесь основной акцент был сделан на оказание психологической помощи по «точечному» принципу, то есть услуги психологов предоставлялись прежде всего школьникам, родителям и педагогам, имеющим наиболее серьезные проблемы.
Одна из самых трудных проблем, с которой сталкивается любой школьный психолог (а психолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями, — в особенности), — это школьная адаптация.
Дети, приходящие в первый класс нашей школы, соматически ослаблены, поэтому они адаптируются к школе в течение всего первого учебного года и даже дольше.
Вспоминается случай с одним первоклассником, который, придя в школу после семилетнего вынужденного домашнего заточения (в связи с болезнью), больше полугода просто молчал на уроках — и не потому, что у него имелись логопедические проблемы (хотя и это было), а потому, что испытывал такую тревогу, которая его просто парализовывала. Цикл арт-терапевтических занятий помог мальчику преодолеть страхи, и к концу первого класса ему удалось адаптироваться к школе.
Важным фактором для организации успешного обучения больных детей является их первичная диагностика при поступлении в школу. Чтобы судьба ребенка сложилась удачно, администрации школы необходимо принять во внимание рекомендуемую психологом форму обучения. Лучше сразу обучать ребенка индивидуально, нежели потом выводить его из школьного коллектива, что является большим стрессогенным фактором для ребенка, его родителей и самого учителя.
Это тоже специфическая проблема для школ, подобных нашей. Как рыдала девочка, которую после двух лет пришлось переводить на домашнее обучение! Ведь по предыдущему опыту она хорошо знала, что такое жизнь в четырех стенах. Особенно трудно к этому возвращаться, когда у ребенка уже появились друзья, возможность ежедневно общаться с ними. Однако специфика заболевания не позволяла девочке ежедневно посещать школу. И хотя психологи понимали, насколько сильна для нее психологическая травма, ничего поделать было нельзя (понятно, что психологическая помощь ей оказывалась и на дому, но...).

С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ

В рамках психологического сопровождения детей начальной школы была организована работа психолога с учащимися, испытывающими трудности адаптации и имеющими повышенный уровень тревожности.
Групповая работа с такими детьми проходит в форме арт-терапевтических занятий. В нашей школе активно применяется специально разработанная программа по арт-терапии «Восприятие себя» для смешанной группы детей разных возрастов. Результаты свидетельствуют о ее эффективности при работе с самыми разными детьми, но особенно с теми, кто имеет психоневрологическую нозологию.
Занятия направлены на «эмоциональное воспитание» детей, на укрепление их психического здоровья, а потому может рассматриваться как удачная форма психокоррекции. Кроме того, арт-терапевтические занятия выполняют и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Вот уже два года в школе действует система кураторов-психологов, закрепленных за определенными классными параллелями. За каждым психологом оказалось закреплено по две параллели.
Ребята из этих параллелей — это его, психолога, дети. Он постоянно в курсе всех событий, происходящих с ними. В случае каких-либо затруднений или при возникновении вопросов, дети знают, к кому обращаться. При этом не обязательно, что оказанием психологической помощи займется сам психолог-куратор. Если с проблемой, содержащейся в запросе, более компетентно может справиться другой специалист службы, то ему и переадресуется запрос.
В прошедшем учебном году велась целенаправленная работа по развитию эмоционально-личностной сферы учащихся средней и старшей школы. Думается, что в школе для детей с ограниченными возможностями — это ключевое звено в работе психолога.
Каждый новый сотрудник, который приходит на работу в нашу школу, также переживает период адаптации. Учитель, даже хороший, но не имевший ранее контактов с больными детьми, часто оказывается эмоционально не готов к работе с ними. В результате он избирает одну из деструктивных стратегий поведения — либо занимает позицию «жалостливой мамы» (а в конечном счете не может ничего требовать от учащихся и становится объектом манипуляций с их стороны), либо психологически защищается, полностью закрыв «эмоциональное забрало» и отказавшись от сопереживания.
И в том, и в другом случае ему требуется психологическая помощь.

РЕШАЕМ СООБЩА

В школе еженедельно проводятся синтез-группы — своеобразные психолого-педагогические коллоквиумы.
Если от учителя поступает жалоба на какого-то ученика, то на синтез-группе происходит обсуждение этого случая. Затем ребенок и его родители приглашаются на консультацию, и работа начинается, по их выбору, или с семьей, или отдельно с ребенком.
Параллельно куратор работает с классом, с учителями и администрацией. Обсуждение этого случая ведется на синтез-группе. Таким образом удается купировать тревогу у учителей и родителей.
Вместе с тем анализ нашей работы показывает, что с учителями необходимо проводить специальные тренинги и занятия психотерапевтической направленности в целях снятия симптомов «эмоционального сгорания». Реализация таких программ станет одной из задач следующего года.
Не следует думать, что все в нашей школе блестяще. Множество вопросов остается без ответа. Но мы их ищем. Думаем. И пробуем.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук


Формы деятельности сотрудников психологической службы в образовательном учреждении
для больных детей и детей-инвалидов

 1. Обучение психологов службы, повышение квалификации — посещение лекций, семинаров по психотерапии, по изучению литературы, по сказкотерапии.

2. Лекции для персонала школы, для медицинских сотрудников и логопедов.

3. Балинтовские группы для психологов — разбор сложных случаев, консультаций.

4. Коллегиальные консультации детей и родителей.

5. Круглые столы, ворк-шопы.

6. Родительские субботы — один раз месяц, тематические встречи: о проблемах воровства, сексуальности, о роли отца в воспитании детей и др.

7. Тренинги для учеников — развития самосознания для старшеклассников, общения для 6—8-х классов.

8. Семейное консультирование, детско-родительские консультации и индивидуальная психотерапия родителей.

9. Индивидуальная психотерапия с детьми, в том числе игровая терапия и арт-терапия, один раз в неделю.

10. Синтез-группы для всего персонала школы один раз в неделю.

11. Индивидуальные консультации учителей по личным и профессиональным проблемам.